Тема: «Топографическая и спортивная карта»




 

Цель: научить работать с топографической и спортивной картой.

Задачи:

  1. познакомить (вспомнить) с понятием карта, виды карт;
  2. познакомить (вспомнить) с понятием масштаб, виды масштабов;
  3. поупражняться с топографическими и спортивными картами;

Оборудование: атласы по географии 6 («Дрофа», ФГОС, М.-2015) – 7 класс («Дрофа», ФГОС, М.-2015), атласы дорог России, топографические карты, спортивные карты, линейка, транспортир, компас.

А

- работа с атласом по географии 6 – 7 класс.

 

Ход занятия:

 

  1. Актуализация знаний.
  • Что такое карта и зачем она нужна? (Карта – чертёж поверхности, выполненный в определённом масштабе)

Рассмотрите карты в атласах по географии для 6,7 класса.

Задание 1. Мозговой штурм.

 

  • Чем могут отличаться карты?

К лассификация карт

 

п о масштабу по содержанию по охвату территории по назначению

- крупномасштабные; - мировые; - учебные;

- среднемасштабные; - материков и частей света; - справочные;

- мелкомасштабные; - регионов мира; - навигационные;

- стран, отдельных частей стран.

общегеографические тематические:

- физико-географические;

А

- социально-экономические.

- работа с атласом по географии 6 – 7 класс.

 

Приведите примеры карт (на каких страницах в атласах 6 и 7 класса по географии):

- физико – географические;

- социально – экономические;

- мировые;

- материков;

- стран.

Задание 2. Мозговой штурм.

  • Что такое масштаб и для чего он нужен? (Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине, соответсвующей линии в натуре. Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель числу, показывающему степень уменьшения длин линий (например 1:100 000 – 1 см на карте соответствует 100 000 см в действительности).

А

- работа с атласом по географии 6 – 7 класс

 

Приведите примеры карт (на каких страницах в атласах 6 и 7 класса по географии):

- мелкомасштабные (от М 1:200 000 до 1:1 000 000);
- среднемасштабные (М 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000);
- крупномасштабные (М 1:5 000 и 1:10 000).

 

  1. Основной материал..

Задание 3. Мозговой штурм.

  • Как вы думаете, какими картами пользуются в походном туризме и почему? (топографическими, они крупномасштабные, более подробные, ориентироваться с помощью условных знаков).
  • Как вы думаете, какими картами пользуются в спортивном туризме и почему? (спортивными, они крупномасштабные, более подробнее чем топографические и со специальными условными знаками).

 

ОТЛИЧИЕ КАРТ

 

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты.

Топографические условные знаки подразделяют на линейные, фигурные, площадные и пояснительные.

Линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Фигурные — это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

Площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов — то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

Пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.

 

 

 

Пользуются в походах!!!

 

 

Условные знаки спортивных карт разделены на

5 групп:
- рельеф;
- скалы и камни;
- гидрография и болота;
- растительность;
- искусственные сооружения.
В отдельную группу выделены знаки обозначения дистанции и стрелки магнитного меридиана.
Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сбоку или сверху (дорога, строение, дерево).

Условные знаки спортивных карт подразделяются на масштабные, линейные, и внемасштабные.

Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т.д., границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты. (Площадные ориентиры).
Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т.д., которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей части дается увеличено. (Линейные ориентиры).

Внемасштабные знаки используются для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т.п., т.е. таких предметов, которые нетрудно или невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное местоположение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака. (Точечные ориентиры).

 

 

Пользуются на соревнованиях!!!

 

 

Задание 4. Мозговой штурм.

  • Можно ли с помощью масштаба определить расстояние на карте? Как это сделать?

 

 

Например:

Определите, чему равно расстояние от ветряной мельницы до моста на р.Уса.

Измеряем с помощью линейки расстояние между ветряной мельницей и мостом через реку Усу. Расстояние равно 7 см. Находим именованный масштаб на карте. Масштаб в 1 см 100 м. Расстояние (измеренное с помощью линейки) умножаем на масштаб получаем расстояние на местности. 7 см Х 100 см = 700 м.

А

 

- работа с атласом по географии 6 класс.

Выполните задания с помощью атласа по географии 6 класс «План местности» стр. 10 (масштаб в 1 см 125 м). Объединение разделилось на группы. Каждой группе (столы) своё задание.

 

Нахождение расстояния с помощью масштаба

Задание № 1:

Определите (в см) чему равно расстояние от точки А до точки Б.

Задание № 2:

Определите (в см) чему равно расстояние от точки Г до точки А.

 

 

Нахождение азимута с помощью транспортира и компаса.

 

Азимут – направление на север и на данный объект (в градусах). Азимут используют для ориентации на суше, в морях, в воздухе, там, где сопоставить карту и местность невозможно и необходимо точное направление продвижения. Зная азимут, можно достичь объекта без других ориентиров, совершенно не зная территории.

 

Нахождение азимута с помощью

компаса

1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на условный знак на местности (карте).
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке (в градусах).

1. Определить направление на север, т.е. настроить (сориентировать) компас (положите его на горизонтальную поверхность, стрелка должна быть неподвижной и указывать на «С» (север)).

2. Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут линейку (тонкую, плоскую палочку) по направлению от центра компаса к условному знаку на карте по часовой стрелке.


 

Обучающиеся разбиваются по парам и выполняют задания на определение азимута с помощью транспортира и компаса, используя топографические и спортивные карты.

 

Задания.

Определите азимут:

1) от г. Самара до г. Тольятти;

2) от г. Чапаевск до г. Хвалынск;

3) от г. Сызрань до г. Кинель;

4) от г. Жигулёвск до п. Курумоч;

5) от п. Ширяево до п. Поволжский.

 

З адания.

На карте проставляются контрольные пункты. Определяется азимут.

 

  1. Закрепление изученного материала.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы:

  1. Что такое карта?
  2. Чем отличается топографическая карта от спортивной карты?
  3. Как и с помощью чего определить расстояние на карте?
  4. Что такое азимут? Для чего нужно уметь правильно определять азимут?

А на следующем занятии мы с вами будем определять азимут на местности!

 

Использованная литература:

 

Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования» - Москва: ФЦДЮТиК, 2005.

Соломко А.В. «Топография и картография в школе» - Минск: «Народная асвета» 1992.

Таймазов В.А., Федотов Ю.Н. «Теория и методика спортивного туризма», Изд-во «Советский спорт», 2014.

Шабанов, А.Н. «Карманная энциклопедия туриста» - Москва: Изд-во «Вече», 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: