Национально-региональный компонент




Реализуется через знакомство с культурой и искусством коренных народов Севера, с конкретными видами творчества и постановкой танцевальных композиций.

 

Программное содержание

В основу обучения детей младшего возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра на занятиях не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для младшего возраста, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию.

Занятия могут проводиться в танцевальном или спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь, то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания воспитанников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Будет нелишне напомнить начинающим педагогам общепринятые в хореографии правила подачи учебного материала и построения занятия. При изучении нового и повторении пройденного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю («едут на Камчатку»), соответственно, вторая линия становится первой и т.д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материал: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, посмотреть результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно - тормозных процессов, то есть вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи я предлагаю следующую формулу: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:

воспринимая - ощущай;

осмысливая - чувствуй;

запоминая - действуй, пробуй;

проверяя результат - показывай другому.

Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания педагога (уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы воспитанник, слушая – слышал и услышал); профессиональный показ телодвижений педагогом – зрительное созерцание и осмысление (и в этом процессе очень важно следить, чтобы воспитанник, глядя – видел и увидел, удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами – раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определенное положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, тогда дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память).

Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Специалисты-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддается тренингу. Ребенок обладает врожденной способностью образовывать множество новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Каждое новое па или танцевальная комбинация – это новый двигательный стереотип. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания.

Навык – это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется.

Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью развития временных связей, а внешне – степенью разученности и чистоты выполнения движения.

v Первая стадия. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата. Эта стадия особенно заметна на первых порах обучения и в самом начале освоения незнакомых движений.

Для облегчения можно предложить метод хореокоррекции, под которым подразумевается внутренняя регуляция, активность и адаптация к окружающей среде.

Главные компоненты метода – музыка, музыкальные движения, музыкально-пластические игры, музыкально-психологические элементы (этюды) и развитие эмоциональной выразительности. С их помощью можно научить детей чувствовать движения и действия, выражать свое состояние.

Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные. Первыми можно управлять по желанию, а вторые такому управлению не поддаются.

Произвольными являются движения конечностей, корпуса (торса), шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела. Мы не замечаем, как ритмично бьется сердце, как ритмично мы дышим, как, шагая, переносим вес тела с ноги на ногу (тоже ритмично), и совсем не замечаем, как сгибаются колени при ходьбе.

Но как только мы предложим детям сгибать колени под музыку, начинаются трудности: кто-то не попадает на сильную долю такта, опаздывая или опережая ритм. Поэтому на первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально-психологический рецепт: расскажите или напомните детям, что счет «и» звучит коротко, а счет «раз» - длиннее, слабая доля такта как бы прячется за сильную.

Предложите детям встать в исходную позицию – ноги соединены, корпус прямой, руки опущены вдоль тела. Затем на счет «и» слегка согнуть колени и тут же выпрямить их на счет «раз». Ориентируйте детей на собственные мышечные ощущения, а точнее – на три точки: пятки, колени и копчик («хвостик»). Можно сопровождать эти ощущения сравнением типа команды «Смирно!». Упражнение следует исполнять в медленном темпе, осознанно.

Для ощущения прямой спины и развернутой грудной клетки предложите детям обхватить себя руками за спиной (так называемый «замок», то есть ладонью и пальцами правой руки обхватить локоть левой руки, а ладонью и пальцами левой руки обхватить локоть правой руки). Такое положение рук за спиной рекомендую использовать в тех случаях, когда дети отвлекутся или устанут. Внешне это проявляется сутуловатостью (приподнятые плечи и немного сгорбленная спина). При изучении танцевального шага с вытянутой стопы также полезно обхватное положение рук за спиной, ибо дети от усердия часто наклоняют голову вперед и разглядывают собственные ноги.

v Вторая стадия. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки, сделанные педагогом. Одобрительные замечания подкрепляют правильное выполнение музыкально-пластических элементов и движений, а неодобрительные (но с утешительной интонацией в голосе) – заставляют осознать ошибки и исправить их.

Возбуждение сосредотачивается только в определенных участках чувствительно-двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип. Но он еще не прочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык, поэтому координация движений может нарушаться.

В этой связи я предлагаю метод тройных передвижений (или тройственного переноса веса тела). Пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, известны – это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Однако есть еще одно чувство, о котором редко упоминает специальная литература: это координация, чувство равновесия (работа вестибулярного аппарата), которым мы пользуемся, чтобы контролировать движение и ориентироваться в пространстве.

Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение не изучалось. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.

Начинать следует с тройных поворотов головы. Например: вправо, влево, вправо – остановка, затем влево, вправо, влево – остановка. Этот элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что-то увидеть (выделить), ибо при ориентации в зале или изучении впоследствии элементов вращения ребенок может испытывать трудности (как минимум будет кружиться голова).

Тройные повороты головы исполняются в сочетании с боковым переступанием. Например:

- шаг с правой ноги в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо;

- шаг-приставка левой ноги к правой с одномоментным поворотом головы влево;

- шаг в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо - остановка (пауза).

Следующим основополагающим стереотипом является тройной попеременный шаг вперед и назад:

- с правой, левой, правой ноги и маленькая остановка (пауза);

- с левой, правой, левой ноги и маленькая остановка (пауза) и т.д.

Уместно подчеркнуть, что при кажущейся ограниченности подобных переступаний в танце существуют разнообразные их варианты: так, тройной переменный ход встречается во множестве народных танцев.

