Учащиеся должны:
знать:
– основные принципы и закономерности обмена веществ и преобразования энергии в организме, значение обмена веществ для жизнедеятельности;
– этапы клеточного дыхания;
– фазы фотосинтеза;
– преобразование энергии в ходе фотосинтеза;
– принципы хранения и реализации генетической информации в клетке;
– этапы биосинтеза белка, роль и-РНК, т-РНК, р-РНК в синтезе белка;
– значение фотосинтеза в природе;
понимать сущность:
– обмена веществ, клеточного дыхания, фотосинтеза;
– взаимосвязи пластического и энергетического обмена веществ;
– генетического кода и его свойств;
уметь:
– характеризовать процессы обмена веществ;
– характеризовать процессы, протекающие в клетках при дыхании, фотосинтезе и биосинтезе белка;
– пользоваться таблицей генетического кода;
– решать и оформлять биологические задачи разной сложности;
– использовать приобретенные знанияоб обмене веществ и превращении энергии в живых организмов для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни при расчете рациона питания, затрат энергии на выполнение определенного вида работы, расчета продуктивности культурных растений с единицы площади и т.п.
– объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
– самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет), средствах массовой информации, анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию;
владеть:
– основными терминами и понятиями при описании обмена веществ и преобразования энергии в клетке;
– навыками решения задач разного уровня сложности по теме «Энергетический и пластический обмен».
|
Размножение и индивидуальное
развитие организмов
Размножение организмов. Понятие размножения. Типы размножения. Бесполое размножение и его формы (деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение).
Половое размножение. Понятие полового размножения и полового процесса. Строение половых клеток. Гаметогенез. Образование половых клеток у млекопитающих (сперматогенез и оогенез). Осеменение и оплодотворение. Особенности оплодотворения у споровых и семенных растений.
Партеногенез – особая форма полового размножения животных. Понятие о гаплоидном и диплоидном партеногенезе.
Онтогенез. Понятие онтогенеза. Эмбриональный период развития и его этапы. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша. Постэмбриональное развитие и его периоды. Ювенильный период, прямое и непрямое развитие (с полным и неполным метаморфозом). Периоды зрелости и старости. Понятие о жизненном цикле. Простой и сложный жизненный цикл. Онтогенез человека. Внутриутробное развитие человека. Влияние условий окружающей среды на внутриутробное развитие ребенка. Рост и развитие ребенка после рождения. Понятие акселерации.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны:
знать:
– типы размножения организмов;
– формы бесполого размножения;
– особенности вегетативного размножения комнатных и культурных растений;
– особенности полового размножения, образования половых клеток на примере млекопитающих, особенности полового размножения споровых и семенных растений;
– сходство и основные различия между половым и бесполым размножением;
|
– основные периоды эмбрионального и постэмбрионального развития животных и человека;
понимать сущность:
– образования половых клеток у млекопитающих;
– осеменения и оплодотворения у животных;
– особенности оплодотворения у растений;
– партеногенеза, как особой формы полового размножения животных;
уметь:
– характеризовать бесполое и половое размножение организмов;
– приводить примеры бесполого размножения организмов, в том числе вегетативного размножения разных растений (в природе и в условиях культуры);
– характеризовать закономерности индивидуального развития организмов;
– использовать приобретенные знанияпри размножении комнатных, культурных и декоративных растений, разведении домашних животных; для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни (соблюдении мер по профилактике инфекционных заболеваний, отказ от вредных привычек и др.);
– объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
– самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет), средствах массовой информации, анализировать, оценивать и использовать информацию о размножении и индивидуальном развитии организмов;
владеть:
– основными терминами и понятиями при описании размножения и индивидуального развития живых организмов;
– основными приемами размножения культурных, комнатных и декоративных растений.