Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента организации
УПРАЖНЕНИЕ №1
«Определение возможных причин возникновения
проблемы с помощью диаграммы Исикавы и карты мнений»
по дисциплине «Управленческие решения»
Студент: Заворотний К.С.,
3 курс ФМ, группа 1003
Преподаватель: профессор, к.э.н. Пужаев А.В.
Санкт-Петербург
Введение
Текучесть рабочих играет большую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, активно влияют на производительность труда.
Текучесть отрицательно сказывается на работе предприятия, не даёт коллективу сформироваться коллективу, а значит и корпоративному духу, что влечёт за собой снижение производственных показателей и эффективности работы.
Уход ценных сотрудников снижает человеческие активы организации, т.к. вместе с работниками уходят и вложенные в них инвестиции в виде расходов на их поиск, привлечение, обучение и т.д. Проблема сохранения человеческого капитала связана также с сохранением и повышением профессиональной квалификации сотрудников.
В ряде случаев текучесть может рассматриваться как позитивное явление (например, при замене сотрудника новым, более квалифицированным). Но чаще всего для организации текучесть означает потерю хороших работников. В таких случаях текучесть организации следует рассматривать как разрушительный фактор, негативно влияющий на эффективность работы организации.
|
Для оценки показателя используется коэффициент текучести кадров – отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и по другим причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.
Различают естественную и излишнюю текучесть кадров. Естественная текучесть способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создаёт организационные, кадровые, технологические и психологические трудности.
Мероприятия, направленные на снижение текучести кадров, разделяют на три основные группы:
1) технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и т.д.);
2) организационные (совершенствование процедур приёма и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников и т.д.);
3) социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и т.д.).
Рассмотрим проблему увеличения текучести кадров на примере фирмы «Звезда», предоставляющей туристические услуги. Турфирма «Звезда» открылась в начале 2008 года.
|
Штат набирался из дипломированных специалистов.
В скором времени после открытия турфирма «Звезда» добилась значительных успехов на рынке предоставления туристических услуг Санкт-Петербурга и получила возможность успешно конкурировать с другими подобными организациями. «Звезда» начала сотрудничать с аутсорсинговой компанией, занимающейся организацией перевозок. Был заключен договор с компанией, проводящей дополнительное обучение и повышение квалификации сотрудников.
В начале 2009 года компания стала резко терять свои позиции. Руководство не смогло оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию, в результате чего уровень конкурентоспособности фирмы значительно снизился. Компании пришлось арендовать более дешёвые рабочие помещения. Сотрудничество с компанией, предоставляющей услуги профессиональной переподготовки, было прекращено. Большинство сотрудников (в основном гиды и переводчики) перешли к конкурентам или ушли в другую сферу деятельности. В итоге текучесть кадров повысилась от естественного уровня в 2008 году до излишнего в 2009 году.
Рис.2а. Карта мнений первого уровня |
Рис. 1. Диаграмма Исикавы |
Увеличение текучести кадров организации |
Напряжённые отношения между руководством и подчинёнными |
Недовольство профессиональной подготовкой сотрудников |
Недовольство клиентов |
Ухудшение психологического климата в коллективе |
Изменение условий труда |
ухудшение психологического климата в коллективе |
увеличение нагрузки на постоянных сотрудников |
конфликты между старыми и новыми сотрудниками |
снижение качества обслуживание |
напряжённые отношения между руководством и подчинёнными |
расторгнут договор с компанией, предоставляющей услуги профессиональной переподготовки |
неконкретные цели и ценности компании |
руководство игнорирует просьбы и требования персонала |
набор новых сотрудников по примитивной схеме |
Руководство |
недовольство профессиональной подготовкой сотрудников |
недовольство клиентов |
ухудшение соотношения показателей «цена-качество» |
новые неудобные офисы |
изменение условий труда |
Сотрудники |
снижение заработной платы |
Увеличение текучести кадров организации |
Клиенты |
|
Рис.2г. Карта мнений второго уровня |
Рис. 2в. Карта мнений второго уровня |
Рис. 2б. Карта мнений второго уровня |
Изменение условий труда |
Снижение заработной платы |
Новые неудобные офисы |
Увеличение нагрузки на постоянных сотрудников |
Недовольство профессиональной подготовкой сотрудников |
расторгнут договор с компанией, предоставляющей услуги профессиональной переподготовки |
Набор новых сотрудников по примитивной схеме |
Неконкретные цели и ценности компании |
Руководство игнорирует просьбы и требования персонала |
Напряжённые отношения между руководством и подчинёнными |