Гностические умения | Конструктивные умения | Коммуникативные умения | Организаторские умения |
Сводная таблица распределения педагогов по уровням сформированности разных групп профессиональных умений (в %)
Группа умений | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Гностические | |||
Конструктивные | |||
Коммуникативные | |||
Организаторские |
Сводная таблица распределения педагогов по совокупным уровням сформированности профессиональных умений (в %)
Группа умений | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Гностические | |||
Конструктивные | |||
Коммуникативные | |||
Организаторские |
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методика 3. Изучение типа эмоционального отношения педагога к воспитанникам
Цель: изучить тип эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам.
Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия.
Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями в таблице «Распределение педагогов по типам эмоционального отношения к детям» (разработаны С. Е. Кулачковской), определяют степень выраженности каждого показателя по шкале: проявляет постоянно –
4 балла, проявляет часто – 3 балла, проявляет редко – 2 балла, проявляет очень редко – 1 балл,
не проявляет – 0 баллов. Подсчитывают количество баллов по каждому типу эмоционального отношения, проявляющегося в деятельности педагога и эмоциях детей. Определяют тип эмоционального отношения педагога к детям: тот тип, по которому воспитатель набрал большее количество баллов, является ведущим для его профессиональной деятельности. Составляют сводную таблицу распределения педагогов по типам эмоционального отношения к детям.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
Типы эмоционального отношения | Характеристики деятельности воспитателя | Эмоциональные проявления детей |
Поощряющее отношение | – Ярко выраженные эмоциональные проявления заботы, внимания к нуждам и состояниям ребенка; – доминирование положительных оценок; – эмоциональная образность, разнообразие оценочных формулировок; – одобряющий характер требо-ваний; – четко выраженная экспрессивная окраска требований | – Чувствительность к эмоциональной оценке; – инициативность: дети сами побуждают педагога проявлять эмоциональное отношение к себе, к результатам своей деятельности; – мнение взрослого является источником положительных переживаний; – переживания, полученные в общении с педагогом, направляют активность детей по отношению к окружающему миру, к себе, к другим людям; – эмоциональная оценка является эффективным средством управления деятельностью детей (при отрицательной оценке они испытывают чувство вины, при положительной – желание повторить успех, улучшить результат); – созвучность возникающих переживаний переживаниям взрослого |
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение | – Проявление заботы о детях носит характер управления и руководства при отсутствии эмоциональной окраски; – преобладают отрицательные оценки; – мотивация порицающая; – при одобрении или порицании действий детей используются общие, недифференцированные формулировки; оценка ситуативна; – чувства проявляются сдержанно, характерна «сухость» в общении с детьми | – Эмоциональная реакция детей на оценку не переносится детьми на поступки или действия, что определяет низкую действенность педагогического воздействия; – слабое обобщение детьми запрещенных или одобряемых форм поведения; – отсутствие реакции на замечания воспитателя или ситуативная реакция; – отрицательные эмоции по отношению к требованию или замечанию воспитателя; – отрицательная реакция на детский сад в целом |
Непоследовательное эмоциональное отношение | – Эмоциональная неуравновешен-ность; – нестабильность, непоследовательность требований; – отсутствие контроля за своими распоряжениями; – оценки поведения и действий детей смешанные, ситуативные; – оценивается не поступок или действие, а личность ребенка | – Обострена чувствительность к отношению со стороны взрослого, проявляется стремление любой ценой завоевать его расположение; – снижена реакция на требования, распоряжения, низкая действенность педагогической оценки; – неактивность в общении с воспитателем, попытки избежать общения; – скованность, подавленность, напряжение; – неадекватность эмоционального реагирования в общении со взрослым |
Сводная таблица балльной оценки типа эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам,
проявляющегося в деятельности воспитателя (заполняется в баллах)
Показатели | Ф. И. О. педагогов | |||||||||
Поощряющее отношение: | ||||||||||
• ярко выраженные эмоциональные проявления заботы, внимания к нуждам и состояниям ребенка | ||||||||||
• доминирование положительных оценок | ||||||||||
• эмоциональная образность, разнообразие оценочных формулировок | ||||||||||
• одобряющий характер требований | ||||||||||
• четко выраженная экспрессивная окраска требований | ||||||||||
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение: | ||||||||||
• проявление заботы о детях носит характер управления и руководства при отсутствии эмоциональной окраски | ||||||||||
• преобладают отрицательные оценки | ||||||||||
• мотивация порицающая | ||||||||||
• при одобрении или порицании действий детей используются общие, недифференцированные формулировки, оценка ситуативна | ||||||||||
• чувства проявляются сдержанно, характерна «сухость» в общении с детьми | ||||||||||
Непоследовательное эмоциональное отношение: | ||||||||||
• эмоциональная неуравновешенность | ||||||||||
• нестабильность, непоследовательность требований | ||||||||||
• отсутствие контроля за своими распоряжениями | ||||||||||
• оценки поведения и действий детей смешанные, ситуативные | ||||||||||
• оценивается не поступок или действие, а личность ребенка |
Сводная таблица балльной оценки типа эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам,
проявляющегося в эмоциональной сфере детей (заполняется в баллах)
Показатели | Ф. И. О. педагогов | |||||||||
Поощряющее отношение: | ||||||||||
• чувствительность к эмоциональной оценке | ||||||||||
• инициативность: дети сами побуждают педагога проявлять эмоциональное отношение к себе, к результатам своей деятельности | ||||||||||
• мнение взрослого является источником положительных переживаний | ||||||||||
• переживания, полученные в общении с педагогом, направляют активность детей по отношению к окружающему миру, к себе, к другим людям | ||||||||||
• эмоциональная оценка является эффективным средством управления деятельностью детей (при отрицательной оценке они испытывают чувство вины, при положительной – желание повторить успех, улучшить результат) | ||||||||||
• созвучность возникающих переживаний переживаниям взрослого | ||||||||||
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение: | ||||||||||
• эмоциональная реакция детей на оценку не переносится детьми на поступки или действия, что определяет низкую действенность педагогического воздействия | ||||||||||
• слабое обобщение детьми запрещенных или одобряемых форм поведения | ||||||||||
• отсутствие реакции на замечания воспитателя или ситуативная реакция | ||||||||||
• отрицательные эмоции по отношению к требованию или замечанию воспитателя | ||||||||||
• отрицательная реакция на детский сад в целом | ||||||||||
Непоследовательное эмоциональное отношение: | ||||||||||
• обострена чувствительность к отношению со стороны взрослого, проявляется стремление любой ценой завоевать его расположение | ||||||||||
• снижена реакция на требования, распоряжения, низкая действенность педагогической оценки | ||||||||||
• неактивность в общении с воспитателем, попытки избежать общения | ||||||||||
• скованность, подавленность, напряжение | ||||||||||
• неадекватность эмоционального реагирования в общении со взрослым |
Сводная таблица суммы баллов по типам эмоционального отношения к детям (заполняется в баллах)
Типы эмоционального отношения | Проявления | Ф. И. О. педагогов | ||||||||||
Поощряющее отношение | В деятельности педагога | |||||||||||
В эмоциях детей | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение | В деятельности педагога | |||||||||||
В эмоциях детей | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Непоследовательное эмоциональное отношение | В деятельности педагога | |||||||||||
В эмоциях детей | ||||||||||||
Итого |
Сводная таблица распределения педагогов по типам эмоционального отношения к детям (в %)
Типы эмоционального отношения педагога к детям | ||
Поощряющее отношение | Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение | Непоследовательное эмоциональное отношение |
Методика 4. Изучение типа оценочного отношения педагога к детям-воспитанникам
и результатам их деятельности
Цель: изучить тип оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности.
Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия.
Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями в таблице «Распределение педагогов по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности» (разработаны Е. А. Архиповой), определяют степень выраженности каждого показателя по шкале: проявляет постоянно – 4 балла, проявляет часто – 3 балла, проявляет редко – 2 балла, проявляет очень редко – 1 балл, не проявляет – 0 баллов. Подсчитывают количество баллов по каждому типу оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности и определяют тип: тот тип, по которому воспитатель набрал большее количество баллов, является ведущим для его профессиональной деятельности. Составляют сводную таблицу распределения педагогов
по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ТИПАМ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ДЕТЯМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Типы оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности | Показатели |
Истинная педагогическая заинтересованность | – Инициативность; – последовательность в требованиях; – эмоционально-положительное отношение к детям; – деловая реакция на ошибки и поступки детей |
Заниженные требования | – Раздражительность; – стремление выполнять задание за ребенка; – игнорирование мнения детей; – лишение детей возможности исправить ошибки |
Завышенные требования | – Преобладание отрицательных оценок; – категоричность оценок или их неопределенность; – безэмоциональность оценок; – указание только на недостатки безотносительно к способам их преодоления |
Заниженные требования | – Незаслуженно высокая оценка; – недифференцированность оценки; – игнорирование ошибок и недочетов; – излишняя эмоциональность оценки |
Формальное отношение | – Отсутствие интереса к тому, как дети выполняют задание; – обобщенность, бессодержательность оценки результатов деятельности; – безэмоциональность оценки; – игнорирование достижений и недочетов в деятельности детей |
Неустойчивое отношение | – Оценка определяется настроением педагога; – ситуативность оценки; – оценка не мотивируется; – недифференцированность оценки |
Типы оценочного отношения педагогов к детям и результатам их деятельности (в баллах)
Типы оценочного отношения к детям и результатам их деятельности | Ф. И. О. педагогов | ||||||||
Истинная педагогическая заинтересованность: | |||||||||
• инициативность | |||||||||
• последовательность в требованиях | |||||||||
• эмоционально-положительное отношение к детям | |||||||||
• деловая реакция на ошибки и поступки детей | |||||||||
Заниженные требования: | |||||||||
• раздражительность | |||||||||
• стремление выполнять задание за ребенка | |||||||||
• игнорирование мнения детей | |||||||||
• лишение детей возможности исправить ошибки | |||||||||
Завышенные требования: | |||||||||
• преобладание отрицательных оценок | |||||||||
• категоричность оценок или их неопределенность | |||||||||
• безэмоциональность оценок | |||||||||
• указание только на недостатки безотносительно к способам их преодоления | |||||||||
Заниженные требования: | |||||||||
• незаслуженно высокая оценка | |||||||||
• недифференцированность оценки | |||||||||
• игнорирование ошибок и недочетов | |||||||||
• излишняя эмоциональность оценки | |||||||||
Формальное отношение: | |||||||||
• отсутствие интереса к тому, как дети выполняют задание | |||||||||
• обобщенность, бессодержательность оценки результатов деятельности | |||||||||
• безэмоциональность оценки | |||||||||
• игнорирование достижений и недочетов в деятельности детей |
Окончание табл.
Неустойчивое отношение: | |||||||||
• оценка определяется настроением педагога | |||||||||
• ситуативность оценки | |||||||||
• оценка не мотивируется | |||||||||
• недифференцированность оценки |
Сводная таблица суммы баллов по типам оценочного отношения педагогов к детям и результатам их деятельности (в баллах)
Типы эмоционального отношения | Ф. И. О. педагогов | |||||||||
Истинная педагогическая заинтересованность | ||||||||||
Заниженные требования | ||||||||||
Завышенные требования | ||||||||||
Заниженные требования | ||||||||||
Формальное отношение | ||||||||||
Неустойчивое отношение |
Сводная таблица распределения педагогов по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности (в %)
Истинная педагогическая заинтересованность | Заниженные требования | Завышенные требования | Заниженные требования | Формальное отношение | Неустойчивое отношение |