День Культуры в школах Санкт-Петербурга




Содержание

 

Введение

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАСОТЫВ ЖИЗНИ

1.1 Общее в понятиях «Красота» и «Прекрасное»

1.2 Лишь дух знает, где Красота

1.3 Что свойственно Красоте

1.4 Красота – основание Нового Мира

2. КРАСОТА – ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЕ.

О КРАСОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ

2.1. Красота и Этика

2.2 Главное – в невидимом

2.3 Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры»

2.4 Прежде всего, мы призовем Музу

2.5 Миссия женщины в Новом Мире

3. ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО

3.1. Образование и образ

3.2. Образ творит, образ убеждает

3.3. Образ и Красота в науке

4. ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ

И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

4.1. О значении и сущности эстетического воспитания

4.2 О роли школы в воспитании через Красоту

4.3 Развитие воображения

4.4 О работе над привычками

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

15 апреля 2009 года

День Культуры в школах Санкт-Петербурга

В последние годы по инициативе Международной Лиги защиты Культуры в Санкт-Петербурге, а также во многих городах России, проводится ежегодный школьный праздник День Культуры, идея которого принадлежит выдающемуся художнику и деятелю мировой культуры Н.К. Рериху[1]. Выбранная для проведения Праздника дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора по защите культурных ценностей – Пакта Рериха, который был принят за основу при разработке ныне действующей Гаагской конвенции 1954 г.

Целью школьного Дня Культуры является: установление традиции единения людей–творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты культурных ценностей человечества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые заключаются в том, чтобы способствовать:

• пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии – всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утонченного, расширенного сознания, что может осуществляться путем:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях мирового искусства и литературы, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

• а также способствовать объединению людейв устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

Многие годы практики проведения этого праздника выявили характерные черты и особенности его организации, которые заключаются в нижеследующем.

4День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в деле сохранения и охраны культурного достояния.

4Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

4День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира. Это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира было утверждено как отличительный Знак защиты культурных ценностей.

4Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет такой день, «когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[2], т.е. этот праздник провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты.

4В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало, как жизнедатель.

4Организационно День Культуры разделяется на два основных этапа: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию и проведение интересных встреч, способствующих воспитанию высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира.Второй этап – проведение самого Праздника.

 

 

Введение

Согласно идеям, принципам и направлениям, составляющим концепцию воспитания Человека Культуры [3], которой свойственен комплексный, общепланетарный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, образование представляет собой основу духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Воспитание духовности – это возрождение русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.

Человек культуры – духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей, в том числе в познании, самопознании, красоте, общении с природой, в творчестве, свободном развитии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Человеку культуры присущ эстетический вкус, умение творить повседневную жизнь по законам Красоты. Это требует глубоких знаний, в первую очередь, о законах духовного развития человека, общества и всего мироздания, об их взаимосвязи.

Во многом от образования, системы его организации в этом направлении, зависит действенность и результативность такого развития.

Проблемы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом. Ежедневно по многу раз мы слышим в сводках новостей о всякого рода отклонениях, о девиантном, не соответствующем норме, поведении людей – преступлениях, мошенничестве, обмане, насилии… И эти явления распространены повсеместно, стали характерными для многих стран. Все это не соответствует нормальному образу жизни, жизни в здоровом обществе, красоте. Но как оздоровить общество, преобразить жизнь?

Несомненно, что начать необходимо с духовного оздоровления, а жизнь духа, как известно, заключается в работе мысли, в чувственном восприятии и осмыслении мира, и потому спасение общества – в формировании культуры мышления, развитии высоких чувств, что достигается, прежде всего, посредством эстетического миросозерцания.

Новый век приносит новое миропонимание. Новые дети, Новый Мир, Новое сознание – все эти понятия требуют скорейшего уяснения – через постижение законов Космоса, законов духа, которые уже раскрыты в фундаментальных философских трудах – Учении Живой Этики, описаны в научных изданиях и научно-популярных книгах. Эти законы ждут своего изучения: давно известно, что незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. И вполне естественно, что современному педагогу – представителю системы просвещения, необходимо знать об этих законах. Особенно о том, что существует Закон духовного преображения через Красоту «энергетический закон гармонии духа»[4], согласно которому Красота является важнейшим устоем Культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип развития, усовершенствования духа.

Изучение законов духовного мира необходимо потому, что, во-первых, технический прогресс, как все мы видим, опережает процесс нравственного развития, и в связи с этим, стремительное развитие технологий, рост изобретений становится опасным для общества и грозит гибелью. Во-вторых, знать об этом важно еще и потому, что в жизнь внедрились многие уродливые явления, разлагающие духовность, такие, как «массовая культура», и которые малообразованные, невежественные люди отождествляют с Культурой. Тем самым в сознание молодого поколения вселяется хаос, и эта путаница увеличивает беспорядок и без того в хаотичном мировоззрении современных людей. Однако, пришло время понять, что порядок и красота, образ и образование – всё это понятия, близкие по значению.

Научиться каждому воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному развитию и духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал, – отмечают исследователи.

Улучшить, оздоровить обстановку, вылечиться от невежества можно только таким сильным лекарством, как Культура, и то лишь «большими дозами просвещения», – писал Николай Рерих.

Огромный потенциал знаний из этой области содержится в обширнейшем творческом наследии семьи Рерихов. Категория Красоты представлена в нем, как отмечают исследователи, наиболее полно[5]. Глубина мысли в соединении с сердечностью языка, изобразительного и письменного, стиль изложения материала помогают лучшим образом постигнуть невидимый великий смысл этого понятия.

 

* * *

 

Данный методический материал составлен, как и в предыдущих пособиях, с учетом того, чтобы школьные педагоги и преподаватели учебных заведений имели возможность применить его, опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, при необходимости расширяя и творчески дополняя каждое из приведенных положений.

 

 

1. Сущность и значение Красоты в жизни

Качество творческого труда может быть признано только тогда,

когда есть экстаз перед Красотой.

Красота есть одеяние Истины

(Николай Рерих)

 

Эстетически-прекрасное должно вести

к реальному улучшению действительности.

(Владимир Соловьев)

1.1. Общее в понятии «Красота» и «Прекрасное»

«Соединение истины и добра рождает премудрость, во образ красоты » – сказано у В.И.Даля.

Идеи добра мы мыслим как истину, а воспринимаем как красоту.

Красотой мы называем воодушевленную гармонию, наполненную смыслом и чувством, а Прекрасным – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам[6]. С этих позиций Красота и Прекрасное могут рассматриваться как синонимы. Разница лишь в том, что красота имеет много эпитетов, а Прекрасное – лишь один: пре-красное – значит, лучше не бывает – эталон, мерило, образец.

Необходимо отметить, что Красоте присвоено много художественных определений, эпитетов,потому, что у людей разного сознания и разного уровня развития неодинаковое понимание красоты, но в высшем смысле Красота (как отмечают словари) – то, что доставляет нам эстетическое и нравственное удовольствие. Но еще со времен Платона известно: прекрасное и нравственное неразделимы [7].

Прекрасное неизменно содержит нравственный критерий, и в этом смысле оно равно тому понятию Красота, которое понимается как идеал, как совершенство. Но чаще под Красотой понимают физические, осязательные явления, между тем как Прекрасное проникает всюду. Прекрасное собирает все лучшие, возвышенные понятия.

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать прекрасными, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности. Восприятие Прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. Прекрасное являетсявысшей степенью Красоты, выражением ее сущностного эстетического начала.

(Словарь «Эстетика»)

Исходя из общего в понятиях Красота и Прекрасное, в данной работе под словом «Красота» подразумевается и внешний аспект, и внутреннее духовное богатство – в единстве.

 

1.2. Лишь дух знает, где красота

Чем больше человек развит,

тем больше красоты он видит вокруг

Стало крылатым выражение «Красота спасёт мир», но правильнее сказать – сознание красоты спасёт мир, – говорится в книге поэта и писателя Р. Рудзитиса «Сознание Красоты спасёт»[8]. Наблюдая мощь красоты, – отмечается в книге, – в творениях Леонардо да Винчи и Микеланджело, ощущая ее в произведениях Баха, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Скрябина можносвидетельствовать: красота способна спасти, спасти, может быть, впредельном смысле этого слова – сократить путь эволюции.

«Спасти…может лишь красота, поднятая до высшего понимания, лишь истинное осознание красоты. Если простое сознание красоты может возвысить человека, то озарить и освободить его может лишь постижение красоты в сокровенной ее сущности.

Красота может спасти, но тогда нам надо переменить наш взгляд на Вселенную, нам надо облечься в одеяние духовности. Ибо “ лишь дух знает, где красота”. Этого не знают наши органы чувств, этого не знает даже наш рассудок. Нашим чувством и рассудку красота кажется воистину чудом, загадкой непостижимой. Лишь наш дух знает, что единственно истинной является космическая красота, что отдельные явления красоты раскрываются полностью лишь в перспективе Беспредельно-Прекрасного.

Лишь наше сердце как обитель духа это знает, ибо биение чистого сердца отражает ритм сердца Великого Космоса».

«Такой мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива божественная искра, где его глаз и ухо и сердце просветляются, где он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит, то наше ухо не слышит. Так же “можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства”, ибо как тьма, так и свет – в нас»[9] – говорится в книге Р. Рудзитиса.

В чем же состоит Красота, Прекрасное? На этот сложный вопрос можно дать краткий и определенный ответ: в действии, в стремлении к совершенству.

Устремление – главное условие приближения к цели, к идеалу. Красиво то, что нравственно. Красота духа заключается в устремлении к духовному идеалу. Красота состоит в действии, в труде, творческом, подвижническом, в труде на общее благо. «На пользу общую» – такой девиз был в Лицее, в котором воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся люди.

Необходимо помнить, что всё начинается с мысли. Стремимся в мыслях, потом – в действиях. Мысль чистая – устремленная не к личной выгоде, но к общему благу – благотворна. Такая мысль обладает силой, она созидательна, действенна, она – основа прекрасных действий.

 

1.3. Что свойственно красоте

Цельность, соразмерность, ясность – неотъемлемые свойства Красоты, выявленные самой жизнью.

Какие еще свойства присущи Красоте, и почему именно она «спасет мир»?

Красота радует, как радует всё, что соответствует качеству жизни.

Красота облагораживает человека. Восприятие Красоты свободно от корыстных соображений. Она вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы [10].

Красота является самым могущественным фактором совершенствования.

Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества – дорога в мир нравственного идет через мир Прекрасного.

Красота выполняет познавательную функцию – такое ее воздействие хорошо видно через искусство.Как известно, искусство,– творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Постигая произведения искусства, человек постигает мир.

Красота приносит радость и действует умиротворяющим образом на людей. Особенно красота природы. Но такое же воздействие оказывают и произведения творчества, особенно шедевры. Они способны лучшим образом влиять на настроения людей, и это доказывает опыт такого направления, как арт-терапия – достижение гармонизации различных психических состояний человека, опираясь на достижения мирового искусства. Этот метод давно используется в медицине и получает теперь все большее распространение.

Кроме того, известно, что музыка, живопись и все другие виды искусства являются мощным средством сближения людей.

Таким образом, выявляя сущность Красоты, можно говорить о ее познавательной, преобразующей и защитной силе – силе Красоты духовной.

Присущая Красоте связь с понятиями Добро и Истина как гуманистический принцип лежит в основании педагогики.

 

1.4. Красота - основание Нового Мира

К преобразованию жизни человечество может прийти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Будущий Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты.

Об этом говорится в трудах русского философа, исследователя, публициста Елены Ивановны Рерих, оставившей миру уникальное творческое наследие, раскрывающее законы мироздания.

«Сейчас все человечество стоит на пороге Нового Мира» [11], – писала Е.И.Рерих, обращаясь к молодежи. Новая эпоха принесет великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости,сослужения Общему благу.

Будущий мир будет наполнен Красотою. Пусть каждое молодое сердце сознательного сторонника Света живет ожиданием этого Прекрасного Мира, «который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом». В трудное время, когда рушатся старые устои, только спокойствие и терпение могут дать необходимое равновесие и только радостное сознание нового, приближающегося, важного. Источник радости – сердце, а сердце наше должно всегда радостно звучать на Красоту. Красота есть радость, радость есть счастье. Радость – чистая – это радость о добре, радость творчества, – говорится в работах Е.И. Рерих, где рефреном звучит мысль: «Знание и Красота – вечные основы и венцы Космической Эволюции».

Признаки приближающегося Нового Мира уже можно найти сегодня. Они – в появлении новых детей, детей нового сознания, что становится темой для обсуждения на научных форумах[12]. Они также в том, что психология (наука о душе) сегодня приобретает особую значимость – она становится «наукой о конструировании миров», завоевывает особое место в историко-эволюционном процессе[13].

 

 

2. КРАСОТА - ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЕ.

О КРАСОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ

 

2.1. Красота и Этика

Красота есть радость, потому издавна к ней так стремятся люди. Даже внешняя красота вызывает восторг, дает человеку мощный прилив сил. Но если бы все люди знали о значении красоты внутренней, скрытой, духовной, вся жизнь вокруг могла бы вскоре преобразиться. Понять эту внутреннюю красоту возможно, лишь осознав свой внутренний провод-струну – со-знание, чувство-знание – связь с Миром Высшим.

Такие сведения о взаимосвязях внутреннего и внешнего призвана дать Эстетика – наука о Красоте и Прекрасном, наука о чувственном познании. В наши дни, к сожалению, она не занимает достойного места в системе образования, и многие важнейшие вопросы бытия остаются без внимания. Между тем, термин «эстетика» – от греч. aisthetikosчувственно-воспринимаемое – введен в научный оборот еще в ХYIII веке, и сегодня эстетические принципы требуют немедленного уяснения по причине того, что, наряду с другими началами Бытия, они лежат в основе всей жизни, всего мироздания – само слово Космос переводится с греческого как Красота. Также это нужно по причине возникновения новых условий, в которых к началу этого века оказалось наше общество.

Подлинная Красота отличается от мнимой, и это выявляется через отношение человека к Добру. Истинно красиво то, что нравственно, этично. Однако, в жизни Этика утерялась, исчезла среди нагромождений формулировок.При том, что этическое как сущность жизни выводилось философами из самой сути мироздания. Поскольку Космос есть Красота, то красивое или некрасивое определяется этическими законами – законами духа, или Космоса, гуманистическими принципами.

Возникающее в наши дни «противоречие между этическим и эстетическим выступает, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий», – делают вывод ученые[14].

Необходимо вернуться к Основам жизни и восстановить значение Красоты и Этики в их единстве – как в образовательном процессе, так и во всей окружающей жизни.

 

2.2. Главное – в невидимом

 

«Главного глазами не увидишь », - писал Экзюпери, и это справедливо, поскольку, как известно, главное – в невидимом.

Бесспорно, окружающая обстановка имеет огромное значение в эстетическом воспитании. Внешняя красота, красота окружающего нас мира, чрезвычайно нужна людям. Как было отмечено выше, она вдохновляет, умиротворяет, способствует совершенствованию. Ребенок, воспитанный в красивой обстановке, сохранит память о Прекрасном на всю жизнь и всегда будет стремиться к нему.

Отметить значение внешнего и внутреннего в теме «Красота» важно, поскольку люди, исходя из внешнего, часто не замечают главного.

Когда речь идет о красоте, обычно имеют в виду красоту физическую, осязательную, красоту форм, манер, обстановки и т.п. У многих это внешнее отношение преобладает и остается на этом уровне понимания явлений Красоты на всю жизнь – так сознание питается иллюзиями. Между тем, главное заключается в том, что неощутимо, незримо, невидимо. Согласно законам духа, невидимый мир объясняет мир видимый.

Известно, например, что качества личности то, что является внутренней характеристикой человека со временем начинает отражаться во внешнем его облике, становится хорошо видимым для других. Иначе говоря, те или иные черты характера откладывают отпечаток на лице.

В любом случае необходимо помнить: мир мыслей и чувств – мир, не видимый глазу, существует и действует на наше сознание гораздо сильнее, чем мы предполагаем.

Известно, что невидимые силы сильнее видимых, и надо научиться видеть красоту внутреннюю – чтобы получить законченный образ человека, того или иного явления, иметь о нем правильное представление.

Юным необходимо объяснять: если человек ориентируется только на внешнее, он никогда не достигнет успеха в духовном развитии, и его представления о жизни будут примитивны.

О блеске внешней красоты жизни, о ее второстепенности и ненужности точно подмечено А.С.Пушкиным: всё это «мишура» и «ветошь маскарада» («…пышность эта, постылой жизни мишура…что в них?»).

«…Отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад…»

(«Евгений Онегин»)

Конечно, здесь речь идет о красоте бессодержательной. В наши дни эту мишуру, всякую поддельность под Красоту называют: гламур или глянец – в этом отличительная особенность «массовой культуры».

Красивые вещи могут быть, как отрава, для сознания, если не будет соответствующего к ним отношения. «Имейте, но не считайте своим», – гласит мудрость; иначе говоря – не привязывайтесь к вещам, не развивайте чувство собственности. Главное – окружив себя прекрасными вещами, не впасть от них в зависимость. Необходимо также помнить, что духовная сторона всегда страдает, когда у нас слишком много вещей.

Надо понимать, что не столько вещи, – хотя и они имеют немалое значение в жизни, – сколько поступки и привычки окружающих как отражение их качеств, свойств личности будут формировать характер и судьбу взрослеющего человека, наблюдающего жизнь и невольно или вольно подражающего своему окружению. В связи с этим, всё, что относится к качеству жизни, требует осмысления.

Если бы мы заботились о внутренней красоте так же, как о внешней, то далеко бы продвинулись в своем развитии! Мудрость, содержащаяся в классических произведениях, помогает нам лучше вникать в суть многих проблем, в том числе и самых сложных из них, таких, как красота внутренняя и внешняя. И если человеку известно о существовании законов духа, о тех глубинных, духовных связях, действующих через них, то ему будет доступна и вся глубина следующего сонета Шекспира.

Шекспир

Сонет 146

 

Моя душа, ядро земли греховной,

Мятежным силам отдаваясь в плен,

Ты изнываешь от нужды духовной

И тратишься на роспись внешних стен.

Недолгий гость, зачем такие средства

Расходуешь на свой наемный дом,

Чтобы слепым червям отдать в наследство

Имущество, добытое трудом?

Расти, душа, и насыщайся вволю,

Копи свой клад за счет бегущих дней

И, лучшую приобретая долю,

Живи богаче, внешне победней.

Над смертью властвуй в жизни быстротечной,

И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.

Перевод С.Я. Маршака

 

2.3. Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры»

 

Переставлять акценты с главного на второстепенное, переводить внимание от сущности к внешнему – характерная особенность работы современных средств массовой информации.Это свойство присуще и всей «массовой культуре» – индустрии досуга и развлечений.

«Массовая культура» – словосочетание, которое к Культуре не имеет отношения, понятие, далекое от Этики и истинной Красоты, это уродливое явление действительности, пагубно влияющее на духовность. Сложность нашего времени состоит в том, что многие, по невежеству, причисляют явления «массовой культуры» к Культуре, и это вносит большой беспорядок в сознание современных людей.

Как отмечают исследователи, «возрастание роли массовой культуры в жизни общества является одной из характерных черт переживаемого Россией периода кардинальных общественных изменений»[15]. Этому сопутствует падение нравственных «табу», мощное влияние западной системы ценностей в кинематографе, на телевидении, в массовой периодической печати и литературе, в различных формах развлекательной индустрии. Это происходит, благодаря «уходу государства из многих сфер культуры и стремительному формированию в ней рыночных отношений, противоречивости законодательной базы, политики в сфере культуры»[16], – поясняют причину ученые. Но «культуру не следует отождествлять с рынком » [17] – отмечают они.

То, что называют «массовой культурой» – это «вид потребительских благ и услуг (наряду с материальными), с одной стороны, и особая технология управления людьми – с другой»[18]. Превратившись в товар для рынка, «массовая культура» имеет целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего, ее примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо обращена к людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.

«Массовая культура» традиционно противопоставляется Культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного, духовного багажа.

Критерием оценки событий жизни может служить то, что в явлениях «массовой культуры» вы не найдете этических акцентов и возвышенных мотивов, почтения Высшему началу – то, что всегда присутствует в произведениях творчества, и то, что мы относим к Культуре, которую, однако, не следует делить на элитарную и какую-либо другую – Культура едина и неделима, и в основе ее всегда присутствует духовное начало. Надо понимать, что грань между высоким и низким тонка, и в таком случае мерилом служит развитое чувствознание – прямое постижение действительности не умом, но сердцем. Но сердце для этого нужно воспитывать[19].

Этические моменты отсутствуют в «массовой культуре», и это становится причиной того, что места развлечений – это «рассадники пошлости»; притоны людей, сидящих за кружкой пива – зрелище, далекое от эстетики, не лучший для молодежи пример, как следует отдыхать.

«Массовая культура», стремясь привлечь «красивостью» – блеском и часто роскошным убранством, демонстрирует убожество вкуса: известно, что роскошь не есть красота, но излишество. И если для кого-то красиво это обязательно значит богато, пусть он знает, что это пошло. Пошлость– отсутствие вкуса, это враг красоты; это понятие, характеризующеетакой образ жизни и мышления, который вульгаризирует духовные ценности, низводит их до уровня грубого, ограниченно-обывательского понимания. Опошляются не только развлечения, но и высокие, прекрасные понятия, такие как Любовь.

Но вечные ценности Культуры могут и должны утверждаться и в быту, и во всей жизни, всегда и везде, в том числе и во время отдыха. Для этого необходимо воспитывать вкус художественный, утончать, развивать сознание до понимания того, что является пошлым, а что достойным.

Если в человеке развито восприятие красоты, заложены основы эстетического миропонимания, за него можно быть спокойным – он будет защищен Красотой и не породит безобразий.

 

2.4. Прежде всего, мы призовем Музу

 

Наукой доказано, что человек, не понимающий связи эстетических явлений с этическими и самой жизнью, рискует потерять нравственные ориентиры в жизни, а это приводит к серьезным болезням нервной системы, психическим заболеваниям, а также другим недугам и отклонениям. Поэтому так важно не только помнить о значении Красоты духовной, ее положительном влиянии на здоровье человека, но и непрерывно пополнять свои знания из области эстетики, поскольку нравственные ориентиры дает человеку именно Прекрасное и знания о нем.

«Пусть не гневается на нас Эскулап (как говорили в древности о врачах), но прежде него мы призовем Музу», – давал совет мыслитель древности. Действительно, для предупреждения болезней есть истинная психопрофилактика, и она – в приближении к Искусству, Красоте.

«…Прямое дающие распознавание» – так, обращаясь в своем гимне к Музам, раскрывал их значение легендарный певец Орфей[20]. Из этого можно понять: Музы не только оздоровляют дух и душу человека, но и дают способность распознавать, где Истина, а где ложь, под какими бы личинами она ни скрывалась. Эта способность у них – от связи с Высшим, от соприкосновения с Искусством, к которому Музы имеют прямое отношение.

«Прекрасное есть щит от зла», – говорили в древней Греции. «Пусть каждый запасется верным щитом. Он получит его от Муз». Так же мудро говорилось: «Умейте почитать Муз, которые помогают вам сделаться героями».

Муза переводится с греческого как мыслящая.

Музы – богини поэзии, искусств и наук. Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания – девять сестер (их мать Мнемосина – богиня памяти). Музы связывают прошлое и настоящее, несут упорядоченность и гармонию. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар, наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом (в науке без них тоже нельзя), воспевают законы и славят добрые нравы. Водитель Муз (Мусагет) – Аполлон, бог Искусств[21].

Стόит поразмышлять о значении Муз в сегодняшней жизни, об этих прекрасных образах – оживить их! Такое занятие, несомненно, придется по душе представителям юного поколения, поможет им (и педагогам) взглянуть на многие знакомые вещи и явления другими глазами.

Важно понять и значение музеев. В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений, наряду с академическими школами, гимназиями и лицеями, выполняли также и Музеи (храмы Муз) – это были научно-просветительские учреждения (в храмах, в святилищах, в богатых домах). Музы просвещали.

В наши дни многие музеи, к сожалению, занимаются лишь собирательством и представляют собой неживые хранилища прошлого. Забывая о Музах, «Привратницах Прекрасного», музей теряет свою силу, духовное назначение, и жизнь уходит из него. Но Музей (Музейон – в переводе – Дом всех Муз) – это сфера Искусства, а значит, Красоты и Радости, сфера Знаний.

 

2.5. Миссия женщины в Новом Мире

Кто поможет молодому человеку разобраться в сущности Красоты жизни, если не Женщина? Кто поможет утончению жизни и устремлению к Высшему миру, к гармонии?

«Миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою. Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая и творящая и очищающая мир… Лишь через прекрасный огонь ее сердца дитя может войти в царство грядущей красоты». «Женщине предоставлена и космическая задача, которую она должна вполне осознать: а именно – трансмутировать низшую, грубую природу человечества в высшую, светозарную»[22].

Утверждающийся Новый Мир приносит великую возможность для женщины, и поэтому на нее возложена забота о красоте и духовности, но также и ответственность за безнравственность нашего века больше, чем на мужчину.

Оттого так важно каждой женщине, осознавая это, сохранить чистоту и красоту своей души, уберечься от проявления низшей природы, не уступая соблазнам, и всеми мерами помочь в этом своим близким.

Спасти мужчину «от падения в эту бездну может и должна женщина... В трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сердце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения»[23].

В классических произведениях можно найти огромное количество советов, как уберечься от соблазнов – прельщений, которые жизнь во множестве раскидывает вокруг, и надо понимать, что нажива, к которой так устремились многие в последние годы, одного корня со словом «наживка».

«Смотри в корень», – советует поэт Эпохи Возрождения С. Брант: «Воистину, мудра лисица:/Войти в пещеру побоится,/(Какой бы там ни ждал обед),/Когда следов оттуда нет».

Сама природа женщины, утонченность ее психического аппарата должны помочь ей разобраться в сложностях жизни, стать ведущей в духовном плане.

Осмысление и правильное понимание роли женщины в утверждении Красоты в жизни возможно лишь при осознании взаимодействия, равновесия и гармонического сотрудничества мужского и женского Начал как необходимого условия существования.

 

3. Образ и творчество

3.1. Образование и образ

В постижении истины художественный образ играет решающую роль. Кто умеет говорить образно, тот умеет сказать больше. Образное мышление богаче, образная речь доходчивее. Образы обогащают наше сознание и становятся проводниками в мире духа.

ОБРАЗ можно понимать как изображение, картина, вид, а также как представление.

Сознанию нашего современника более близким, скорее всего, будет понятие «ОБРАЗ ТОВАРА» или: «ОБРАЗ ФИРМЫ»[24]. Но и здесь, как и в понятии «образ художественный», предполагается действие законов К



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: