Цель задания. Установление норм выработки на тракторно-транспортные работы
Методические рекомендации по выполнению задания. Транспортные работы в сельском хозяйстве осуществляются при помощи автомобилей, тракторов и на живом тягле. Их производительность измеряется количеством (объемом) перевезенного груза в тоннах или объемом выполненной работы в тонно-километрах за единицу времени (час, смену).
Для установления норм затрат труда на транспортных работах могут использоваться единые нормы времени на погрузку, разгрузку и перевозку сельскохозяйственных и других видов грузов.
Единые нормы времени разрабатываются на основе фотохронометражных наблюдений научно-исследовательскими организациями по нормированию труда с учетом влияния следующих нормообразующих факторов: состав агрегата, вид транспортного средства, его грузоподъемность; вид и состояние груза; способ и средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ; дорожные условия; расстояние переезда; технология и организация работ (погрузка навалом, в таре, число грузчиков и т. д.); метеорологические условия.
Перевозимые грузы делят на четыре класса. В основе классификации лежит степень использования номинальной грузоподъемности транспортного средства, которая выражается коэффициентом использования грузоподъемности. Последний рассчитывают как отношение фактической вместимости к номинальной грузоподъемности.
На тракторно-транспортных работах номинальную грузоподъемность принимают равной единице. Такие грузы относят к грузам I класса (таблица 3.2). Таким образом, один и тот же груз в зависимости от состояния и типа упаковки может относиться к разным классам.
|
Таблица 3.2- Коэффициенты использования грузоподъемности
Класс груза | Коэффициент использования грузоподъемности | Средний |
I | 1,00 | |
II | 0,99 – 0,71 | 0,8 |
III | 0,70 – 0,51 | 0,6 |
IV | 0,50 – 0,41 | 0,4 |
Сезонность сельскохозяйственного производства, сложные дорожные условия, а также небольшие расстояния перевозок внутри хозяйства вызывают необходимость широкого использования тракторов.
Нормы выработки (Нсм) определяют:
в тоннах
Нсм = Qt, (3.12)
в тонно-километрах
Нсм = Qt Lcp, (3.13)
где Тсм – продолжительность смены, мин; Тпз – время подготовительно-заключительной работы за смену, мин; Тотл –время на отдых и личные надобности, мин; Тр – время рейса, мин; Qt – фактическая грузоподъемность транспортного средства, т; Lcp – среднее расстояние перевозки, км.
Время рейса определяют по формуле:
Tp = tп + tр + + (3.14)
где tп – время погрузки груза в транспортные средства в расчете на фактическую грузоподъемность этих средств, мин; tр – тоже при разгрузке груза, мин; V1 – скорость движения транспортного средства с грузом, км/ч; V2 – скорость движения транспортного средства без груза, км/ч; 60 – постоянный коэффициент.
Вид груза влияет на время погрузки и разгрузки и допустимую скорость движения транспортного средства.
Погрузка и разгрузка могут производиться механизированным, ручным и комбинированным способами.
Таблица 3.3- Нормативы времени на погрузку и разгрузку, мин/т
Способ | Нормативы времени в зависимости от класса груза | |||
I | II | III | IV | |
Механизированная погрузка | 0,9 | 1,1 | 3,0 | 7,0 |
Ручная погрузка | ||||
Самостоятельная разгрузка | ||||
Ручная разгрузка |
Условия задания. Определить норму выработки на транспортировке груза трактором МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-4, используя данные таблицы 3.3, 3.4.
|
Время подготовительно-заключительной работы за смену - 30 минут, время на отдых -15 минут, время на личные надобности – 10 минут.
Таблица 3.4 – Исходные данные
Показатели | Варианты | ||||
Фактическая грузоподъемность транспортного средства, т | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,0 |
Среднее расстояние перевозки, км | |||||
Скорость движения транспортного средства, км/ч: с грузом | |||||
без груза | |||||
Коэффициент использования грузоподъемности тележки | 1,00 | 0,98 | 0,69 | 0,50 | 1,00 |
Способ погрузки | р | р | м | м | р |
Способ разгрузки | р | с | р | с | р |
*м – механизированная; р – ручная; с – самосвальная.
Решение: ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________