Задачи и упражнения по теме




Задача 1.

Начертите кривую производственных возможностей, обозначив общественные блага на вертикальной оси, а товары индивидуального потребления – на горизонтальной.

Укажите способы государственного влияния на увеличение производства общественных благ.

 

Решение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 2.

Современные экономисты считают, что большинство правительственных акций одновременно воздействуют на распределение доходов, ресурсов и на уровни безработицы и цен.

Используйте модель кругооборота капитала для иллюстрации этого положения.

 

Решение:

 

 

Задача 3.

Прокомментируйте положение Р. Барра:

Вмешательство государства в сферу ценообразования стало обычным с 1930 г. по многим, зачастую противоречивым причинам. В одних случаях оно было вызвано:

а) стремлением производителей получать от государства помощь, чтобы избежать снижения цен, связанного с конкурентными факторами либо с иностранной конкуренцией;

б) требованием потребителей или их отдельных групп о снижении цен на продукты, с которыми связана основная доля расходов.

В других случаях государство вмешивалось самостоятельно, стремясь воздействием на цены защитить потребителей, поддержать стабильность денежной единицы, преодолеть влияние монополий либо смягчить неблагоприятное для потребителей воздействие от­дельных проявлений конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии).

Вмешательство государства может выражаться либо в воздействии на факторы, определяющие цену (спрос и предложение), либо в прямом влиянии на уровень цен. В кризисные периоды государство может устанавливать контроль над ценами.

 

Решение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4.

Укажите, какие виды экономической политики должно проводить государство для реализации указанных хозяйственно-политических задач:

 

Основные виды государственной экономической политики

Хозяйственно-политические задачи Виды экономической политики
Установление типовых хозяйственных условий Политика конкуренции
Обеспечение стабильности денег  
Смягчение экономических кризисов  
Изменение структуры производства  
Сохранение окружающей среды  
Социально-приемлемое распределение благ  

 

Задача 5.

Постройте диаграмму изменения сферы влияния государства в период 1890-1990 гг., используя данные таблицы.

Как вы считаете, можно ли Швецию отнести к странам рыночной экономики, если государственная квота в общем экономическом результате составляет ныне 60 %?

Изменения сферы влияния государства в экономике

Страна Сфера влияния, %
1890 г. 1990 г.
Швеция    
Франция    
Германия    
Великобритания    
США    
Япония    

 

Решение:

 

 

ТЕМА 14. ФИНАНСЫИ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.

СОДЕРЖАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Цель: определить понятия «финансы» и «финансовая система», рассмотреть содержание фискальной политики государства. Ознакомиться с особенностями государственной бюджетной системы РФ, примерной структурой государственного бюджета. Изучить сущность, виды налогов, их составные элементы и функции, а также обозначить принципы налоговой системы РФ.

Ключевые понятия и термины: финансы, финансовая система, денежные средства, финансы государства, финансы предприятия (организации), финансы населения, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетный дефицит, профицит бюджета, налоги, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги, НДС, налог на прибыль, акцизы, прогрессивный налог, предельная ставка налога, средняя ставка налога, кривая Лаффера, налоговая система.

ФИНАНСЫ– это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫСОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВ  
   
  денежная форма   распределительный характер отношений, когда отсутствует эквивалентный обмен   распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды
               
  ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
   
Функция обеспечения существования государства имеет задачу создания материальной основы функционирования государства   Распределительная функция заключается в том, что государство, концентрируя в сво­их руках значительную часть общественного продукта, осуществляет с помощью финансов его распределение и потребление   Контрольная функция проявляется в процессе формирования и использования денежных фондов  
               

Роль государственных финансов в современных условиях заключается, прежде всего, в том, что они выступают важным ин­струментом воздействия на процесс общественного воспроизвод­ства, поддержания темпов экономического роста, развития клю­чевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП.

    ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это важнейшая со­ставная часть общих экономических отношений, которые присущи любой экономической системе.  
   
финансы предприятий, организаций, учреждений   страхование   государственные финансы
               
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

 
 


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ– это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

 

  Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой  
 
государственный бюджет   местные финансы   специальные внебюджетные фонды   финансы государственных корпораций
                 

 

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства, включающая в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.

БЮДЖЕТ – это централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной).
    Государственная бюджетная система РФ  
   
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов   Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов   Местные бюджеты
         
обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера, регулирует процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами Федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.   включает 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего – 89)   включает около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских)
               
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны. Это своеобразный баланс (план) доходов и расходов государства на определенный период (как правило, на один календарный год), утвержденный в законодательном порядке.
  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  
   
перераспределение национального дохода   вмешательство в процесс общественного воспроизводства   осуществление государственной социальной политики
               

Государственный бюджет строится на определенных принципах:

1 принцип единства бюджета означает сосредоточение в нем всех производимых расходов и собираемых доходов;

2 принцип полноты бюджета означает учет всех затрат и поступлений по каждой статье;

3 принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов;

4 принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, т.е. придавать гласности основные статьи бюджета.

  ДОХОДЫБЮДЖЕТОВ - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.  
     
Налоговые поступления: предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги, и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы   Неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг и др.
         

 

 

 

 

 


Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

 

Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбалансированности положены в основу бюджетной политики РФ.

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

 

Бюджетный процесс в Российской Федерации принято подразделять на четыре этапа:

· составление проекта бюджета;

· принятие бюджета;

· исполнение бюджета;

· контроль за его исполнением.

Важнейшими инструментами государства в реализации поставленных целей являются фискальная политика и налоговая политика.

 

  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей.  
 
разработка основных направлений использования финансовых ресурсов государства   методы финансирования   главные источники покрытия государственных расходов   проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга
                 

 

Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального объема производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера».

       
 
   
r (ставка процента), %
 

 

 


По абсциссе на этом графике откладывается величина процентной ставки r, а по ординате – величина налоговых поступлений R.

  НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. НАЛОГ – это обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.   Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами – это НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.  
  функции налогов  
 
фискальная (бюджетная)   контрольная   распределительная   регулирующая
             
изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госаппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов     обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах   посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народно-хозяйственных проблем как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексно-целевых программ развития   через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в том числе на производственные процессы
  ЭлементЫНАЛОГОВ  
 
субъект налога   носитель налога   объект налога   ставка налога  
               
лицо, которое по закону обязано платить налог   лицо, которое фактически уплачивает налог   доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)   величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.) Виды ставок: прогрессивная – чем выше доход, тем выше ставка; регрессивная – чем больше доход, тем ниже ставка; пропорциональная – одна и та же ставка независимо от величины дохода. Формы ставок: фиксированная (твердая); ставка суммы на единицу обложения; долевая ставка (идет в %).  
                                   

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Признак в основе классификации Виды налогов
По субъектам налогообложения Налог с юридических лиц, налог с физических лиц, другая категория плательщиков, на которых возложена обязанность уплачивать налоги
По объектам налогообложения Налоги доходности (налог на прибыль, налог на доход физ. лиц), имущественные налоги (налог на имущество физ. лиц, юр. лиц, транспорт), налоги рентных отношений (природные ресурсы)
По источникам уплаты налогов: характеризует источник уплаты налогов, т.е. за счет чего уплачивается налог Выручка от реализации, себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
По механизму формирования Прямые и косвенные налоги. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налога на потребителей. Сам критерий предполагает, что оптимальным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль). Окончательным плательщиком косвенного налога выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене (НДС и акцизы)
По уровням Федеральные, региональные, местные налоги. При этом федеральные и региональные считаются государственными налогами, так как они устанавливаются решением высшего представительского органа государства и могут поступать в различные бюджеты, местные налоги всегда поступают в местный бюджет
По способам взимания Кадастровый (размер взимаемого налога устанавливается на основе специального реестра (кадастра), содержащего классификацию объекта налогов по каким-либо признакам. Например, налог на землю, транспортный налог. На основе декларации (т.е. отчета налогоплательщиков о полученном доходе, предоставляемом налоговой службе). При этом способе налоги взимаются после получения дохода. У источника выплаты (при этом способе налог взимается до получения дохода) налог начисляется и выплачивается в бюджет тем предприятием, на котором образуется доход (подоходный налог)
В зависимости от органов, контролирующих правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет Это налоговый контроль за поступлением, который осуществляется органами гос. налог. службы (органами ФНС), налоговый контроль органов государственного таможенного комитета (таможенные пошлины); взносы во внебюджетные фонды (они контролируются самими фондами как самостоятельно, так и совместно с органами гос. налоговой службы)
По предназначению Общие, которые обезличиваются в доходной части бюджета; специальные, имеющие определенное предназначение
По срокам уплаты При получении права на занятие определенным видом деятельности; ежедекадные налоги; ежемесячные; ежеквартальные, ежегодные
По предоставляемым льготам Налоги, предполагающие необлагаемый минимум (например, в налоге на доходы физических лиц он предоставляется в форме налоговых вычетов); предполагающие льготу – полное освобождение от налогов; понижение налоговых ставок (например – НДС); уменьшение объекта налогообложения; предполагающие отсрочку и рассрочку уплаты налогов
По признаку соотношения между ставкой налога и доходом Прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги

 

Тест по теме

1. Под финансами следует понимать:

1. денежные средства, находящиеся в обращении;

2. денежные средства, находящиеся на руках у населения и на счетах предприятий в банке;

3. экономические отношения, связанные с движением денег и товаров;

4. систему экономических отношений, связанных с образованием, перераспределением и расходованием фондов.

2. Какие из финансов являются основополагающими:

1. финансы хозяйственных субъектов;

2. финансы населения;

3. финансы государства;

4. финансы фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: