Учащиеся должны:
знать:
– уровни организации жизни;
– классификацию экологических факторов;
– закономерности воздействие экологических факторов на организмы, закономерности взаимодействия экологических факторов;
– роль света, температуры, воды в жизни живых организмов;
– адаптации живых организмов к среде обитания;
– экологические группы животных и растений по отношению к определенному фактору среды;
иметь представление о:
– пределах выносливости организмов;
– стенобионтах и эврибионтах;
– пойкилотермных и гомойотермных животных;
понимать сущность: взаимосвязи организмов и окружающей среды;
уметь:
– проводить наблюдения за живыми организмами с целью выяснения их приспособленности к среде обитания;
– характеризовать уровни организации жизни, среды жизни, адаптации живых организмов разных видов к среде обитания;
– решать экологические задачи;
– составлять краткий конспект прочитанного текста, выявлять главное, ставить вопросы к тексту, составлять краткие рефераты;
– составлять схемы, таблицы, диаграммы, графики на основе определенных данных;
– находить необходимую информацию в разных источниках и использовать ее для решения возникающих проблем;
– использовать приобретенные знанияоб экологических факторах для: создания оптимальных условий при выращивании культурных и комнатных растений, содержании домашних животных; предотвращения неблагоприятных воздействий факторов среды на организм человека;
владеть: основными терминами и понятиями при описании закономерностей действия экологических факторов на живые организмы и их адаптации к среде жизни.
ВИД И ПОПУЛЯЦИЯ
Вид – биологическая система. Понятие вида. Вид как таксономическая категория. Критерии вида. Ареал вида. Понятие об эндемиках и космополитах.
Популяция – единица вида. Характеристика популяции. Свойства популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность. Структура популяции: пространственная, половая, возрастная, этологическая (поведенческая).
Динамика численности популяций и ее регуляция. Причины динамики численности популяции. Независимые и зависимые от плотности популяции факторы регуляции численности.
Лабораторные работы
1. Морфологический критерий вида.
2. Генетический критерий вида.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны:
знать:
– критерии вида;
– основные свойства популяции, структуру популяции;
– причины динамики численности популяций и механизмы ее регуляции;
иметь представление:
– о космополитах и эндемиках;
– об абсолютной и удельной рождаемости и смертности;
– о распределении особей в популяции;
– емкости среды;
понимать сущность:
– популяционно - видового уровня организации жизни;
– процессов, происходящих на уровне вида и популяции;
уметь:
– проводить сравнение разных видов организмов;
– различать виды по морфологическому критерию;
– определять виды по определителю или определительным карточкам,
составлять ключи для определения видов;
– проводить наблюдения за организмами видов растений и животных;
– решать экологические задачи;
– использовать приобретенные знанияо видах и популяциях для: определения видового разнообразия; обоснования мер по их охране и личном участии в охранных мероприятиях; проведения наблюдений за организмами разных видов в природе;
владеть: основными терминами и понятиями при описании видов и популяций.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа. Состав биоценоза. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические.
Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность).
Экосистема. Структура экосистемы. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания. Пастбищные и детритные цепи. Трофические уровни. Экологические пирамиды (пирамида чисел, пирамида биомасс, пирамида энергии).
Продуктивность экосистем. Биомасса и продукция. Первичная и вторичная продукция.
Взаимоотношения организмов в экосистемах. Конкуренция, хищничество, симбиоз.
Динамика экосистем. Сезонная динамика. Понятие экологической сукцессии.
Агроэкосистемы. Состав и структура агроэкосистемы. Отличие агроэкосистем от естественных экосистем.
Практические работы
6. Составление цепей питания и решение задач по теме «Цепи питания».
7. Составление сетей питания в различных экосистемах и решение задач по теме «Сети питания».
8. Решение задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %».
9. Решение задач по теме «Балансовое равенство».
10. Решение задач по теме «Продуктивность экосистем».
11. Решение задач по теме «Изменение экосистем».
12. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны:
знать:
– структуру биоценоза, экосистемы;
– связи организмов в экосистемах;
– функции живых организмов в экосистеме;
– виды изменения экосистем;
– основные агроэкосистемы и их отличия от естественных экосистем;
иметь представление о:
– видовом богатстве и видовой насыщенности биоценоза;
– доминантах и эдификаторах;
понимать сущность: круговорот веществ и преобразованияе энергии в экосистемах;
уметь:
– объяснять взаимодействие и взаимосвязь компонентов экосистемы;
– характеризовать продуктивность экосистем;
– составлять цепи и сети питания, экологические пирамиды и анализировать их;
– сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
– решать экологические задачи;
– использовать приобретенные знанияоб экосистемах для: создания и поддержания устойчивости искусственных экосистем: аквариума, сада, сквера, парка, огорода и т.д.; обоснования мер по охране естественных экосистем; выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
владеть: навыками решения экологических задач.