Требования к результатам учебной деятельности учащихся




Учащиеся должны:

знать:

– уровни организации жизни;

– классификацию экологических факторов;

– закономерности воздействие экологических факторов на организмы, закономерности взаимодействия экологических факторов;

– роль света, температуры, воды в жизни живых организмов;

– адаптации живых организмов к среде обитания;

– экологические группы животных и растений по отношению к определенному фактору среды;

иметь представление о:

– пределах выносливости организмов;

– стенобионтах и эврибионтах;

– пойкилотермных и гомойотермных животных;

понимать сущность: взаимосвязи организмов и окружающей среды;

уметь:

– проводить наблюдения за живыми организмами с целью выяснения их приспособленности к среде обитания;

– характеризовать уровни организации жизни, среды жизни, адаптации живых организмов разных видов к среде обитания;

– решать экологические задачи;

– составлять краткий конспект прочитанного текста, выявлять главное, ставить вопросы к тексту, составлять краткие рефераты;

– составлять схемы, таблицы, диаграммы, графики на основе определенных данных;

– находить необходимую информацию в разных источниках и использовать ее для решения возникающих проблем;

– использовать приобретенные знанияоб экологических факторах для: создания оптимальных условий при выращивании культурных и комнатных растений, содержании домашних животных; предотвращения неблагоприятных воздействий факторов среды на организм человека;

владеть: основными терминами и понятиями при описании закономерностей действия экологических факторов на живые организмы и их адаптации к среде жизни.

ВИД И ПОПУЛЯЦИЯ

Вид – биологическая система. Понятие вида. Вид как так­сономическая категория. Критерии вида. Ареал вида. Понятие об эндемиках и космополитах.

Популяция – единица вида. Характеристика популяции. Свойства популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность. Структура популяции: пространственная, половая, возрастная, этологическая (поведенческая).

Динамика численности популяций и ее регуляция. Причины динамики численности популяции. Независимые и зависимые от плотности популяции факторы регуляции чис­ленности.

Лабораторные работы

1. Морфологический критерий вида.

2. Генетический критерий вида.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

– критерии вида;

– основные свойства популяции, структуру популяции;

– причины динамики численности популяций и механизмы ее регуляции;

иметь представление:

– о космополитах и эндемиках;

– об абсолютной и удельной рождаемости и смертности;

– о распределении особей в популяции;

– емкости среды;

понимать сущность:

– популяционно - видового уровня организации жизни;

– процессов, происходящих на уровне вида и популяции;

уметь:

– проводить сравнение разных видов организмов;

– различать виды по морфологическому критерию;

– определять виды по определителю или определительным карточкам,

составлять ключи для определения видов;

– проводить наблюдения за организмами видов растений и животных;

– решать экологические задачи;

– использовать приобретенные знанияо видах и популяциях для: определения видового разнообразия; обоснования мер по их охране и личном участии в охранных мероприятиях; проведения наблюдений за организмами разных видов в природе;

владеть: основными терминами и понятиями при описании видов и популяций.

ЭКОСИСТЕМЫ

Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа. Состав биоценоза. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические.

Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность).

Экосистема. Структура экосистемы. Продуцен­ты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания. Пастбищные и детритные цепи. Трофические уровни. Экологические пира­миды (пирамида чисел, пирамида биомасс, пирамида энергии).

Продуктивность экосистем. Биомасса и продукция. Первичная и вторичная продукция.

Взаимоотношения организмов в экосистемах. Конкурен­ция, хищничество, симбиоз.

Динамика экосистем. Сезон­ная динамика. Понятие экологической сукцессии.

Агроэкосистемы. Состав и структура агроэкосистемы. Отличие агроэкосистем от есте­ственных экосистем.

Практические работы

6. Составление цепей питания и решение задач по теме «Цепи питания».

7. Составление сетей питания в различных экосистемах и решение задач по теме «Сети питания».

8. Решение задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %».

9. Решение задач по теме «Балансовое равенство».

10. Решение задач по теме «Продуктивность экосистем».

11. Решение задач по теме «Изменение экосистем».

12. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

– структуру биоценоза, экосистемы;

– связи организмов в экосистемах;

– функции живых организмов в экосистеме;

– виды изменения экосистем;

– основные агроэкосистемы и их отличия от естественных экосистем;

иметь представление о:

– видовом богатстве и видовой насыщенности биоценоза;

– доминантах и эдификаторах;

понимать сущность: круговорот веществ и преобразованияе энергии в экосистемах;

уметь:

– объяснять взаимодействие и взаимосвязь компонентов экосистемы;

– характеризовать продуктивность экосистем;

– составлять цепи и сети питания, экологические пирамиды и анализировать их;

– сравнивать естественные и искусственные экосистемы;

– решать экологические задачи;

– использовать приобретенные знанияоб экосистемах для: создания и поддержания устойчивости искусственных экосистем: аквариума, сада, сквера, парка, огорода и т.д.; обоснования мер по охране естественных экосистем; выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции;

владеть: навыками решения экологических задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: