Средний балл на группу педагогов по группам профессиональных умений




Гностические умения Конструктивные умения Коммуникативные умения Организаторские умения
       

Сводная таблица распределения педагогов по уровням сформированности разных групп профессиональных умений (в %)

Группа умений Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Гностические      
Конструктивные      
Коммуникативные      
Организаторские      

Сводная таблица распределения педагогов по совокупным уровням сформированности профессиональных умений (в %)

Группа умений Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Гностические      
Конструктивные      
Коммуникативные      
Организаторские      

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методика 3. Изучение типа эмоционального отношения педагога к воспитанникам

Цель: изучить тип эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам.

Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия.

Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями в таблице «Распределение педагогов по типам эмоционального отношения к детям» (разработаны С. Е. Кулачковской), определяют степень выраженности каждого показателя по шкале: проявляет постоянно –
4 балла, проявляет часто – 3 балла, проявляет редко – 2 балла, проявляет очень редко – 1 балл,
не проявляет – 0 баллов. Подсчитывают количество баллов по каждому типу эмоционального отношения, проявляющегося в деятельности педагога и эмоциях детей. Определяют тип эмоционального отношения педагога к детям: тот тип, по которому воспитатель набрал большее количество баллов, является ведущим для его профессиональной деятельности. Составляют сводную таблицу распределения педагогов по типам эмоционального отношения к детям.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

Типы эмоционального отношения Характеристики деятельности воспитателя Эмоциональные проявления детей
Поощряющее отношение – Ярко выраженные эмоциональные проявления заботы, внимания к нуждам и состояниям ребенка; – доминирование положительных оценок; – эмоциональная образность, разнообразие оценочных формулировок; – одобряющий характер требо-ваний; – четко выраженная экспрессивная окраска требований – Чувствительность к эмоциональной оценке; – инициативность: дети сами побуждают педагога проявлять эмоциональное отношение к себе, к результатам своей деятельности; – мнение взрослого является источником положительных переживаний; – переживания, полученные в общении с педагогом, направляют активность детей по отношению к окружающему миру, к себе, к другим людям; – эмоциональная оценка является эффективным средством управления деятельностью детей (при отрицательной оценке они испытывают чувство вины, при положительной – желание повторить успех, улучшить результат); – созвучность возникающих переживаний переживаниям взрослого
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение – Проявление заботы о детях носит характер управления и руководства при отсутствии эмоциональной окраски; – преобладают отрицательные оценки; – мотивация порицающая; – при одобрении или порицании действий детей используются общие, недифференцированные формулировки; оценка ситуативна; – чувства проявляются сдержанно, характерна «сухость» в общении с детьми – Эмоциональная реакция детей на оценку не переносится детьми на поступки или действия, что определяет низкую действенность педагогического воздействия; – слабое обобщение детьми запрещенных или одобряемых форм поведения; – отсутствие реакции на замечания воспитателя или ситуативная реакция; – отрицательные эмоции по отношению к требованию или замечанию воспитателя; – отрицательная реакция на детский сад в целом
Непоследовательное эмоциональное отношение – Эмоциональная неуравновешен-ность; – нестабильность, непоследовательность требований; – отсутствие контроля за своими распоряжениями; – оценки поведения и действий детей смешанные, ситуативные; – оценивается не поступок или действие, а личность ребенка – Обострена чувствительность к отношению со стороны взрослого, проявляется стремление любой ценой завоевать его расположение; – снижена реакция на требования, распоряжения, низкая действенность педагогической оценки; – неактивность в общении с воспитателем, попытки избежать общения; – скованность, подавленность, напряжение; – неадекватность эмоционального реагирования в общении со взрослым

 


Сводная таблица балльной оценки типа эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам,
проявляющегося в деятельности воспитателя
(заполняется в баллах)

 

Показатели Ф. И. О. педагогов
                   
Поощряющее отношение:                    
• ярко выраженные эмоциональные проявления заботы, внимания к нуждам и состояниям ребенка                    
• доминирование положительных оценок                    
• эмоциональная образность, разнообразие оценочных формулировок                    
• одобряющий характер требований                    
• четко выраженная экспрессивная окраска требований                    
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение:                    
• проявление заботы о детях носит характер управления и руководства при отсутствии эмоциональной окраски                    
• преобладают отрицательные оценки                    
• мотивация порицающая                    
• при одобрении или порицании действий детей используются общие, недифференцированные формулировки, оценка ситуативна                    
• чувства проявляются сдержанно, характерна «сухость» в общении с детьми                    
Непоследовательное эмоциональное отношение:                    
• эмоциональная неуравновешенность                    
• нестабильность, непоследовательность требований                    
• отсутствие контроля за своими распоряжениями                    
• оценки поведения и действий детей смешанные, ситуативные                    
• оценивается не поступок или действие, а личность ребенка                    

 

Сводная таблица балльной оценки типа эмоционального отношения педагога к детям-воспитанникам,
проявляющегося в эмоциональной сфере детей
(заполняется в баллах)

 

Показатели Ф. И. О. педагогов
                   
Поощряющее отношение:                    
• чувствительность к эмоциональной оценке                    
• инициативность: дети сами побуждают педагога проявлять эмоциональное отношение к себе, к результатам своей деятельности                    
• мнение взрослого является источником положительных переживаний                    
• переживания, полученные в общении с педагогом, направляют активность детей по отношению к окружающему миру, к себе, к другим людям                    
• эмоциональная оценка является эффективным средством управления деятельностью детей (при отрицательной оценке они испытывают чувство вины, при положительной – желание повторить успех, улучшить результат)                    
• созвучность возникающих переживаний переживаниям взрослого                    
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение:                    
• эмоциональная реакция детей на оценку не переносится детьми на поступки или действия, что определяет низкую действенность педагогического воздействия                    
• слабое обобщение детьми запрещенных или одобряемых форм поведения                    
• отсутствие реакции на замечания воспитателя или ситуативная реакция                    
• отрицательные эмоции по отношению к требованию или замечанию воспитателя                    
• отрицательная реакция на детский сад в целом                    
Непоследовательное эмоциональное отношение:                    
• обострена чувствительность к отношению со стороны взрослого, проявляется стремление любой ценой завоевать его расположение                    
• снижена реакция на требования, распоряжения, низкая действенность педагогической оценки                    
• неактивность в общении с воспитателем, попытки избежать общения                    
• скованность, подавленность, напряжение                    
• неадекватность эмоционального реагирования в общении со взрослым                    

Сводная таблица суммы баллов по типам эмоционального отношения к детям (заполняется в баллах)

 

Типы эмоционального отношения Проявления Ф. И. О. педагогов  
                     
Поощряющее отношение В деятельности педагога                      
В эмоциях детей                      
Итого                      
Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение В деятельности педагога                    
В эмоциях детей                    
Итого                    
Непоследовательное эмоциональное отношение В деятельности педагога                    
В эмоциях детей                    
Итого                    

 

Сводная таблица распределения педагогов по типам эмоционального отношения к детям (в %)

 

Типы эмоционального отношения педагога к детям
Поощряющее отношение Формально-требовательное, «холодное» эмоциональное отношение Непоследовательное эмоциональное отношение
     

 

 


Методика 4. Изучение типа оценочного отношения педагога к детям-воспитанникам
и результатам их деятельности

Цель: изучить тип оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности.

Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия.

Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями в таблице «Распределение педагогов по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности» (разработаны Е. А. Архиповой), определяют степень выраженности каждого показателя по шкале: проявляет постоянно – 4 балла, проявляет часто – 3 балла, проявляет редко – 2 балла, проявляет очень редко – 1 балл, не проявляет – 0 баллов. Подсчитывают количество баллов по каждому типу оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности и определяют тип: тот тип, по которому воспитатель набрал большее количество баллов, является ведущим для его профессиональной деятельности. Составляют сводную таблицу распределения педагогов
по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ТИПАМ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ДЕТЯМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Типы оценочного отношения педагога к детям и результатам их деятельности Показатели
Истинная педагогическая заинтересованность – Инициативность; – последовательность в требованиях; – эмоционально-положительное отношение к детям; – деловая реакция на ошибки и поступки детей
Заниженные требования – Раздражительность; – стремление выполнять задание за ребенка; – игнорирование мнения детей; – лишение детей возможности исправить ошибки
Завышенные требования – Преобладание отрицательных оценок; – категоричность оценок или их неопределенность; – безэмоциональность оценок; – указание только на недостатки безотносительно к способам их преодоления
Заниженные требования – Незаслуженно высокая оценка; – недифференцированность оценки; – игнорирование ошибок и недочетов; – излишняя эмоциональность оценки
Формальное отношение – Отсутствие интереса к тому, как дети выполняют задание; – обобщенность, бессодержательность оценки результатов деятельности; – безэмоциональность оценки; – игнорирование достижений и недочетов в деятельности детей
Неустойчивое отношение – Оценка определяется настроением педагога; – ситуативность оценки; – оценка не мотивируется; – недифференцированность оценки

 


Типы оценочного отношения педагогов к детям и результатам их деятельности (в баллах)

Типы оценочного отношения к детям и результатам их деятельности Ф. И. О. педагогов
                 
                   
Истинная педагогическая заинтересованность:                  
• инициативность                  
• последовательность в требованиях                  
• эмоционально-положительное отношение к детям                  
• деловая реакция на ошибки и поступки детей                  
Заниженные требования:                  
• раздражительность                  
• стремление выполнять задание за ребенка                  
• игнорирование мнения детей                  
• лишение детей возможности исправить ошибки                  
Завышенные требования:                  
• преобладание отрицательных оценок                  
• категоричность оценок или их неопределенность                  
• безэмоциональность оценок                  
• указание только на недостатки безотносительно к способам их преодоления                  
Заниженные требования:                  
• незаслуженно высокая оценка                  
• недифференцированность оценки                  
• игнорирование ошибок и недочетов                  
• излишняя эмоциональность оценки                  
Формальное отношение:                  
• отсутствие интереса к тому, как дети выполняют задание                  
• обобщенность, бессодержательность оценки результатов деятельности                  
• безэмоциональность оценки                  
• игнорирование достижений и недочетов в деятельности детей                  

Окончание табл.

                   
Неустойчивое отношение:                  
• оценка определяется настроением педагога                  
• ситуативность оценки                  
• оценка не мотивируется                  
• недифференцированность оценки                  

 

Сводная таблица суммы баллов по типам оценочного отношения педагогов к детям и результатам их деятельности (в баллах)

Типы эмоционального отношения Ф. И. О. педагогов
                   
Истинная педагогическая заинтересованность                    
Заниженные требования                    
Завышенные требования                    
Заниженные требования                    
Формальное отношение                    
Неустойчивое отношение                    

 

Сводная таблица распределения педагогов по типам оценочного отношения к детям и результатам их деятельности (в %)

Истинная педагогическая заинтересованность Заниженные требования Завышенные требования Заниженные требования Формальное отношение Неустойчивое отношение
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: