ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




Государственное регулирование экономики – это вмешательство государства в национальное хозяйство с целью общей координации и стимулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Государственное регулирование необходимо потому, что рыночный саморегулирующий механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что снижает эффективность национальной экономики.
         
Нивелирование негативных последствий рынка, неизбежных при функционировании экономики в соответствии с законами спроса и предложения.   Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.   Обеспечение социальной защиты тех групп населения, положение которых в условиях рынка становится наиболее неустойчивым.

Основная экономическая задача государственного вмешательства в экономику состоит в том, чтобы посредством системы экономических хозяйственных механизмов воздействовать на «провалы рынка», способствовать сбалансированности потока общих расходов на товары и услуги с денежной массой, обеспечивающей этот товарооборот, а также создавать нормальные стимулирующие условия для роста производства, накопления, развития предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и т. д.

 

Объекты государственного регулирования – это макроуровень национальной экономики и наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, ЕС), уровень секторов, отраслей, регионов, а также микроуровень хозяйственных звеньев.
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации; структура форм собственности; социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства; экономический цикл, процесс воспроизводства; государственный сектор экономики; условия и источники накопления капитала; денежное обращение; цены, антиинфляционные процессы; конкурентная среда; предпринимательство; инвестиции, НИОКР; социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; занятость, кадры; платежный баланс; внешнеэкономическая деятельность страны, регионов, предприятий и их объединений.

 

Субъектами государственного регулирования являются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления.

Для реализации целей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования.

 

Прямое регулирование осуществляется в форме безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в виде субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов, способствуя выравниванию финансового положения территорий, секторов экономики, отдельных социальных групп населения.

Сегодня общепризнанны разнообразные формы и методы государственного регулирования экономики. Однако в каждой конкретной стране и в каждое конкретное время могут существовать либо преобладать конкретные формы и методы регулирования в зависимости от специфики страны, ее исторически сложившихся экономических, политических, правовых, национальных, культурных и других особенностей. Это определяет национальную модель государственного регулирования.

НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Японская   Американская   Европейская
         
Имеет место активное государственное регулирование с применением методов прямого вмешательства, хотя в последнее время здесь усиливается роль рыночных регуляторов (Япония, Индия, Турция, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Южная Корея).   Характерна неактивная модель государственного регулирования, когда государство гибко используется там и тогда, где и когда рынок дает «осечку». Здесь государственное регулирование осуществляется по остаточному принципу, т.е. регулируются те аспекты, которые не поддаются эффективному воздействию рыночного механизма (США, Великобритания).   Роль государственного регулирования велика, по преимуществу используются методы прямого вмешательства с ориентиром на его социальную направленность (Германия, Швеция, Франция, Италия).

 

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЕ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ  
       
Классическая теория Представители: А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Хайек. Рыночная система без вмешательства государства способна обеспечить эффективное развитие экономики. Человечество не может сознательно управлять экономическими процессами лучше, чем это обеспечивается свободным функционированием рынка, конкуренцией. Любые попытки ограничения человеческих свобод вредны для общества. Рыночный механизм автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходов и расходов при полной занятости и полном объеме производства. Общее не­равновесие невозможно, рынок сам исправит дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакое вмешательство государства не требуется.   Кейнсианская теория   Представители: Дж. Кейнс, П. Самуэльсон. Капитализм не может быть саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию. Периодически равновесие совокупного спроса и совокупного предложения нарушается, возни­кают инфляция и безработица. Необходима активная роль государства в поощрении развития экономики и стимулирования спроса. Государство должно способствовать умеренному росту цен и доходов, расширяя границы рынка, наращивая объем производства и сокращая безработицу. Активное вложение государственных средств в экономику будет стимулировать ее развитие через повышение эффективного спроса, без роста государственного сектора.  
     
         

Тест по теме

1. В стране возник дефицит товаров, растут цены. Какие меры государственной экономической политики Вы предпочтете:

1. заморозить цены, ввести штрафные санкции за их повышение;

2. ввести бюджетное субсидирование некоторых цен с целью их снижения;

3. стимулировать капиталовложения в создание новых производственных мощностей;

4. начать выпуск дефицитных товаров на государственных предприятиях;

5. снять количественные ограничения на импорт, снизить таможенные пошлины.

2. Каким задачам соответствует применение административных средств государственного регулирования экономики:

1. обеспечение высоких темпов экономического роста;

2. укрепление национальной валюты;

3. является главным инструментом выполнения среднесрочных общехозяйственных государственных программ;

4. корректирует рыночный механизм там и в той мере, где экономическими средствами регулирования корректировать его невозможно или неэффективно;

5. сглаживать диспропорции в отраслевой и территориальной структуре экономики страны?

3. Какие из представленных в списке благ являются чистыми общественными, смешанными или частными благами:

1. демонстрация художественного фильма в кинотеатре;

2. фонтаны на площадях города;

3. минеральная вода в Железноводске, которую в павильоне центрального парка города бесплатно пьют все желающие;

4. общественный правопорядок;

5. метрополитен?

4. Какие из перечисленных ниже целей государственной политики являются взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными:

1. рост ВВП и снижение уровня безработицы;

2. увеличение ставок налога на прибыль предприятий и рост промышленного производства;

3. рост ВВП и увеличение экспорта?

5. Увеличение размера государственных пенсий является примером:

1. кредитно-бюджетной политики;

2. монетарной политики;

3. фискальной политики;

4. денежно-финансовой политики.

6. Укажите инструменты косвенного воздействия государства на рынок:

1. бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика;

2. таможенные и валютно-финансовые мероприятия;

3. оба ответа;

4. нет правильного ответа.

7. Укажите инструменты прямого воздействия государства на рынок:

1. национализация, приватизация;

2. государственные закупки;

3. целевое финансирование;

4. все перечисленные выше.

8. Фактическое, конечное распределение дохода между домохозяйствами в результате государственного регулирования процессов распределения:

1. распределение дохода личное;

2. распределение дохода функциональное;

3. рациональность потребителя;

4. рента экономическая.

9. Формы государственного регулирования экономики:

1. региональные и целевые программы;

2. прогнозирование и анализ;

3. экономические мероприятия;

4. все перечисленные.

10. Что из названного ниже не относится к целям экономической политики:

1. экономический рост, полная занятость;

2. монополизация экономики, дефицит государственного бюджета;

3. стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты;

4. внешнеэкономическое равновесие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: