Методика 1. Изучение профессионального типа воспитателя на основе преобладающего интереса педагога к руководству определенным видом деятельности детей
Цель: изучить тип профессиональной деятельности воспитателя.
Организация. Проводят наблюдение за разными видами и формами профессиональной деятельности педагога, его профессиональным поведением в разных педагогических ситуациях.
Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями типов профессиональной деятельности воспитателя, разработанными Е. А. Панько:
– игровой тип: воспитатели этого типа проявляют интерес к игровой деятельности детей, владеют умением управлять ею, им свойственно высокая познавательная и творческая активность, эмоциональная выразительность, креативность;
– дидактический тип: для воспитателей характерна направленность на обучение, в отношениях с детьми преобладает деловое общение;
– художественный тип: воспитатели проявляют особую заинтересованность художественной деятельностью и стремятся применять интересные методы и приемы на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке и др., наравне с деловым налаживают и личностное общение с детьми;
– формально-прагматический тип: воспитатели характеризуются довольно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих профессиональных функций; требовательны
в отношении к детям, родителям, коллегам, но в своих требованиях исходят, прежде всего,
из формально поставленных задач без учета индивидуальных особенностей воспитанников
в конкретной ситуации; в общей оценке детей исходят, как правило, из показателей выполнения ими бытовой деятельности; в отношениях с детьми не проявляют чуткости, недостаточно активны, главным образом, озабочены проблемой поддержания дисциплины в детской группе, послушанием детей, отличаются негибкостью в предъявлении требований к детям;
|
– индифферентный тип: воспитателям такого типа свойственно безразличие в работе с детьми, формальность в выполнении профессиональных обязанностей; при оценке детей исходят
из характеристики их поведения в повседневной жизни, из показателей выполнения ими бытовой деятельности, не замечают индивидуальных особенностей детей, не владеют информацией о детях, их развитии.
Составляют сводную таблицу на группу педагогов, в которой отмечают в графе «Педагоги» свойственный воспитателю профессиональный тип, а в графе «Всего» отражают результаты
группы педагогов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТИПАМ
Профессиональные типы | Ф. И. О. педагогов | Всего (в %) | |||||||||||||||
Игровой | |||||||||||||||||
Дидактический | |||||||||||||||||
Художественный | |||||||||||||||||
Формально-прагма-тический | |||||||||||||||||
Индифферентный |
Методика 2. Изучение сформированности структуры
профессиональной деятельности воспитателя
|
Цель: изучить сформированность структуры профессиональной деятельности воспитателя.
Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия. Анализируют документацию
и другие продукты профессиональной деятельности педагогов.
Обработка данных. Данные наблюдения соотносят со структурой профессиональной деятельности воспитателя детского сада (разработана Е. А. Панько).
1. Гностические умения:
– сформированность представлений о возрастных особенностях воспитанников;
– сформированность представлений об индивидуальных особенностях воспитанников;
– понимание психоэмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации общения;
– понимание мотивов поступков детей;
– переработка информации и подача ее детям с учетом их возраста и интересов.
2. Конструктивные умения:
– проектирование развития конкретного ребенка;
– проектирование развития группы детей в целом;
– предвидение затруднений в своей работе и создание условий для их предотвращения;
– планирование деятельности ребенка;
– планирование своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.
3. Коммуникативные умения, направленные на установление педагогически целесообразных взаимоотношений в разных ситуациях:
– с конкретным ребенком;
– с группой детей в целом;
– с родителями воспитанников;
– с коллегами и администрацией.
4. Организаторские умения:
– эффективная организация своей деятельности;
|
– эффективная организация разных форм совместной со взрослым деятельности детей,
– эффективная организация самостоятельной деятельности детей;
– умение вовлекать родителей в образовательный процесс, активизировать их воспитательный потенциал;
– умение организовывать взаимодействие с коллегами по решению профессиональных проблем.
Наблюдая профессиональную деятельность педагога, определяют степень сформированности каждого умения по их четырем группам в баллах.
Балльная шкала оценки сформированности групп профессиональных умений педагогов: проявляется постоянно – 4 балла, проявляется часто – 3 балла, проявляется редко – 2 балла, проявляется очень редко – 1 балл, не проявляется – 0 баллов.
Заполняют карту оценки сформированности профессиональных умений у педагогов, подсчитывают среднее количество баллов по каждому умению на группу педагогов, определяют
те умения, которые в наибольшей и наименьшей степени сформированы у педагогов.
Оценивание уровня сформированности каждой из четырех групп умений у педагогов осуществляется по шкале оценки уровней: высокий уровень – 20‒14 баллов, средний уровень – 13‒7 баллов, низкий уровень – 6‒0 баллов.
Составляют сводную таблицу распределения педагогов по уровням сформированности профессиональных умений, определяют совокупный уровень сформированности профессиональных умений у педагогов.
Расчет совокупного уровня производится по следующей шкале: высокий – 80‒54 балла, средний ‒ 53‒28 баллов, низкий – 27–0 баллов.
Карта оценки профессиональных умений педагогов (в баллах)
Умения | Ф. И. О. педагогов | Итого баллов по каждому умению на группу педагогов | ||||||||||||||
Гностические умения: • сформированность представлений о возрастных особенностях воспитанников | ||||||||||||||||
• сформированность представлений об индивидуальных особенностях воспитанников | ||||||||||||||||
• понимание мотивов поступков детей | ||||||||||||||||
• понимание психоэмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации общения | ||||||||||||||||
• переработка информации и подача ее детям с учетом их возраста и интересов | ||||||||||||||||
Итого баллов по группе умений | ||||||||||||||||
Уровень по данной группе умений | ||||||||||||||||
Конструктивные умения: • проектирование развития конкретного ребенка | ||||||||||||||||
• проектирование развития группы детей в целом | ||||||||||||||||
• предвидение затруднений в своей работе и создание условий для их предотвращения | ||||||||||||||||
• планирование деятельности ребенка | ||||||||||||||||
• планирование своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу | ||||||||||||||||
Итого баллов по группе умений | ||||||||||||||||
Уровень по данной группе умений | ||||||||||||||||
Коммуникативные умения,направленные на установление педагогически целесообразных взаимоотношений в разных ситуациях: • с конкретным ребенком | ||||||||||||||||
• с группой детей в целом |
Окончание табл.