Педагогу-хореографу важно отобрать те варианты переступаний, которые способствуют формированию музыкально-двигательных стереотипов. В дальнейшем можно усложнить исполнение двигательных элементов.

Например, переступания в рисунке «крестом»:

- шаг с правой ноги в правую сторону;

- шаг-приставка левой ноги к правой;

- шаг с левой ноги в левую сторону;

- шаг-приставка правой ноги к левой;

- шаг вперед с правой ноги;

- шаг-приставка левой ноги к правой;

- шаг с левой ноги назад;

- шаг-приставка правой ноги к левой.

В усложненном варианте очень важно сохранить осознанное сгибание ног в коленном суставе перед началом передвижения (с акцентом). Заметная деталь стереотипа, которая постоянно используется в танцевальной практике, - это своеобразный врожденный «затакт» (предварительная мышечная реакция) двигательного навыка.

v Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.

Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.

Для запоминания движений можно использовать короткие образные подсказки типа детских считалок (по аналогии с запоминанием цветов спектра). Подобную же формулу используют педагоги бального танца при объяснении ритма движений: «быстро-быстро-медленно» и т.п.

В нашем случае это может звучать так: «топнуть, шлёпнуть, топнуть, хлопнуть».

Изучение элемента предполагает раздельное исполнение:

Раз - шаг с притопом, одновременно руки открыть в сторону;

и - слегка присесть, приставляя свободную ногу в VI позицию, и одновременно шлёпнуть ладонями по бедрам;

два, и - движение повторить с другой ноги, хлопнув в ладоши.

Кроме того, необходимо учитывать, что музыкально-двигательные навыки могут положительно и отрицательно влиять друг на друга. В ходе тренировки (экзерсиса) при многократном повторении музыкально-пластических элементов временные связи совершенствуются, что приводит к правильной координации движений.

По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений перестают осознаваться, то есть выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению (например, контрольный урок, дивертисментный показ перед группой), то он дольше остается неразрешенным. Чем больше ответственных выступлений (ситуаций, когда на тебя смотрят другие), тем дольше выученное будет сохраняться. Это могут быть систематические посещения практических занятий с детьми из других групп, представителями администрации, родителями.

Разучивая движения, отрабатывая технологию исполнения, надо обращать внимание на каждый его элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование пластических стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления через понимание сущности выполняемых движений, через ощущения. Поэтому чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической площадки.

Следует напомнить, что существует прямая связь между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила – это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, то есть умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.

Приемы отработки любого специального вида выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это научит детей ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.

Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые координации – это одновременные и однонаправленные движения рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные координации – одновременные разнонаправленные движения, переключения с однонаправленных на разнонаправленные движения, с одного темпа на другой, движения в выворотном положении ног, вращения с однонаправленным и одновременным продвижением по площадке.

При построении занятий и составлении порядка изучения танцевальных элементов педагогу следует все это внимательно учитывать.

Вариант построения занятия

Первая часть занятия (подготовительная):

v вход детей в танцевальный зал (марш). Желательно выстраивать их по росту – от меньших к большим;

v построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн (в зависимости от размеров зала и численности группы);

v поклон педагогу и концертмейстеру;

v разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

Вторая часть (основная):

v изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки;

v работа над этюдами, танцами.

Третья часть (заключительная):

v закрепление музыкально-ритмического материала в игре;

v музыкально-танцевальные импровизации;

v основное построение для выхода из зала;

v поклон педагогу и концертмейстеру;

v выход из танцевального зала (марш).

 

Упражнения

1. Пружинящие движения. Навык пружинящих движений важен для правильного бега, прыжков, подскоков и других плясовых движений.

2. Пружинящий бег в парах. Двигаемся ритмич­но, кружимся в парах на бегу.

3. Передаем в движениях смену частей музыкаль­ного произведения.

4. Движение рук. Качаем руками под музыку, плавно, непринужденно.

5. Ходьба под марш. Задачи: самостоятельно начи­нать и заканчивать ходьбу с началом и окончанием музыки. Шаг — ритмичный, бодрый, четкий.

6. Спокойная ходьба.

7. Учимся передавать движением смену динами­ки музыки. Музыкальное сопровождение — любая песенка. Куплет: дети маршируют с вытянутыми носочками, припев — подскоки. Идея смены динами­ки понятна детям — смена куплета и припева.

8. Шаг и бег (самостоятельная смена движений в соответствии со сменой частей музыки).

9. Менять движение в соответствии с формой му­зыкального произведения; например: а11еgrо — хло­пают на сильную долю такта, аdagio — кружась, в такт поднимают ручки.

10.Упражнение с лентами.

11. Бег с лентами.

12.Упражнение с мячом. Передавать мяч по кру­гу на сильную долю такта. Подбрасывать мяч вверх и ударять о пол, согласуя движения с музыкой.

13. «Зайчики». Произвольно во всех направлени­ях. Имитируем зайчика (руки).

14. Поскоки в парах. Выполняя поскоки, развива­ем умение передавать ритмический рисунок хлопка­ми и притопами. Шаг легкий, пружинящий.

15. Прыжки. Тренируемся в исполнении простого прыжка и прыжка с приседанием.

16. Хлопки. Сначала 1 хлопок на 1 четверть. Ди­намика музыки изменяется — хлопки на одну восьмую.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: