Подготовительные упражнения




- I полувыворотная позиция ног: пятки вместе, носки развернуты;

- VI позиция: носки и пятки соединены;

- II позиция: стопы ног параллельно на небольшом расстоянии друг от друга (параллельная позиция) или носки развернуты (полувыворотная);

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и другую сторону;

- вращение рук в локтевом суставе;

- подъем и опускание плеч (поочередно – правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад;

- наклоны с поднятыми вверх руками справа налево и обратно с постепенным увеличением и уменьшением амплитуды движения («раскачивание ветвей при сильном и слабом ветре»); то же, с добавлением движений корпуса («раскачивание стволов деревьев»);

- движение рук «волна»;

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;

- простые бытовые шаги на каждую четверть;

- шаги на полупальцах;

- шаги с вытянутого носка;

- шаги на пятках;

- сочетание шагов на пятках и носках;

- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);

- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;

- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги в VI позиции;

- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);

- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);

- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз - шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;

- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;

- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;

- мелкий бег на полупальцах;

- подскоки на месте с поворотом вправо, влево;

- шаг и подскок вперед-назад (раз-и-два-и) – подготовка к польке;

- шаг в сторону и два шага на месте вправо и влево (раз-два-три) – подготовка к вальсу;

- наклоны корпуса вперед, вниз, вправо, влево.

 

Народная и современная хореография:

1. Фигурная маршировка: движения по кругу, по линиям, по диагонали.

2. Упражнения на развитие ориентации: поворот вправо, влево; построение в колонну по одному, по два в движении, на месте; построение в шеренгу; по­строение в круг, расширение и сужение круга; поло­жение в парах.

3. Ходить и бегать ритмично, ходить спокойным шагом, бодрым шагом.

4. Ходить на полупальцах и на пяточках.

5. Легко, свободно выполнять прямой галоп.

6. Развивать навыки пружинящего движения.

7. Закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и на пятку.

8. Упражняться в спокойном шаге, шаге с высо­ким подъемом ног, легком подскоке, в легком, более широком беге.

9. Повторять прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

10. Самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и расширять круг; соблю­дать расстояние между парами (или тройками), дви­гаясь по кругу.

11. Добиваться непринужденных, плавных движе­ний рук.

12. Упражнения на развитие мышечного чувства: (сгибание кистей рук вниз, вверх, отведение их вправо, влево, круговые вращения; те же движения, но постепенно; напряжение и расслабление мышц рук и ног; упражнения для ступней: подъемы, отведение от себя, к себе).

13. Танцевально-тренировочные упражнения: разу­чивание позиций рук и ног. Положение рук — на поясе, за платье (у девочек). Поднимание рук из под­готовительного положения в I, позиции и обрат­но. Постановка корпуса, головы. Поворот вправо, влево. Повороты и наклоны головы. Полуприседание по I позиции. Подъем на полупальцах по I позиции.

14. Приставной шаг с полуприседанием.

15. Ритмично, выразительно двигаться прямым га­лопом.

16. Кружиться на подскоке в парах.

17. Мягкий пружинистый шаг.

18. Элементы народных и бальных танцев.

19. В играх действовать самостоятельно, искать вы­разительные движения, не подражая друг другу; при­думывать или выбирать движения в соответствии с характером музыкального произведения.

20. Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

21. Высокий бег.

22. Двигаться в парах по кругу, сохраняя расстоя­ние между парами.

23. Свободно ориентироваться в пространстве.

24. Переменный шаг.

 

Музыкальные игры

Приглашение. Все играющие становятся в круг. Водящий ходит внутри круга под музыку, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и та­ким образом приглашает несколько человек. Водя­щий двигается танцевальным шагом, и все идущие за ним повторяют движения или шаг. Неожиданно музыка умолкает — все разбегаются и становятся в общий круг (в любом месте). Кто опоздал, становится новым водящим.

Бабочки. Все играющие имитируют бабочек: легко и краси­во двигаются под музыку. Водящий наблюдает. Му­зыка прекращается, и все превращаются в застывшие красивые фигуры. Водящий выбирает лучшую «бабочку», которая и становится ведущей.

Ромашка. В игре участвует несколько команд в зависимости от количества играющих. Они становятся в кружки, спиной к центру. Это «ромашки». По команде веду­щего под музыку играющие разбивают «ромашки» и танцуют. Как только музыка прекращается, все дол­жны вернуться на свои места, образовать «ромашку». Побеждает команда, первая составившая цветок. Игра повторяется несколько раз.

Танцующие звери. Звучит музыка, и все играющие начинают изображать зверей, которых предлагает ведущий. Музыка звучит разноплановая; выигравшим считается тот, кто более точно выполняет движения под музыку и близко передает образ животного. После изображения од­ного животного называется победитель, он получает очко. В конце игры — подсчет очков.

Манекены. Звучит рок-н-ролл, играющие движутся по всей пло­щадке. При внезапной остановке музыки танцующие замирают в том положении, в котором их застала пауза. Ведущий следит за всеми; проигравшим считается тот, кто потерял равновесие или двигается после остановки музыки. Проигравший получает штрафные очки. Игра повторяется несколько раз.

Сводный музыкальный ансамбль. Ведущий делит участников игры на группы и пред­лагает взять в руки или расположиться за воображае­мыми музыкальными инструментами (гитара, скрип­ка, барабан, пианино, флейта и т. д.), затем включа­ет музыку, и под музыку дети должны изобразить ансамбль. Выигрывают те группы, которые наиболее точно передают мелодию и делают подтанцовку. От­мечаются и индивидуальные исполнители.

Мультяшки. Звучит музыка. Ведущий предлагает героя мульт­фильма, которого нужно изобразить, придумать для него одно характерное движение или несложный та­нец. Тот, кто справился с заданием лучше всех, по­лучает очко. В конце игры очки подсчитываются.

Сигналы подаются через разные промежутки вре­мени. Можно дать возможность играющим разойтись в разные стороны шагов на 10—15, а можно подать сигнал, когда они сделали всего 2-3 шага. В роли ведущего лучше всего выступать руководителю груп­пы (взрослому).

Будь внимателен! Играющие становятся перед ведущим. Звучит му­зыка. Ведущий предлагает участникам поиграть с разными предметами, но под музыку: ведущий бросает мяч, а участник ведущему и т. д. Выигрывает тот, кто точно под музыку производит бросок. Проде­лать то же самое с кеглей, с платком, с кубиком и с другими предметами по усмотрению ведущего.

Найди свою пару. Играющие становятся в круг парами, лицом в сто­рону движения, и берутся за руки. Под танцеваль­ную музыку они идут по кругу, танцуя, как хотят. Внезапно ведущий подает сигнал. Все опускают руки и те, кто находился во внутреннем круге, быстро по­ворачиваются и продолжают двигаться в обратном на­правлении, остальные продолжают двигаться в пре­жнем направлении. Спустя некоторое время ведущий подает второй сигнал, по которому каждый играю­щий должен быстро найти свою пару и, не останав­ливаясь, продолжить танец по кругу. Музыка не пре­кращается ни во время сигнала, ни во время поиска играющими своих пар.

После дождя. Под звучание музыки разных жанров играющие должны изобразить:

• идет дождь (руками);

• прохожие идут под дождем (с зонтиками);

• солнышко засияло;

• всем весело;

• природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчелы и бабочки).

Ведущий внимательно наблюдает за играющими, дает задание и отмечает тех, кто лучше других вы­полняет задание. Эти лучшие исполнители становят­ся в центр и еще раз все вместе показывают, как красиво они выполнили задание.

Паровоз. Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу.

Колёсами стучу, верчу. Садись скорее. Прокачу: чух, чух!

Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее согнуть в коленях.

Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. При произношении всего текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры.

Пояснение. В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперёд. Текст, произносится очень ритмично, чётко, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую, прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг оставался коротким, не шаркающим.

 

В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому, основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.

Известный советский психолог Б.М. Теплов, проводивший обширные исследования музыкальных способностей, утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях».

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от этого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса. На ритмике звучат произведения русской и зарубежной классики, народная музыка, сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Художественная ценность музыки, ее разнообразие и действенность, доступность восприятию детей – основные требования, которые необходимо учитывать при подборе музыкального материала для занятий.

Благодаря яркой музыке обогащается эмоциональная сфера воспитанников, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая музыкальная культура.

Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой, является осознанный контроль над выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.

Дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упражнением.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название раздела, темы Часы
1. Эмоциональное развитие.  
2. Освоение способов детализации.  
3. Развитие чувства ритма.  
4. Развитие творческого воображения.  
5. Развитие способностей к образному перевоплощению.  
6. Выразительные движения в играх.  
7. Характер музыки.  
8. Элементы народного танца.  
9. Темп.  
10. Упражнения на развитие ориентации.  
11. Работа парами.  
12. Освоение новых способов условно-сценического взаимодействия.  
13. Выразительные движения в танцах.  
14. Исполнение сюжетных композиций.  
15. Элементы бального танца.  
16. Исполнительское мастерство.  
17. Сочинительское творчество.  
18. Танец.  
  Итого:  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Эмоциональное развитие.

1.1. Работа над выразительностью лица (открытостью взгляда и приветливой улыбкой).

1.2. Работа над передачей задумчивого, повествовательного характера музыки,

характера нежной тихой мелодии.

 

2. Освоение способов детализации.

2.1. Работа над воплощением образа животных, игрушек, фантастических существ, взаимодействия которых обусловлены сюжетами, Умение создавать игровой образ.

2.2. Умение детально, подробно и вместе с тем выразительно передавать различные характеристики персонажа, передавать в движении характер изящной, грациозной, подвижной музыки.

3. Развитие чувства ритма.

3.1. Умение детей воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания), улучшать ритмическую точность движений.

3.2. Закрепление у детей умения согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, внимательно следить за развитием музыкального предложения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок.

 

4. Развитие творческого воображения.

4.1. Развитие творческого воображения, наблюдательности. Умение детей «вживаться» в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, движения разного транспорта (автомобиля, поезда) и т.д.

4.2. Умение органически связывать движения с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

 

5. Развитие способностей к образному перевоплощению.

5.1. Работа над перевоплощением в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, выдумку, инициативу, умением детей правильно исполнять подражательные движения, развивать выразительность движений в соответствии с музыкой.

5.2. Умение детей «вживаться» в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.

6. Выразительные движения в играх.

6.1. Работа детей над правильностью исполнения подражательных движений. Развития выразительности движений в соответствии с характером жизнерадостной, подвижной музыки, отмеченной разнообразными яркими акцентами.

6.2. Умение действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу. Развитие воображения, творческой инициативы.

7. Характер музыки. 7. 1. Умение отвечать на легкий, грациозный характер музыки легкими, изящными поскоками, передавать в движении неторопливую, размеренную музыку, передавать шутливый, легкий, озорной характер музыки.

7.2. Умение менять рисунок движения с изменением мелодии, воспринимать и передавать в движении спокойную, напевную музыку.

 

8. Элементы народного танца.

8.1. Работа детей над правильностью исполнения танцевальных движений и изменения их характера с изменением силы звучания музыки.

8.2. Умение передавать характер танца. Совершенствование исполнения ранее разученных элементов.

9. Темп.

9.1. Умение воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Так, в быстром темпе удобнее делать легкие и мелкие движения, в медленном темпе более крупные, широкие и плавные.

9.2. Умение сохранять устойчивость в темпе. Так, с прекращением звучания музыки необходимо продолжать движение в заданном темпе.

10. Упражнения на развитие ориентации.

10.1. Умение изменять свои движения, согласовывая их с формой музыкального сопровождения

(быстро переключаться с одного движения на другое, изменять характер, направления движения, возвращаться к ранее исполненному движению, тормозить движение выполнять различные перестроения и т.д.)

10.2. Умение передавать акценты в музыке, хорошо ориентироваться в пространстве.

 

11. Движение в паре.

11.1. Умение у детей чутко воспринимать, понимать партнера.

11.2. Умение самостоятельно, стоить различные танцевальные фигуры в паре.

 

12. Освоение новых способов условно-сценического взаимодействия.

12.1. Развитие у детей творческого воображения и партнерского взаимопонимания.

12.2. Знакомство детей с более интересными и динамичными сюжетами.

 

13. Выразительные движения в танцах.

13.1. Раскрытие перед детьми интересного для них музыкального образа. Направление их внимания на настроение произведения. Обучение детей правильному исполнению подражательных движений. Развитие выразительности движения в соответствии с энергичным, стремительным характером музыки.

13.2. Формирование чувства национальной гордости. Приобщение к фольклору и художественным традициям разных народов.

 

14. Исполнение сюжетных композиций.

14.1. Умение создавать «сценическую иллюзию».

14.2. Предоставление самостоятельности в поиске творческих решений.

 

15.Элементы бального танца.

15.1. Работа над выразительностью движений. Умение передавать характерную пластику.

15.2. Достижение непринужденных, плавных движений рук.

 

16.Исполнительское мастерство.

16.1. Работа над передачей образа, включая в образное движение «все тело» иногда- с фрагментами яркого эмоционального «проживания» образного содержания.

16.2. Умение детей правильно исполнять танцевальные движения и изменять их характер с изменением силы звучания музыки. Совершенствование техники танцевального мастерства.

 

17. Сочинительское творчество.

1. Умение строить композицию образно-пластического этюда по заданному сюжету - в сотворчестве с партнером.

2. Исполнение собственных композиций от начала до конца.

 

18. Танец.

18.1. Отчетный концерт.

18.2. Выпускной бал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: