СОДЕРЖАНИЕ
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. | |
2. Расчет зубчатых колес редуктора | |
3. Предварительный расчет валов | |
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса | |
5. Конструктивные размеры корпуса редуктора | |
6. Расчет цепной передачи | |
7. Первый этап компоновки редуктора | |
8. Проверка долговечности подшипника | |
9. Второй этап компоновки редуктора | |
10. Проверка шпоночного соединения | |
11. Уточненный расчёт валов | |
12. Выбор сорта масла | |
13. Сборка редуктора | |
14. Список используемой литературы | |
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт
Технические данные
P2=4,5 кВт
n2=100 об/мин
1.1 Определение общей КПД установки
, где
=0,98 - КПД цепной передачи
=0,99 - Две пары подшипников качения
=0,92 - КПД зубчатой передачи
=0,99 - КПД муфты
1.2 Определяем требуемую мощность электродвигателя.
1.3 Определяем требуемую частоту вращения.
где Uц.п. =3;Uред =4
nдв =nз×Uобщ=100×12=1200
1.4 Выбираем тип двигателя по таблице П1. Это двигатель 4А100L4УЗ с ближайшим большим значением мощности 4 кВт, с асинхронной частотой вращения 1500 об/мин и S =4,7%. Этому значению номинальной мощности соответствует частота вращения nном =1500-47=1453 об/мин.
1.5 Определяем общее передаточное число установки.
1.51 По ГОСТ 2185-66 принимаем Uред =4
1.6 Пересчитываем Uц.п.
|
1.7 Определяем вращающий момент на валах
1.71 Вращающий момент на валу шестерни
1.72 Вращающий момент на валу колеса
2. Расчет зубчатых колёс редуктора
2.1 Выбор материалов для передач
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками по таблице 3.3: для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твёрдость НВ 230; для колеса - сталь 45, термообработка – улучшение, но твёрдость на 30 единиц ниже – НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения
где sн lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. По табл. 3.2[1] для углеродистых сталей с твёрдостью поверхностей зубьев менее
НВ 350 и термообработкой (улучшение)
КHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагрузки больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL=1; [ n ]H=1,1
2.2Принимаем допускаемое напряжение по колесу
Для колеса
Тогда расчетное допускаемое напряжение
Коэффициент нагрузки , несмотря на симметричное расположение колес относительно опор, примем выше для этого случая, так как со стороны клиноременной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по табл. 3.1[1], как в случае несимметричного расположения колес, значение =1,25.
Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активной поверхности зубьев (по формуле (3.8) [1]).
|
Здесь принято . Ближайшее стандартное значение . Нормальный модуль зацепления
; принимаем (стр.36 [1])
2.3 Угол наклона зубьев . Определим число зубьев шестерни и колеса:
; принимаем z1=28
тогда принимаем z2=112
2.4 Основные размеры шестерни и колеса:
2.41 Диаметры делительные:
; .
Проверка: .
2.42 Диаметры вершин зубьев:
; ;
ширина колеса ;
ширина шестерни .
2.43 Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
.
2.44 Окружная скорость колес и степень точности передачи
м/с,
где - ω1=
При такой скорости следует принять 8-ю степень точности (стр.32 [1])
2.5 Коэффициент нагрузки
Значения даны в табл.3.5[1]: при , твердости и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи .
По табл. 3.4[1] при и 8-й степени точности . По табл.
3.6[1] для прямозубых колес при имеем . Таким образом,
.
2.6 Проверка контактных напряжений по формуле (3.6)[1]:
2.7Силы, действующие в зацеплении:
2.71 Окружная ;
2.72 Радиальная ;
2.73 Осевая
2.8 Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (3.25)[1]:
Здесь коэффициент нагрузки .
По табл. 3.7[1] при , твердости и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор . По табл. 3.8[1] . Таким образом, коэффициент .
2.81 –коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев :
у шестерни ;
у колеса .
При этом и (стр.42 [1]).
Допускаемое напряжение – по формуле (3.24)[1]:
.
По табл. 3.9[1] для стали 45 улучшенной при твердости .
Для шестерни ;
для колеса .
–коэффициент запаса прочности(3.24)[1], где ; . Следовательно, .
|
Допускаемые напряжения:
для шестерни ,
для колеса .
Находим отношения ;
для шестерни ;
для колеса .
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты Ub и КFa
β=1, т.к. β=0
Проверяем прочность зуба колеса по формуле (3.25)[1]:
Условие прочности выполнено.
3. Предварительный расчет валов редуктора
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал:
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (учитывая влияние изгиба вала от натяжения ремней привода) по формуле (6.16)[1]
.
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда(ГОСТ 6636-69): .
Примем под подшипниками . Шестерню выполним за одно целое с валом.
Ведомый вал:
Учитывая влияние изгиба вала от возможных натяжений, принимаем .
Диаметр выходного конца вала
.
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда: . Диаметр вала под подшипниками принимаем , под зубчатым колесом .
Диаметры остальных участков назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.