Тема: Применение системного анализа в журналистском тексте.
Задание. Проанализируйте реальную проблемную ситуацию, по которой собираетесь написать журналистский текст, по следующему плану:
1. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как конфликтность? В чем именно состоит конфликт? Кто является его сторонами?
2. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как неопределенность? В чем именно она проявляются?
3. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как неоднозначность? В чем именно она проявляются?
4. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как наличие риска? В чем именно она проявляются?
5. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как многоаспектность? В чем именно она проявляются?
6. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как комплексность? В чем именно она проявляются?
7. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как саморазрешимость? В чем именно она проявляются?
8. Определить, имеет ли данная проблема такой признак системной проблемы как эволюционность? В чем именно она проявляются?
9. Определить и обозначить в виде схемы все компоненты системы, в рамках которой сформировалась проблемная ситуация: элементы, подсистемы, уровни.
10. Определить общесистемные свойства, объединяющие эти компоненты. Определить цели каждого участника взаимодействия и цели всей системы в целом, в рамках которой они взаимодействуют.
11. Сопоставить все цели между собой и определить, в чем они совпадают и в чем расходятся.
12. Описать отдельные компоненты системы, указав при этом на их новые, эмерджентные, свойства.
|
13. Определить внутрисистемные связи, порождающие общесистемные свойства и эмерджентные свойства компонентов.
14. Определить возможные стратификационные уровни исследования системы и описать их.
15. Объединить ряд уровней в интеративные циклы, представляющие собой какую-либо целостность, и описать их функционирование.
16. Определите перечень вопросов, которые необходимо выяснить в связи с каждым стратификационным уровнем.
17. Определите круг лиц, которым необходимо задать вопросы для выяснения необходимой информации, а также другие необходимые и доступные источники информации.
18. Описать каждую связь между компонентами как процесс. Для характеристики процесса использовать описанную выше методику анализа социальных процессов, предложенную П. Сорокиным.
19. Определить требования, предъявляемые к каждому процессу.
20. Сформулировать вопросы к каждому участнику проблемной ситуации на основе его функций и требований, предъявляемых к процессам его взаимосвязей.
21. Найти (если она существует и известна) модель решения аналогичных проблем и сопоставить с ней полученные данные из конкретной ситуации:
- определить, каких компонентов в системе не хватает для ее успешного функционирования, а какие являются лишними;
- определить, какие взаимосвязи работают правильно и эффективно, а какие следует корректировать или выстроить заново;
- определить проблемные точки на разных стратификационных уровнях и трудности в межуровневом взаимодействии;
|
- определить, возможно ли решение проблемы в рамках данной системы или требуются изменения самой системы в целом (ее расширение, изменение типа). Выработать рекомендации в соответствии с выявленными отклонениями в работе системы.
22. Если не известна модель оптимального функционирования системы, аналогичной анализируемой, то ее следует предложить. При этом необходимо ориентироваться на согласование целей системы и ее компонентов. Выстраивание новой модели системы производится путем ее структурных изменений по плану, описанному в п. 10. В этом случае журналист выполняет поисковую работу и его рекомендации могут рассматриваться как постановка проблемы, либо как возможный вариант ее решения, предлагаемый для обсуждения.
Процедура оценивания:
Выполненное задание представляется студентом на практическом занятии в устном виде для публичного обсуждения, либо присылается по электронной почте преподавателю для проверки. Проверенные задания высылаются студенту для ознакомления с оценкой, а также с ошибками для работы над ними. Работа с исправленными ошибками может быть рассмотрена преподавателем повторно для повышения оценки.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если представленный анализ выполнен в полном соответствии с предложенным планом;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если представленный анализ выполнен в основном в соответствии с предложенным планом и содержит незначительные погрешности;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если представленный анализ выполнен лишь на половину в соответствии с предложенным планом, либо в процессе работы допущены существенные ошибки;
|
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленный анализ выполнен не в соответствии с предложенным планом либо в процессе работы допущены существенные ошибки, не позволившие получить планируемый результат.
Творческое задание.
Тема: Актуальные проблемы современности и их отражение в журналистском тексте.
Задание: Напишите журналистский текст о какой-либо актуальной проблеме сообщества г. Тольятти, используя метод системного анализа. С целью самоконтроля проанализируйте свой текст по вышеизложенным планам в заданиях творческого уровня.
Процедура оценивания:
Выполненное задание представляется студентом на практическом занятии в устном виде для публичного обсуждения, либо присылается по электронной почте преподавателю для проверки. Проверенные задания высылаются студенту для ознакомления с оценкой, а также с ошибками для работы над ними. Отредактированный текст может быть рассмотрен преподавателем повторно для повышения оценки.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если написанный текст полностью соответствует требованиям, предъявляемым к журналистскому тексту, в котором проанализирована с использованием метода системного анализа актуальная проблема современности, что подтверждает проделанный самоанализ текста;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если написанный текст в основном соответствует требованиям, предъявляемым к данному журналистскому тексту, что подтверждает проделанный самоанализ текста, выявивший имеющиеся погрешности;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если написанный текст в значительной части не соответствует требованиям, предъявляемым к журналистскому тексту, а проделанный самоанализ текста, не выявляет имеющиеся погрешности.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если написанный текст в не соответствует требованиям, предъявляемым к журналистскому тексту, а проделанный самоанализ текста, не выявляет имеющиеся погрешности.
Портфолио
1. Задание: Сделать целевые подборки работ студента, раскрывающие его индивидуальные образовательные достижения по разделам изучаемой дисциплины.
Структура порфолио:
1. Название целевой подборки (например: анализ текста).
2. Тема, по которой она выполнена (тема параграфа, по материалам которого выполнялось задание).
3. Выполненные работы.
4. Выводы о полученных знаниях, приобретенных умениях и навыках.
Целевые подборки по изучаемой дисциплине могут быть следующими:
Подборка анализов текста:
Раздел 1. Методы научного анализа социальных проблем
- анализ системной проблемы, отраженной в тексте.
Подборка написанных текстов:
Раздел 2. Актуальные проблемы современности и их отражение в журналистском тексте.
- текст о какой-либо актуальной проблеме современности с использованием метода системного анализа.
- самоанализ написанного текста.
Требования к оформлению:
1. Работа должна иметь титульный лист, на котором обозначены учебное заведение и его подразделение, где обучается студент, название типа работы (Портфолио), название дисциплины, кем выполнена работа, ФИО, ученая степень и должность научного руководителя, год и место создания работы.
2. Текст работы должен быть набран 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала, поля сверху и снизу 2 см, слева – 3 см, справа 1,5 см.
3. Работа должна быть структурирована в соответствии с указанной выше структурой.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется в случае полного соответствия портфолио предложенной структуре;
- оценка «хорошо» выставляется в случае соответствия портфолио предложенной структуре с незначительными отклонениями;
- оценка «удовлетворительно» выставляется в случае значительного не соответствия портфолио предложенной структуре;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае не соответствия портфолио предложенной структуре.