Тема 2 Российская и зарубежная архитектура сер. ХХ – нач. ХХ1 вв.
Аннотация темы. «Российская и зарубежнаяархитектура сер. ХХ - нач ХХ1 вв.» относится к дисциплине по выбору Б1.В.ОД.5 «Современная архитектура и дизайн» блока Критическая и экспертная деятельность направления ООП ВО 97.03.01 «Архитектура»
Цель преподавания темы (раздела) дисциплины.
Цель преподавания дисциплины подготовить специалиста, разбирающегося в основных направлениях развития Российской архитектуры сер. ХХ – нач. ХХ1 вв. в контексте с мировой культурой.
Задачи преподования темы (раздела) дисциплины
Задачи изучения раздела дисциплины заключаются в формировании
следующих компетенций: ОК-13- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности.
ПК-2 - способностью использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе.
ПК-4 - способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов
ПК-11 -
В результате обучения разделу дисциплины студент должен:
Знать:
- выдающиеся памятники архитектуры сер. ХХ – нач. ХХ1 вв.
Уметь:
- давть оценку роли отечественной архитектуры в контексте с мировой культурой сер. ХХ – нач. ХХ1 вв.;
- выявлять ианализировать взаимодействие традиций и новаторства в архитектуре.
Владеть:
- навыками применения теоретических и исторических знаний в практике проектирования и стоирельства.
Иметь представление:
- об истории теоретических учений в архитектуре периода сер. ХХ – нач.ХХ1 вв.;
Структура дисциплины
(распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):
Аудиторные занятия:
Лекции – всего 20час (в кон.6 сем);
Практические занятия – всего 10 час (в кон. 6 сем);
Самостоятельная работа – 24 час (в кон. 6 сем);
Всего - 54 час (в кон. 6 сем)
Основные дидактические единицы (разделы):
Место Российской архитектуры в системе культуры и стстеме мировой культуры и архитектуры ХХ – нач. ХХ1 вв. Критика ретроспективизма в советской архитектуре, переход к массовому индустриальному строительству жилых и общественных зданий в СССР. Новые генпланы и застройка микрорайонов. Архитектура времен перестройки и периода перехода к рыночным отношениям.
Изучение дисциплины заканчивает:
Зачет – 6 семестр.
5.2. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане)
Краткое описание подходов к организации практических занятий
Практические занятия по курсу «Современная архитектура и дизайн» должны способствовать закреплению пройденного лекционного материала и самостоятельной работы студентов, представляемой в виде докладов-презентаций на практических занятиях и научных конференциях.
Практическими занятиями предусмотрены контрольные вопросы по текущей теме. В докладе-презентации студент дожен сформулировать выводы и предложения с помощью ведущего преподавателя, которые способствуют организации дискуссионной обстановки в аудитории. Дискуссии наилучшим образом способствуют закреплению пройденного материала.
Тема1. Российская и зарубежная архитектура кон. Х1Х – сер. ХХ вв. | |||
Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие | |||
1 Поиски органической целостности в архитектуре модерна. Творчество архитектора Ф. Шехтеля. 2 Архитектурные группировки 20-х годов – АСНОВА, ОСА, их теоретические концепции, участие в конкурсной и проектной практике. 3 Поиски новых социальных типов жилых домов. Дома – коммуны. Работы архитекторов М. Барщ, Н. Ладовского, И. Николаева и 4 Футурологические идеи конца 20-х – начала 30-х годов. Линейные системы Н. Милютина, и город-парабола Н. Ладовского. Конкурс на новую концепцию развития Москвы (Идеи Ле Корбьзье, Э. Мая и др.) 5 Творческий вклад архитекторов – новаторов в облик Москвы эпохи конструктивизма. Постройки архитекторов К. Мельникова, И. Голосова, П. Голосова, и бр. Весниных и др. 6 Конкурс на Дворец Советов. Конструктивизм и неоклассика в проектах на разных этапах конкурса. 7 Прогрессивные тенденции в жилищном строительстве конца 30-х годов. Застройка Б. Калужской ул. и ул. Горького 8 Архитектура сооружений ВСХВ – 1939 г. Решение проблемы национального своеобразия. 8. Высотные здания Москвы 1947-52 годов, их градостроительное и художественное значение для “обновления” облика города Москве. а) основная литература: 1. Иконников А.В.«Архитектура XX века. Утопия и реальность», т.1,2, издательство «Прогресс-традиция», г.Москва, 2002 г., 1 экз 2. История Советской архитектуры (1917-54 гг.) Н.П. Былинкин, М., Стройиздат, 1985 3. Хан – Магомедов С. ВХУТЕМАС.-М.: Ладья,1995 б) дополнительная литература: 1. Из истории Советской архитектуры 1926-32 гг.. Документы и материалы. Творческие объединения. М., “Наука”, 2. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будующего. Хазанова В.Э., М., “Наука”, 1980. 3. Архитектура советского авангарда. Хан-Магомедов С.О., М., Стройиздат, 4. Кириченко Е.Н. Москва на рубеже столетий.- М., 1978 5. Ю. Бочаров, Н. Гуляницкий. Архитектура СССР (1917-1987 гг.) М.; Стройиздат, 1987 г. 15. Ю. Бочаров, Н. Гуляницкий. Архитектура СССР (1917-1987 гг.) М.; Стройиздат, 1987 г. | |||
| |||
Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие | |||
1. Творческие и экономические причины изменения направленности архитектуры в 50-е годы. 2. Пути решения жилищной проблемы в конце 50-х и 60-е годы. Развитие типового проектирования, создание проектов полносборных жилищных домов, разработка квартир для посемейного заселения. 3. Разработка теоретических концепций микрорайона и ступенчатого обслуживания населения. Новые приемы планировки и застройки жилых образований в различных городах страны. (Вильнюс, Владивосток, Ташкент и др.) 4. Новые индустриальные методы возведения зданий, обеспечивающие индивидуальные решения архитектуры зданий в 60-х – 70-х гг. 5. Дворец пионеров и школьников в Москве. Особенности композиции, использование новых конструкций и форм, синтез искусств и его роль в образном строе комплекса. 6. Проблемы застройки центральных районов в 80-е годы “Средовой подход”. Особенности строительства в исторической сре | |||
7. Основные принципы восстановления городов. Новые идеи и пафос победы в проектах Сталинграда, Минска, Смоленска и др |
8. Современна зарубежная Архитектура
9 Архитектура современной России
а) основная литература: 1. Иконников А.В.«Архитектура XX века. Утопия и реальность», т.1,2, издательство «Прогресс-традиция», г.Москва, 2002 г., 1 экз | ||
2. Очерки истории теории архитектуры нового и новейшего времени. Под ред. Азизян И.А.,СПб, Колос,2009г. | ||
3. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. – М., АСВ, 2000 4. Современная Советская архитектура (1955-80 гг.) Н.П. Былинкин, М., Стройиздат 1985. 5. Очерки истории теории архитектуры нового и новейшего времени. Под ред. Азизян И.А.,СПб, Колос,2009г. б) дополнительная литература: 1. Из истории Советской архитектуры 1926-32 гг.. Документы и материалы. Творческие объединения. М., “Наука”, 1970. 14. А.М. Журавлева, А.В. Иконников. Архитектура советской России. М.; Стройиздат, 1987 г. | ||
4. История русской архитектуры. Пилявский В.И., Тиц А.Л., Ушаков Ю.С. Ленинград, Стройиздат, 1984 | ||
5. Советская архитектура. Рябушкин А.В., Шишкина И.В. М., Стройиздат, 1984 | ||
6. А.М. Журавлева, А.В. Иконников. Архитектура советской России. М.; Стройиздат, 1987 г. |
5.3. Планы лабораторного практикума (при наличии в учебном плане)