I. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К РАБОТАМ
1. Число курсовых работ и сроки их выполнения определяются календарным графиком учебного процесса.
2. Номера задач, входящих в каждую работу, сообщаются студентам руководителем практических занятий при выдаче бланка с расчетными схемами.
3. Если нагрузки на схеме не заданы, то при решении задачи следует принять:
- сосредоточенную силу Р = βqa
- сосредоточенный момент m=ψqa2
- скручивающий сосредоточенный момент
- интенсивность распределенного скручивающего момента
4. Допускаемые напряжения принимаются:
- для пластичных материалов [с] = ——, [т]==0.5[О'];
- для хрупких материалов [су] =——, [т] = 0.75[(У].
5. Числовые значения всех величин, необходимых для решения задач, находятся по номеру варианта группы в табл. 1-3.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
1. Расчетно-графические работы выполняются на отдельных листах стандартного размера (формат А4), скрепленных между собой и помещенных в обложку из ватмана.
2. Титульный лист и наружная сторона обложки оформляются согласно образцам, приведенным в прил. 1,2 с применением стандартного шрифта.
3. При оформлении каждой работы следует представить:
а) полное условие задачи и исходные данные;
б) схему, для которой проводилось решение;
в) решение с краткими пояснениями и выделением основных этапов расчета.
При выполнении этого пункта следует все расчетные формулы написать сначала в общем (буквенном) виде, а затем вместо букв проставить их числовые значения и записать конечный результат с указанием его размерности;
г) графическую часть, выполненную в масштабе на стандартных листах формата А4 (желательно миллиметровой бумаги) простым карандашом; на одном листе разрешается выполнять графическую часть для одной или нескольких заданных схем.
|
Работы, не оформленные в соответствии с указанными требованиями, возвращаются преподавателем без проверки.
4. После проверки работы преподаватель в таблице, начерченной на титульном листе, проставляет оценку за каждую выполненную схему (с учетом даты представления работы) и ставит под ней подпись, если решение выполнено правильно. При отсутствии такой подписи решение должно быть исправлено, а работа повторно представлена на проверку.
5. Исправление ошибок, допущенных в тексте и рисунках при решении задачи, производится на новых листах. Запрещается вносить исправления в перв онач а льный текст решения и рисунки задачи, если они п ровер ены препо давателем и в них и меются указания о наличии ошибок.
6. В конце семестра все работы сброшюровываются в общую обложку и представляются на экзамен вместе с бланком заданных расчетных схем. На обложке в таблице проставляются средние баллы за каждую выполненную работу. Качество выполненных работ и их средний балл учитываются преподавателем при выставлении им экзаменационной оценки.
III. ЗАДАЧИ ДЛЯ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКЙХ РАБОТ
1. Геометрические характеристики плоских сечений
Задача 1.1. Для заданных схем поперечных сечений брусьев показать положение главных центральных осей и вычислить моменты инерции относительно этих осей.
2. Эпюры внутренних усилий
Задача 2.1. Для заданных схем построить эпюры внутренних усилий, выразив ординаты эпюр в характерных сечениях через С[ и (2. Показать положение опасных сечений.
|
Задача 2.2. По эпюре изгибающих моментов, приведенной на схеме 26, построить эпюру поперечных сил и показать нагрузку, действующую на балку.
3, Определение напряжений и расчеты на прочность
Задача 3.1. Перечертив схему конструкции и эпюры внутренних силовых факторов, построенные при выполнении задачи 2.1, составить условие прочности элементарной частицы в опасной точке опасного сечения бруса. Из условия прочности этой частицы подобрать:
а) размеры постоянного поперечного сечения бруса (схема 5) в форме квадрата. Материал - дерево;
б) размеры постоянного поперечного сечения бруса (схема 7) в форме
круга, кольца (и / D — 0,1), квадрата и тонкостенного коробчатого профиля
(и = И = 10о). Материал - алюминиевый сплав Д-16. Определить, какая форма поперечного сечения более экономична;
в) размеры постоянного поперечного сечения балки (схема 8) в форме
круга, прямоугольника (/Z /1?= 2) и двутавра. Материал - сталь СтЗ. Обосновать, какая из указанных форм поперечных сечений будет наиболее экономичной;
г) допустимую нагрузку на балку (схема 9), приняв ее поперечное сечение по схеме 1. Материал - сталь СтЗ;
д) двутавровое поперечное сечение для плоской рамы (схема 10), расположив его наиболее рационально по отношению к действующим нагрузкам. Материал - сталь СтЗ;
е) допустимую нагрузку для бруса (схема 13). Материал - чугун СЧ-30,
a = \0d.
ж) допустимую нагрузку для бруса (схема 16). Поперечное сечение бруса - круг диаметром и = 0.1 20. Материал - сталь 35ХГСА;
з) подобрать на наиболее удаленном от опоры участке бруса (схемы 14, 15) квадратное поперечное сечение, а на остальных участках - круглое. Материал - сталь СтЗ.
|
Для всех схем:
- нарисовать под расчетной схемой эпюры внутренних усилий и показать на них положение опасного сечения;
- в опасном сечении бруса (для каждой формы подобранного сечения) построить эпюры напряжений, указав их величину в характерных точках;
- в опасной точке изобразить напряженное состояние элементов и указать величины напряжений, действующих в площадках элементов.
Задача 3.2. В опасной точке конструкции, испытывающей плоское
напряженное состояние, установлены три тензорезистора под углом ТС/4 друг к другу (см. рисунок). По отсчетам, снятым с помощью тензостанции с ценой
деления П — 10 (табл. 1): \
а) найти величину нормальных и касательных напряжений, действую щих по двум площадкам, перпендикулярным осям Z, Y (исходные площадки);;
б) определить положение главных площадок и величину главных напряжений;
в) нарисовать элементы, выделенные исходными и главными площадками, и показать напряжения, действующие на этих площадках;
г.) проверить элемент в рассматриваемой точке на прочность. Материал конструкции - алюминиевый сплав Д-16.
Таблица 1
Исходные данные к задаче 3.2
Значения угла (X, в направлении которого наклеен тензорезистор, для варианта | Разность отсчетов, снятых по показаниям тензостанции, для варианта | |||||||||||
I | ||||||||||||
л/4 | я/2 | -100 | -80 | -80 | -100 | -100 | ||||||
71/2 | 0, | тс/4 | -80, | -50 | ||||||||
я/4 | тс/2 ' | -100 | -70 | - 100 | -60 | -120 | ||||||
Примечание к табл.1: римская и арабские цифры варианта Соответственно равны числу десятков и единиц в номере варианта задания, выполняемого студентом. (Например, для варианта 18 следует принять
Д„=100, Д7=50, Av=30.)