Строительная машина должна:
- соответствовать своему назначению и обеспечивать максимально возможную производительность и минимальную стоимость продукции при работе в данных конкретных условиях эксплуатации, а также приспосабливаться к меняющимся условиям эксплуатации.
- должна иметь минимальную массу, прочную, надежную и технологичную конструкцию с максимальным использованием в ней стандартных и унифицированных изделий,
- быть удобной для монтажа, перевозки, обладать необходимой устойчивостью,
- обладать высокой надежностью и долговечностью, отличаться простотой технического обслуживания и ремонта,
- быть экономичной в эксплуатации, обеспечивать безопасные условия труда, удобство работы и минимальную утомляемость обслуживающего персонала
- внешний вид машины должен отвечать требованиям современной технической эстетики,
Самоходные машины должны обладать высокой маневренностью и проходимостью.
Маневренность – способность машины передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях с минимальным радиусом разворота.
Проходимость – способность машины преодолевать различные неровности местности и небольшие водные преграды, двигаться по грунтам со слабой несущей способностью и снежному покрову. (характеризуется силой тяги, удельным давлением на грунт, клиренсом)
3. Основные элементы строительных машин
Каждая машина состоит из сборочных единиц (элементов), выполняющих определенные функции при ее работе:
- силовая установка (один или несколько двигателей) для получения механической энергии;
- рабочее оборудование (рабочий орган) для непосредственного воздействия на перерабатываемый материал и выполнения заданного технологического процесса;
- ходовое оборудование (у переносных и стационарных машин оно отсутствует) для передвижения машины и передачи ее веса и рабочих нагрузок на опорную поверхность;
- передаточные механизмы(трансмиссия), связывающие рабочее и ходовое (у самоходных машин) оборудование с силовым оборудованием;
- истема управления для запуска, останова и изменения режимов работы силового оборудования, включения, выключения, реверсирования, регулирования скоростей и торможения механизмов и рабочего органа машины;
- несущая рама (шасси) для размещения и закрепления на ней всех узлов и механизмов машины.
Рис. Основные элементы строительных машин
Основное силовое оборудование, применяемое в современных строительных машинах:
- электродвигатели постоянного и переменного тока с питанием от внешней силовой сети (стационарные, переносные и передвижные машины);
- двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — карбюраторные и дизельные (последние наиболее распространены), устанавливаемые преимущественно на передвижных (самоходных) строительных машинах (стреловые краны, погрузчики, экскаваторы и др.).
Электродвигатели отличаются удобством пуска и управления, простотой реверсирования, экономичностью и пригодностью для индивидуального привода отдельных механизмов машин.
К преимуществам двигателей внутреннего сгорания относится их автономность от внешнего источника энергии.
Дизельные двигатели являются основой комбинированного дизель-электрического привода или дизель-гидравлического привода, широко применяемого в самоходных строительных машинах (стреловых кранах, экскаваторах) с индивидуальным электрическим или гидравлическим приводом каждого рабочего механизма (т. е. многомоторным приводом).
Дизель-электрический и дизель-гидравлический приводы не зависят от внешних силовых электросетей и источников питания, упрощают кинематику машин (отсутствуют сложные механические трансмиссии, свойственные машинам с одномоторным приводом) и обеспечивает в широком диапазоне плавное бесступенчатое регулирование рабочих скоростей исполнительных механизмов.
Привод – это совокупность силового оборудования, трансмиссии и систем управления, обеспечивающих приведение в действие механизмов машины и рабочих органов.
По системе приводов строительные машины подразделяются на машины с групповым и многомоторным приводом.
В первых – привод всех механизмов исполнительных рабочих органов осуществляется с помощью муфт, тормозов и механических передач.
Во вторых – каждый исполнительный механизм приводится в движение от индивидуального электро-, гидро- или пневмопривода.
Трансмиссии – это устройства, обеспечивающие передачу движения от силовой установки к исполнительным механизмам и рабочим органам машины. Они позволяют изменять по величине и направлению скорости, крутящие моменты и усилия.
По способу передачи энергии трансмиссии подразделяются:
- механические,
- электрические,
- гидравлические,
- пневматические
- комбинированные.
Одним из основных показателей эффективности работы трансмиссий является их коэффициент полезного действия (кпд):
,
где Nим, Nсу – мощность исполнительного механизма и силовой установки.
Кроме того, трансмиссии характеризуются передаточным отношением (передаточным числом):
,
где ωсу, ωим – угловые скорости вращения силовой установки и исполнительного механизма рабочего органа.
Механические трансмиссии включают в себя:
- механические передачи,
- валы и оси,
- подшипниковые опоры,
- муфты,
- тормоза,
- другие элементы, обеспечивающие передачу движения.
Механические передачи по принципу работы делятся на:
- передачи трением с непосредственным контактом тел качения (фрикционные) и с гибкой связью (ременные);
- передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые и червячные) и с гибкой связью (цепные).
В фрикционных передачах движение осуществляется с помощью сил трения скольжения.
Передаточное отношение фрикционной передачи определяется:
,
где n1, n2 – частоты вращения ведущего и ведомого тел качения;
d1, d2 – диаметры поверхностей контакта ведущего и ведомого тел качения;
ζ – коэффициент, учитывающий упругое скольжение; для передач, работающих без смазки ζ = 0,995…0,990.
При выполнении одного из тел качения с переменным радиусом качения можно получить фрикционную передачу с переменным передаточным отношением (вариатор).
Достоинства фрикционных передач:
- простота формы тел качения,
- равномерность вращения.
Недостатки:
- большие нагрузки на элементы передачи,
- необходимость применения специальных прижимных устройств,
- опасность повреждения поверхности тел качения в случае буксования.
Простейшая ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с натяжением, и передающего окружные усилия с помощью сил трения.
Ремни выполняют плоскими, клиновыми, круглого сечения, поликлиновыми и зубчатыми.
Необходимым условием работы ременной передачи является натяжение ремня, которое должно сохранятся в условиях эксплуатации.
Передаточное отношение ременной передачи с учетом наличия упругого скольжения ремня по шкивам определяется:
,
где n1, n2 – частоты вращения ведущего и ведомого шкивов;
D1, D2 – диаметры ведущего и ведомого шкивов;
ζ – коэффициент, учитывающий относительное упругое скольжение ремня; ζ = 0,99…0,98.
Зубчатые передачи с помощью зубчатого зацепления передают или преобразуют движение с изменением угловых скоростей и крутящих моментов.
Зубчатые передачи между параллельными осями осуществляются цилиндрическими колесами с прямыми, косыми и шевронными зубьями.
цилиндрическими колесами с прямыми, косыми и шевронными зубьями
Передачи между пересекающимися осями осуществляются коническими колесами.
Конические колеса с прямыми и косыми зубьями
Передачи между перекрещивающимися осями осуществляются винтовыми колесами.
![]() | ![]() |
Передача внутреннего зацепления; | зубчато-реечная передача |
Меньшее зубчатое колесо в паре называется шестерней, большее - колесом.
Наиболее распространены передачи с зубчатым эвольвентным зацеплением.
Основными параметрами, определяющими зубчатую передачу, являются: модуль (p/π = d/z), число зубьев шестерни и колеса (z1, z2), передаточное число, межосевое расстояние и д.р.
Передаточное число зубчатой передачи определяется:
,
где n1, n2 – частоты вращения шестерни и колеса;
z1, z2 – число зубьев шестерни и колеса.
Зубчатые колеса с рейкой служат для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.
Зубчатые передачи в строительных машинах применяются наиболее широко в виду их достоинств:
- малые габариты,
- высокий кпд (η = 0,99…0,97),
- большая долговечность и надежность,
- постоянство передаточного отношения ввиду отсутствия проскальзывания,
- возможность применения в широком диапазоне крутящих моментов, скоростей, и передаточных отношений.
Червячные передачи передают вращение между перекрещивающимися осями и относятся к зубчато-винтовым передачам. Они состоят из винта – червяка с резьбой и косозубого червячного колеса с зубьями особой формы.
![]() | ![]() |
Передаточное число червячной передачи определяется:
,
где n1, n2 – частоты вращения червяка и колеса;
z1 – число заходов червяка.
z2 – число зубьев колеса.
В строительных машинах применяются червячные передачи с передаточным числом u = 8…60 при числе заходов червяка z1 = 4…1.
Кпд относительно не высок и составляет η = 0,90…0,65.
Применяются в передачах с небольшими мощностями – до 40…50 кВт и реже до 200 кВт при скоростях до 15 м/с.
Цепные передачи предназначаются для передачи движения между двумя параллельными валами при достаточно большом расстоянии между ними. Передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и цепи, охватывающей их.
Передаточное число цепной передачи:
,
где n1, n2 – частоты вращения ведущей и ведомой звездочек;
z1, z2 – число зубьев ведущей и ведомой звездочек.
Достоинства цепных передач:
- передача движения на значительные расстояния,
- меньшие чем у ременных габариты,
- отсутствие скольжения,
- достаточно высокий кпд (η= 0,98…0,94),
- возможность легкой замены цепи.
Недостатки относят:
- сравнительно быстрый износ цепей,
-более сложный уход – смазка и регулировка,
- значительные вибрации и шум при высоких скоростях.
Оси и валы представляют собой стержни различных сечений, на которых устанавливаются вращающиеся детали.
Их изготовляют из стального проката, поковок и штамповок, а в некоторых случаях из высокопрочного чугуна с дальнейшей обработкой на металлорежущих станках.
Оси предназначены для поддержания деталей и узлов, вращающихся вместе с ними или относительно их (ось блока, барабана, ходового колеса).
Валы служат для передачи вращающего момента и вращаются вместе с закрепленными на них деталями (зубчатые колеса, шкивы, звездочки, маховики, барабаны и т.п.).
Различают валы прямые, коленчатые, гибкие
Валы: а — прямые; б — коленчатые; в — гибкие
В трансмиссиях машин наиболее распространены прямые валы.
Коленчатые валы служат в основном для преобразования поступательного движения во вращательное или наоборот.
Гибкие валы применяют для передачи вращения между узлами машин, меняющих свое относительное положение в процессе работ.
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей.
По виду трения подшипники делят:
- подшипники качения
- подшипники скольжения.
Подшипники качения состоят из внутренних и наружных опорных колец с дорожками качения, по которым перекатываются шарики или ролики различной формы.
Достоинства подшипников качения:
- незначительными моментами сил трения,
- небольшой нагрев,
- небольшой расход смазочных материалов,
- небольшие габариты,
- удобство и простота обслуживания.
Подшипники скольжения состоят из корпуса и установленных в нем вкладышей, на которые опираются цапфы осей или валов.
Корпус подшипников выполняют из чугуна, реже из стали.
Вкладыши изготовляют из антифрикционных материалов (баббитов, свинцовистых бронз, чугунов, металлокерамики, пластмасс и др.), которые заливают или наплавляют на стальную, чугунную или бронзовую основу.
Рис. Подшипник скольжения с разъемным корпусом
По назначению муфты служат для:
- соединения двух валов, расположенных на одной геометрической оси или под углом друг к другу;
-соединения вала с зубчатым колесом, шкивом ременной передачи и другими деталями;
- компенсации несоосности валов, что вызвано неточностью изготовления или монтажа;
- включения и выключения одного из валов при постоянном вращении другого;
- предохранения узла или машины от перегрузки;
- уменьшения динамических нагрузок;
- обеспечения возможности одному из валов перемещаться вдоль оси и т.д.
По принципу действия муфты делят:
- механические (основные муфты в строительных машинах),
- электрические
- гидравлические.
По виду управления механические муфты подразделяют:
- неуправляемые (постоянно действующие),
- управляемые (сцепные),
- автоматические и специальные.
Наиболее распространенные неуправляемые муфты делят на жесткие, компенсирующие самоустанавливающиеся и упругие.
Жесткие и компенсирующие муфты
Гидравлический привод используют главным образом для сообщения поступательного, возвратно-поступательного и вращательного движения исполнительным механизмам и рабочему органу машины, а также в системах управления машиной. Привод состоит из насоса (или насосов), системы распределения, бака с жидкостью, соединительных трубопроводов и гидравлических двигателей поступательного (силовые гидравлические цилиндры) и вращательного (гидромоторы) действия.
В гидродвигателях давление рабочей жидкости, создаваемое гидронасосом, преобразуется в поступательное движение поршня со штоком или во вращательное движение ротора, связанных с рабочим органом.
Основными достоинствами гидравлического привода (по сравнению с механическим), определяющими его широкое применение в качестве силового оборудования строительных машин, являются:
высокий КПД;
экономичность;
удобство управления и реверсирования;
способность обеспечивать большие передаточные числа;
бесступенчатое независимое регулирование в широком диапазоне скоростей исполнительных механизмов;
простота преобразования вращательного движения в поступательное;
предохранение двигателя и механизмов от перегрузок;
компактность конструкции;
надежность в работе.
Пневматический привод состоит в основном из тех же элементов, что и гидравлический, но приводится в действие энергией сжатого до 0,8 МПа воздуха, вырабатываемого компрессорами.
Низкий КПД пневматического привода (вследствие утечки воздуха и падения давления в системе) ограничивает его применение в качестве силового оборудования.
Такой привод используют в паро-воздушных молотах для забивки свай, в ручных пневмомашинах и в системах управления строительных машин для плавного включения механизмов в работу и их торможения.
Ходовое оборудование, применяемое в строительных машинах, делят:
- рельсовое;
- пневмоколесное;
- гусеничное.
Рельсовое оборудование имеют башенные, козловые и мостовые краны, подвесные электротельферы, копры и т. д.
Пневмоколесное оборудование применяется для самоходных и прицепных строительных машин (стреловые краны, скреперы, погрузчики, одноковшовые строительные экскаваторы и т. п.), требующих значительной маневренности, мобильности и скорости перемещения при работе и транспортировании, а также частых перебросок своим ходом с одного объекта на другой при движении по любым дорогам. Проходимость таких машин в условиях бездорожья обеспечивается за счет применения шин сверхнизкого давления, равного 0,02...0,08 МПа.
Гусеничное оборудование (обычно двухгусеничное) характеризуется сравнительно небольшим удельным давлением на грунт и применяется для самоходных строительных машин, часто передвигающихся с малыми скоростями в условиях плохих дорог и полного бездорожья. Погрузчики, стреловые краны и экскаваторы оснащаются нормальным гусеничным ходом для работы на уплотненных грунтах и уширенно-удлиненным гусеничным ходом для работы на слабых, переувлажненных и заболоченных грунтах. Многие самоходные строительные машины монтируют на базе серийных автомобилей, тракторов (колесных и гусеничных) и пневмоколесных тягачей.
Системы управления в строительных машинах могут быть:
- рычажные (механические) — с помощью рычагов, перемещаемых рукоятками и педалями;
- гидравлические (насосные и безнасосные), где рычаги заменены полностью или частично гидравлическими устройствами;
- пневматические, отличающиеся от гидравлических тем, что в них вместо жидкости применяется сжатый до 0,7 МПа воздух;
- электрические — с помощью контроллеров, кнопок, магнитных станций — контакторов, тормозных электромагнитов и конечных выключателей;
- смешанные — пневмоэлектрические, электрогидравлические и т. д.