Учащиеся должны:
знать:
– основные свойства живых организмов;
– основные химические элементы, их биологическую роль;
– основные неорганические (вода, соли, кислоты) и органические (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества, входящие в состав организмов и их функции;
– основные биологически активные вещества и их функции в организме;
понимать сущность:
– структурной организации белков, нуклеиновых кислот;
– денатурации и ренатурации белков;
– принципа комплементарности в строении молекул ДНК;
– правил Чаргаффа;
уметь:
– объяснять единство живой и неживой природы;
– объяснять строение и значение белков, углеводов, липидов, ДНК и РНК, АТФ в живых организмах;
– выполнять лабораторные работы, фиксировать, анализировать и оформлять полученные результаты;
– решать и оформлять биологические задачи разной сложности;
– использовать приобретенные знанияо химических компонентах живых организмов для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений химическими веществами; правильного использования антибиотиков и других биологически активных веществ.
– объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
– планировать и проводить опыты и наблюдения, выдвигать гипотезы, оформлять результаты наблюдений и интерпретировать их, делать на их основе выводы;
– самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет), средствах массовой информации, анализировать, оценивать и использовать информацию о наиболее общих свойствах и признаках живых организмов, их химическом составе;
владеть:
– основными терминами и понятиями при описании молекулярных основ жизни;
|
– навыками решения задач по основам молекулярной биологии разного уровня сложности.
Клетка – структурная и функциональная единица
живых организмов
Клеточная теория. Клетка – структурная и функциональная единица организма. История открытия клетки. Клеточная теория. Методы изучения клетки: световая микроскопия, электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование, цито- и гистохимия, рентгеноструктурный анализ, метод клеточных культур и др.
Общий план строения клетки. Многообразие клеток. Клетки про- и эукариот. Единый принцип организации клеток: поверхностный аппарат, цитоплазма (гиалоплазма, органоиды, включения), ядерный аппарат (ядро).
Цитоплазматическая мембрана. Химический состав и строение плазмалеммы. Функции плазмалеммы: барьерная, рецепторная, транспортная. Способы транспорта веществ через плазмалемму: диффузия, облегченная диффузия, активный перенос, транспорт в мембранной упаковке (эндоцитоз и экзоцитоз).
Гиалоплазма - основное вещество цитоплазмы. Химический состав и функции.
Цитоскелет, его организация и функции. Микрофиламенты и микротрубочки.
Клеточный центр, организация и функции центриолей.
Рибосомы, организация и функции.
Эндоплазматическая сеть (шероховатая и гладкая), комплекс Гольджи, их строение и функции.
Лизосомы, строение и функции. Понятие об аутофагии.
Вакуоли. Вакуоли растительных клеток и их функции. Сократительные вакуоли протистов.
Митохондрии, их строение и функции.
Пластиды, строение и функции хлоропластов. Лейкопласты, хромопласты.
|
Ядро, строение и функции. Ядерная оболочка, ядерный матрикс, хроматин, ядрышки. Хромосомы, их структурная организация. Понятие о гаплоидном, диплоидном и полиплоидном наборах хромосом, кариотипе.
Особенности строения клеток про- и эукариот (бактерий, протистов, грибов, растений, животных).
Клеточный цикл. Понятие о клеточном цикле. Интерфаза и ее периоды. Репликация ДНК. Клеточная гибель (некроз и апоптоз).
Деление клетки. Простое бинарное деление клеток прокариот. Митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз.
Мейоз и его биологическое значение. Понятие мейоза. Фазы мейоза. Понятие о коньюгации гомологичных хромосом и кроссинговере. Генетическая рекомбинация при мейозе. Биологическое значение мейоза.
Лабораторные работы
2. Изучение явления плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса луковицы лука репчатого.
3. Сравнение строения растительной и животной клеток.
4. Митоз в клетках корешка лука.
Практические работы
2. Решение задач по теме «Репликация ДНК».
3. Сравнение процессов митоза и мейоза.
4. Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток».