МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Алтайский государственный университет»
Географический факультет
Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга
ЭКСКУРСИОННЫЕ РЕСУРСЫИТАЛИИ
(курсовая работа)
Выполнила студентка
1 курса 916сп группы
Лосева Т.С.
____________________
(подпись)
Научный руководитель
преподаватель
Власкина Т.С.
____________________
(подпись)
Работа защищена
«___»_________2011 г.
Оценка______________
Барнаул 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИТАЛИИ.. 4
1.1 Политическое и экономико-географическое положение страны.. 4
1.2 Природные условия и ресурсы.. 5
1.3 Население. 8
1.4 Хозяйство. 10
1.5 Транспорт. 12
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ИТАЛИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ.. 16
2.1 Виды экскурсионных объектов. 16
2.2 Экскурсионные объекты Италии. 18
2.2.1 Историко – архитектурные памятники. 18
2.2.2 Храмы.. 20
2.2.3 Музеи. 21
2.2.4 Природные достопримечательности Италии. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Италия – одна из древнейших стран мира и в тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединения 1871г. Существовавших ранее на его территории отдельных герцогств и королевств. Италия - государство на юге Европы, она занимает южные склоны Альп и весь Аппенинский полуостров. Италия – это рай для туристов. Славу стране принесли замечательные музеи и картинные галереи со всемирно известными произведениями искусства, архитектурные памятники, созданные великими мастерами разных эпох. Вместе с тем не меньшее богатство страны составляет живописная средиземноморская природа, а также курорты мирового класса на побережьях морей и альпийских озер, в горах и минеральных источников. Для любителей пешего туризма проложены туристские тропы.
|
Множество туристов привлекают карнавалы, проходящие в разных городах Италии. Особенно славится Венецианский карнавал. Во время карнавала разнообразные маски – Арлекины, Коломбины, великаны на ходулях, дворяне, мавры – заполняют улицы города, веселятся, устраивают балы, чинно беседуют в кафе. История карнавала уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Целью данной курсовой работы является: изучение экскурсионных ресурсов и особенностей развития туризма Италии.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть страноведческую характеристику Италии;
2. Определить понятие экскурсионного объекта;
3. Рассмотреть экскурсионные ресурсы Италии как один из факторов развития туризма.
Объектом исследования служит Италия как страна с развитой туристской инфраструктурой.
Предметом исследования являются экскурсионные ресурсы Италии.
1 СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИТАЛИИ
1.1 Политическое и экономико-географическое положение страны
Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре Средиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не только многие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурной жизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономики относится к наиболее развитым странам. Современная Италия, хотя и не относится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ход мировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит в семерку крупнейших капиталистических государств мира.
|
Столица Италии – Рим. Италия - парламентская республика с президентской формой правления. Глава государства - президент, который избирается коллегией выборщиков в составе депутатов обеих палат парламента и 58 представителей от регионов на семи летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент из палаты депутатов и сената. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр - лидер партии, получившей большинство на парламентских выборах. Административно-территориальное деление - 20 административных областей, включающих 94 провинции. Национальный праздник - День провозглашения Республики (празднуется в первое воскресенье июня).
Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров, прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленную мощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряд небольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км) Италия относится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе (после Франции и Испании).
Особенностью экономико – и политико-географического положения Италии является то, что на ее территории расположены самостоятельные государства: Ватикан – центр римско-католической церкви, резиденция папы римского и республика Сан-Марино. С Италией эти государства связаны тесными экономическими отношениями. Обе страны используют денежные знаки Италии. Сан-Марино состоит в таможенном и почтовом союзе с Италией. За отказ от выпуска собственных денежных знаков и организации таможенной службы, а также за обязательство не допускать сооружения на своей территории игорных домов Сан-Марино в соответствии с договором 1953 г. получает от Италии ежегодно денежную компенсацию.
|
Миллионы туристов и паломников, стремящихся посетить Ватикан и Сан- Марино, немалые средства тратят в Италии, принося стране огромные доходы.
Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая с главным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии, Югославии. Она почти полностью проходит по высоким горным хребтам. Среди гор имеются однако понижения, через которые проходят железные и безрельсовые дороги, связывающие Италию с соседними странами. Морские границы разделяют территориальные воды Италии и территориальные воды Франции, Испании, Алжира, Туниса, Мальты, Ливии, Греции, Албании и Югославии. Её береговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густо заселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдоль побережий тянутся и
важнейшие автомобильные и железные дороги, развито каботажное
судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию со странами Европы и других континентов.
