Методические указания по выполнению задания. До настоящего времени все основные транспортные работы рекомендовано тарифицировать при выполнении на тракторах первой группы по II разряду, на тракторах второй группы — по III разряду и на тракторах третьей группы —по IV разряду механизированных работ.
К первой группе отнесены колесные тракторы мощностью до 80 л. с, ко второй —гусеничные тракторы мощностью до 100 л. с. и колесные мощностью от 80 до 100 л. с. и к третьей группе —гусеничные тракторы мощностью свыше 100 л.-с. и колесные мощностью свыше 130 л. с.
Оплата труда трактористов-машинистов, запятых на транспортных работах, производится по дневным тарифным ставкам, установленным для трактористов-машинистов. Оплата труда водителей автомобилей производится по сдельным расценкам за каждую тонну перевезенного груза (на основе норм времени на его погрузку и разгрузку — Тт) и за каждый тонна-километр пробега (на основе норм времени на 1 ткм — Тткм).
Основой для определения сдельных расценок являются часовые тарифные ставки для водителей III класса, работающих на грузовых автомобилях (включая специализированные) при 7-часовом рабочем дне (табл.3.15).
Таблица 3.15 - Часовые тарифные ставки для водителей грузовых автомобилей 3 класса (при 7-часовом рабочем дне)
Группы автомобилей и грузоподъемность, т | Часовые тарифные ставки | |||
бортовые автомобили общего назначения | специализированные и специальные (самосвалы, цистерны и др), автомобили-тягачи с прицепами | автомобили по перевозке ядохимикатов, аммиачной воды и др. | общие | при работе с прицепами |
Свыше 1,5 до 3 | Свыше 0,5 до 1,5 | До 0,5 | ||
Свыше 3 до 5 | Свыше 1,5 до 3 | Свыше 0,5 до 1,5 | ||
Свыше 5 до 10 | Свыше 3 до 5 | Свыше 1,5 до 3 | ||
……………… | ……………….. | ……………….. | ||
Свыше 40 | Свыше 20 до 40 | Свыше 10 до 20 |
Пример 1. Расчет расценок и начисление заработной платы шоферу, занятому на транспортной работе по перевозке грузов.
|
|
Водитель 2 класса, работая на перевозке зеленой массы на силос от комбайна на автомобиле-самосвале грузоподъемностью 4 т, перевез за смену 26 тонн при расстоянии 7 км, т. е. сделал 182 ткм. Определить заработок шофера за смену.
Решение. Часовая тарифная ставка для водителей 2 класса грузового автомобиля-самосвала грузоподъемностью 4 т составляет: .
Поскольку нормы времени на 1 т и 1 ткм установлены в минутах, то определяют минутную ставку, которая составит: . Далее рассчитывают - сдельные расценки, умножая минутную ставку на норму времени на погрузку и разгрузку 1 т груза и на норму времени на 1 ткм пробега. Для условий данной задачи (автосамосвал грузоподъемностью 4 т) норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза равна 3,71 мин; норма времени на 1 ткм пробега — 1,39 мин. Сдельные расценки для оплаты труда водителей устанавливают для грузов 1 класса, а для грузов 2, 3 и 4 классов применяют соответствующие поправочные коэффициенты—1,25; 1,66; 2. Учитывая, что зеленая масса на силос соответствует 3 классу грузов, сдельные расценки составят: за 1 т перевезенного груза:
; за 1 ткм пробега:
Рассчитывают размер заработка водителя: оплата за перевезенный груз ; оплата за сделанные тонно-километры:
. Сумма этих составных частей заработка водителя равна 80,60 руб. При этом необходимо начислить дополнительно оплату за взвешивание груза. Оплату за взвешивание определяют с учетом минутной ставки и количества сделанных водителем рейсов:
|
|
Рассчитывают размер надбавки водителю за классность. Для водителя 2 класса размер надбавки за классность —10%; следовательно, надбавка за классность составит: .
Общий заработок водителя за смену равен:
Пример 2. Расчет расценок и начисление заработной платы трактористу-машинисту, занятому на транспортной работе, выполняемой с помощью трактора.
Условия. В хозяйстве тракторист-машинист I класса занятый на транспортной работе по перевозке силоса от комбайна. Состав транспортного агрегата — МТЗ-82 с самосвальной тележкой.
Нормы выработки на перевозке силоса от комбайна для данных условий —25 т, фактически перевезено 28,7 т.
Начислить заработную плату трактористу-машинисту за проделанную работу.
Решение. Трактор МТЗ-82 относится к тракторам первой группы. Следовательно, данная работа тарифицируется по второму разряду и дневная тарифная ставка для оплаты труда тракториста-машиниста, занятого на транспортной работе, равна 36.19 руб. Необходимо учесть, что в соответствии с положением об оплате труда рабочих данного хозяйства установлено, что за каждую тонну силоса, перевезенного сверх нормы, расценки увеличиваются на 50%.
Определяют расценку за 1 т перевезенного силоса:
Расценка за 1 т силоса, повышенная на 50% составит 2,17 руб.
|
|
Заработная плата за выполненную норму выработки (т. е. перевезенные 25 т силоса) составит 36,19 руб; заработная плата за 3,7 т: , перевезенные сверх нормы, составит:
. Определяют сумму заработной платы:
Рассчитывают размер надбавки за классность:
Общий размер заработка тракториста-машиниста занятого на перевозке силоса, составит:
Условия задачи. Рассчитать заработную плату шоферу на основании исходных данных табл.3.16 при следующих условиях:
1. Нормы времени при погрузке, разгрузке и за 1 т/км для грузов 2-го, 3-го и 4-го классов применяются со следующими поправочными коэффициентами: для грузов 2 класса – 1,25; 3 класса – 1,66; 4 класса – 2,0.
2. Часовые тарифные ставки установлены для шоферов 3 класса. Для шоферов 1 класса применяется коэффициент 1,25; для 2 класса – 1,10.
Таблица 3.16 – Исходные данные
Показатели | Варианты | ||||
Перевезено груза, т | |||||
Общий пробег автомобиля | |||||
Грузоподъемность автомобиля, т | 4,0 | 5.0 | 3,5 | 3,0 | 4,0 |
Сделано рейсов | |||||
Класс груза | II | III | I | IV | III |
Класс водителя | I | II | III | II | III |
Тип автомобиля х | с | б | с | с | б |
Группа дорог | I | II | I | III | II |
Коэффициент использования пробега | 0,45 | 0,42 | 0,50 | 0,45 | 0,46 |
Тип автомобиля: б - бортовой, с – самосвальный.
Решение: ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________