1.2 Природные условия и ресурсы
Природа Италии очень разнообразна. Крайний север страны находится в зоне альпийской горной системы с сильно расчлененным рельефом и изумительным природным разнообразием. Южные склоны Альп с высшей точкой Западной Европы - горой Монблан (Монте-Бьянко, 4807 м) - образуют сложную систему хребтов и долин, поросших у подножий густыми широколиственными лесами, сменяющимися по мере подъема хвойными и смешанными, а у самых вершин переходящих в красивейший пояс альпийских лугов и высокогорных пустошей. С гор стекает множество рек и ручьев, сливающихся в сложную сеть крупных рек Паданской низменности. Подпруженные обвалами и тектоническими процессами водные потоки образуют множество горных озер всех форм и размеров (около 7000, среди них крупнейшие озера региона - Гарда и Лаго-Маджоре), чьи берега издревле заселены человеком и активно используются в качестве превосходных курортных зон.
Расположенная южнее плоская, как стол, Паданская низменность (Пьянура-Падана) образована наносной деятельностью обширной системы По и других рек бассейна Адриатики. Обширная территория низменности (почти 200 на 500 км) тянется через всю северную часть Италии, переходя на северо-западе в плавно поднимающуюся к отрогам Альп Ломбардскую низменность (высота до 400 м) и едва всхолмленную Венецианскую низменность на востоке. Пышная растительность этой зоны почти целиком сформирована деятельностью человека - почти 60% территории занимают сады, виноградники и другие сельскохозяйственные угодья, здесь же расположены и многие крупные города страны - Венеция, Падуя, Милан и другие.
Южнее равнинных участков бассейна По начинается средневысокая горная система Апеннин, протянувшаяся через весь полуостров. Лигурийские, Тоскано-Эмилианские, Умбро-Маркские, Абруццкие, Центральные, Южные и
Луканские Апеннины, а также хребет Ле-Мурдже образуют обширную горную страну, занимающую практически 90% территории страны, протянувшись от Приморских Альп на севере до мыса Спартивенто на юге. Продолжение их можно обнаружить даже на Сицилии, геологически являющейся единым целым с массивом Апеннинского полуострова. Общая высота горных хребтов относительно невелика (высшая точка - гора Корно, 2912 м), а склоны сильно выветрены и пологи, однако здесь также четко выражена высотная поясность, а растительность относится к субтропическому типу. Большая часть территории занята зарослями сухих средиземноморских кустарников, буковыми и хвойными лесами, а на вершинах некоторых гор встречаются луга и сухие горные пустоши. Рек немного, а большинство небольших озер являются древними водохранилищами, поэтому на большей части региона преобладает сухая субтропическая растительность и искусственно возделываемые угодья, в том числе множество виноградников и других насаждений.
Прибрежная зона центральной части страны образует узкую и прерывистую холмистую низменность, которая в большинстве случаев имеет ширину не более 5 км. Береговая линия Италии мало расчленена, большинство заливов обширны и неглубоко врезаются в сушу, образуя протяженные, но узкие зоны песчаных, галечных и скалистых пляжей. Однако встречаются и обширные заливы (Генуэзский, Неаполитанский, Гаэта, Скуиллаче, Поликастро, Сант-Эуфемия, Таранто и другие), чаще всего огороженные с моря поясом небольших островов. Западное побережье изобилует скалистыми утесами и крохотными бухтами, а также многочисленными следами вулканической деятельности, самыми заметными из которых являются знаменитый вулкан Везувий и термальные поля Сольфатары в Кампании.
Сицилия и Сардиния по своим природно-климатическим условиям мало отличаются от материковой части страны. Большая часть этих островов занята невысокими горными массивами с явными следами древнего и современного вулканизма. Характерной чертой ландшафта Сицилии - самого большого
острова региона (общая площадь около 25,4 тыс. кв. км) - является доминирующий над восточной частью конус действующего вулкана Этна (Монгибельо, высота ориентировочно 3340 м, площадь - 1250 кв. км) - самого высокого и самого активного вулкана Европы. Вдоль северного и северо-восточного побережья Сицилии тянутся массивы Иблейских, Эрейских и Пелоритских гор, а также хребтов Фикуцца, Неброди и Ле-Мадоние (высота до 2000 м) и вулканические плоскогорья. Центральная часть острова образована холмистыми возвышенностями на фундаменте древних плато, а южная окраина более полога. Береговая линия Сицилии узка и скалиста в северных районах и несколько более полога на юге. Растительность средиземноморская вечнозеленая у подножий гор и сухая жестколистная в горных районах. Сардиния (второй по величине остров Средиземноморья, площадь - 24,1 тыс. кв. км) также занята обширной системой невысоких горных хребтов и плато (высшая точка - гора Ла-Мармора, 1834 м), образованных отрогами древних вулканов. Западные берега острова по большей части низменные и изобилуют небольшими бухтами и заливами, восточные - более крутые и скалистые. Ширина береговой низменности Сардинии во многих местах не превышает одного километра. Однако ввиду несколько более влажного климата и относительного обилия рек, здесь сформировалась более разнообразная, чем на Сицилии, флора, насчитывающая в своем составе столько же видов, сколько и на всей остальной территории Италии.
1.3 Население
В Италии живет 59 млн. чел. (2007). Около 98% населения составляют итальянцы, 2% другие народы. Официальный язык — итальянский, немецкий язык официально признан равноправным с итальянским в Больцано и Южном Тироле, словенский имеет региональный статус в Гориции и Триесте, французский — в долине Аоста. Население очень неравномерно распределено по стране, средняя плотность его — 189 человек на 1кв. км. Самые густонаселенные области Италии — равнины Кампании, Ломбардии и Лигурии, где на один кв. км приходится свыше 300 жителей. Это объясняется благоприятными условиями для развития здесь интенсивного земледелия, разнообразной промышленности, портовой деятельности и туризма. Особенной скученностью населения отличается провинция Неаполь в Кампании, где на 1 кв. км. сконцентрировано 2531 человек. Горные же районы населены гораздо реже. Здесь плотность населения падает до 35 человек на 1 кв. км., в засушливых и экономически слаборазвитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения- 60 человек на 1 кв. км.
За последние столетие население Италии удвоилось, несмотря на войны, эпидемии и эмиграцию. Хотя ежегодный естественный прирост уменьшается, в целом численность населения продолжает расти. Наибольший естественный прирост наблюдается в отсталых южных областях. На протяжении ХХ в. почти втрое снизилась рождаемость: с 33% в 1911 г. до 11% в 1985 г. уменьшение рождаемости сопровождалось интенсивным "старением" населения, в свою очередь способствующим дальнейшему снижению рождаемости. Если в 1911 г. лица старше 65 лет составляли 6,5 % всего населения, то в 1985 г. - уже 13,4%.Население Италии отличается большой подвижностью внутри страны. Бросается в глаза, что миграционные потоки направлены из экономически слабо развитых областей Юга на индустриальный Север. Усиливается концентрация населения в Риме и его окрестностях, что связанно со столичной
ролью этого города. Большая часть (60%) населения страны - городские жители. Около 20% итальянцев живет в поселках и деревнях и столько же - на хуторах. Более 12% населения всей страны сконцентрировано в 4 крупнейших городах, каждый из которых имеет более 1 млн. жителей, - Риме (2,9 млн.), Милане (1,7 млн.), Неаполе (1,2 млн.) и Турине (1,1 млн.). Более половины всех крупных городов находится в Северной Италии. Для Италии, особенно для Севера и Центра, характерна густая сеть малых городов (10-30 тыс. жителей). В последние десятилетия в Италии, особенно на Севере, идет интенсивный процесс урбанизации. В стране растет число городов, население которых превышает 100 тыс. человек. С каждым годом возникают и расширяются все новые городские агломерации. Практически все пространство от Турина до Милана представляет собой в настоящее время почти сплошную урбанизированную территорию.
1.4 Хозяйство
Италия входит в десятку наиболее развитых стран мира. ВВП на душу населения (по ППС) составляет 30 700 $ (2010). Ведущая сфера экономики – промышленность, базирующаяся как на собственных ресурсах, так и на импортном сырье. Среди полезных ископаемых особо значимы природный газ, а также полиметаллические руды, в которых свинец и цинк сочетаются с примесями серебра и других металлов. Италия занимает одно из первых мест в мире по запасам ртутной руды – киновари. Значительны запасы пиритов, бокситов. Недра страны богаты строительными материалами мрамором, гранитом, туфом. В Тоскане добывается знаменитый белый каррарский (назван по имени ближайшего города Каррары) мрамор, использовавшийся еще древними римлянами для создания скульптур и отделки зданий.
В промышленности страны преобладает тяжелая индустрия при ведущей роли в ней машиностроения. Среди его отраслей особенно выделяется автомобилестроение (5- ое место в мире). Самая мощная итальянская фирма – концерн ФИАТ. Италия – родина мотороллера. Выпущенные здесь мотороллеры и мотоциклы пользуются спросом во многих странах мира. Выпуск станков, электротехнического и офисного оборудования, приборов и аппаратуры тесно связан с высоко развитой электронной промышленностью. Италия стоит на 3 – ем месте в мире по производству холодильников и стиральных машин. Географическое положение обословило традиционное развитие судостроение. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежит государственным компаниям во главе с «Италкантьери». В Италии самая мощная в Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Нефть сюда доставляют танкерами по Средиземному морю из стран Ближнего Востока, Северной Африки и др. самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия в городе Милаццо.
Около 90% территории составляют земли, пригодные для ведения
сельского хозяйства. Италию не случайно называют первым садом Европы. Здесь растут цитрусовые, миндаль, персики, грецкие орехи, фундук, виноград, оливы. На севере Сардинии расположены плантации пробкового дуба. Стране принадлежит 1 – ое место в Европе по производству риса. Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство. Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений. Более половины пахотных земель занимают зерновые культуры, главная из которых - пшеница (сбор около 8,9 млн.т.). Наибольшие урожаи ее собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля- в Апулии и Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление макарон. Постепенно возрастает роль животноводства. Молочное и мясное направления преобладают на севере страны, для остальных районов характерно разведение мелкого рогатого скота. Особенно славится выпасом овец Сардиния, где сосредоточена 1/3 всего их поголовья. В южных областях разводят ослов и мулов, используемых в качестве тягловой силы.
В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупные птицефермы, и теперь Италия стоит на втором месте в Западной Европе по производству мяса птицы (более 1 млн. т. в год).
Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.
Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (латифундии) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.
Экспортируются промышленное оборудование, транспортные средства, химические и нефтепродукты, швейные изделия, пищевые продукты.
1.5 Транспорт
В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через Средиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам, поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги, проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио, Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели. В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.
По Италии курсируют автобусы, такси, есть метрополитен, а также характерный для Италии водный транспорт, который представлен гондолами и речными такси. Последние пользуются большой популярностью у туристов, которые с удовольствием катаются в речном такси и, конечно, в гондоле. Первое вмещает четыре человека и, подобно обычному такси, отсчитывает метраж. "Стоянки" находятся в городе повсюду. Цена за гондолу около 80 тыс. лир за 50- минутную поездку днем и 110 тыс. ночью.
С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте - и газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север Италии, нефтепровод Триест - Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен, Швейцарию.
В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот. Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства.
В Италии также чрезвычайно популярны автомобили. Из 293 тыс. км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.
Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19, 8 тыс. км (включая запасные пути), из них 10, 2 тыс. км электрифицировано.
Две ветки метро есть в Риме. Линия А длиной 18 км связывает центр города от Ottaviano рядом с Ватиканом с восточной окраиной города, проходя через Cinecitta (Anagnia). Линия Б проходит на север к городским окраинам (Rebbibia) и к EUR, современному индустриальному комплексу на юге. Линии пересекаются у Termini. Можно купить специальный билет, его называют "большой", с ним можно ездить как на автобусе, так и на метро в течение дня по любой линии.
Метрополитен Милана cчитается наилучшим в Италии. ММ состоит из двух веток (1 и 2) и обслуживает город и окраины. Туристы обычно пользуются 1, идущей на юг недалеко от Stazione Centrale через Piazza del Maria della Grazie. Билеты продаются в автоматах на каждой станции и действительны в течение 1 час. 10 мин. Билет одного дня позволяет использовать все виды транспорта.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ИТАЛИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