При выборе машин для производства строительных работ определенного вида и объема за основу принимают их технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели, при сопоставлении которых находят оптимальные типоразмеры и количество машин для выполнения требуемых технологических операций.
Основным технико-эксплуатационным показателем строительных машин является их производительность.
Производительность определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения (т, м3, м2, м длины и т. д.), которую машина вырабатывает (перерабатывает) или перемещает за единицу времени — час, смену, месяц или год.
Различают три категории производительности машин:
- конструктивную,
- техническую,
- эксплуатационную.
Конструктивная производительность Пк - максимально возможная производительность машины, полученная за 1 ч непрерывной работы при расчетных условиях работы, скоростях рабочих движений, нагрузках на рабочий орган с учетом конструктивных свойств машины и высокой квалификации машиниста,
Для машин периодического действия:
(м3/час) или
(т/час), (2.1)
где q — расчетное количество материала, вырабатываемого машиной за один цикл работы, м3;
п — расчетное число циклов работы машины в час, п = 3600/Тц; Тц — расчетная продолжительность цикла, с;
ρ — плотность материала, т/м3.
Для машин непрерывного действия при перемещении насыпных материалов сплошным непрерывным потоком:
(м3/час) или
(т/час), (2.2)
где А — расчетная площадь поперечного сечения потока материала, неизменная на всем пути перемещения, м2;
v - расчетная скорость движения потока; м/с.
При перемещении штучных грузов и материалов отдельными порциями:
(т/час) или
(т/час), (2.3)
где m — масса груза, т;
qп - количество (объем) материала в одной порции, м3;
l - среднее расстояние между центрами грузов (порций).
При расчете конструктивной производительности не учитываются условия производства работ и перерывы (простои) в работе машины технологические (связанные с технологией производства работ), организационные (связанные с организацией работ), по метеорологическим условиям и случайные.
Конструктивную производительность используют в основном для предварительного сравнения вариантов проектируемых машин, предназначенных для выполнения одного и того же технологического процесса. Эта производительность является исходной для расчета производительности машин в реальных условиях эксплуатации.
Техническая производительность Пт, - максимально возможная производительность машины, которая может быть достигнута в конкретных производственных условиях данным типом машины с учетом конструктивных свойств и технического состояния машины, высокой квалификации машиниста и наиболее совершенной организации выполняемого машиной технологического процесса за 1 ч непрерывной работы:
, (2.4)
где Ку - коэффициент, учитывающий конкретные условия работы машины.
Так, конкретными условиями работы одноковшовых экскаваторов являются категория разрабатываемого грунта, высота (глубина) забоя, требуемый угол поворота рабочего оборудования в плане, условия разгрузки ковша (в отвал или в транспортные средства). Часовая техническая производительность указывается в технической документации машины — паспорте, инструкции по технической эксплуатации.
Эксплуатационная производительность ПЭ - определяется реальными условиями использования машины с учетом неизбежных перерывов в ее работе, квалификации машиниста и может быть часовой, сменной, месячной и годовой.
Часовая эксплуатационная производительность определяется:
, (2.5)
где Кв.см - коэффициент использования машины по времени в течение смены, учитывающий перерывы на техническое обслуживание и ремонт машины, смену рабочего оборудования, передвижку машины по территории объекта, потери времени по метеорологическим условиям, отдых машиниста и др.
Кв.см определяется:
, (2.6)
Тсм - продолжительность смены, ч; Stп— суммарное время перерывов в работе машины за смену, ч;
Км = 0,85...0,95— коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста и качество управления.
Сменная эксплуатационная производительность определяется:
, (2.7)
При расчете месячной и годовой производительности учитываются простои в работе машины за соответствующий период времени.
Годовая эксплуатационная производительность определяется:
, (2.8)
где Ксм — коэффициент сменности (количество смен работы в сутки);
Кв.год - коэффициент использования машины по времени в течение года;
, (2.9)
где Тгод - количество дней работы машины в году;
tв — количество выходных и праздничных дней,
t рем — количество дней, необходимое для выполнения текущего, среднего и капитального ремонтов;
tпр - продолжительность простоев организационных и по метеорологическим причинам.
Эксплуатационная производительность является главным рабочим параметром, по которому подбирают комплекты машин для комплексной механизации технологически связанных трудоемких процессов в строительстве. В комплект машин входят согласованно работающие основная (ведущая) и вспомогательные машины, взаимно увязанные по производительности, основным конструктивным параметрам и обеспечивающие заданный темп производства работ.
Эксплуатационная производительность основной машины Пэ.о должна быть равной или несколько меньшей (на 10...15%) эксплуатационной производительности вспомогательных машин Пэ.в.
Среднегодовая потребность в машинах для выполнения заданного объема определенного вида работ определяется:
, (2.10)
где Qобщ — общий объем соответствующего вида работ (в физических измерителях), подлежащих выполнению в течении года;
У—доля (в %) объема работ, выполняемая данным видом машин, в общем объеме соответствующего вида работ.
Экономическая эффективность от использования в строительстве новой машины определяется как разность приведенных затрат на выработку единицы продукции по сравниваемым эталонному и принятому вариантам. При сравнении вариантов в качестве эталона рассматривают лучшие отечественные строительные машины (серийно выпускаемые или рекомендованные к серийному производству), а также лучшие образцы зарубежной техники, эксплуатируемой в нашей стране. В общем виде приведенные затраты определяются:
, руб., (2.11)
Сгод - расчетная себестоимость годового объема продукции машины, руб.;
К - единовременные капитальные вложения на создание машины; руб.;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, устанавливаемый соответствующими методиками.
Эффективность новой машины оценивается также по сроку ее окупаемости:
, (2.12)
где Эг — годовая экономия от внедрения новой машины.
Основными технико-экономическими показателями, позволяющими сравнивать качество различных машин одного назначении, являются:
- удельные металлоемкость и энергоемкость,
- стоимость единицы продукции,
- выработка продукции на одного рабочего.
Удельные металлоемкость и энергоемкость машины представляют собой соответственно отношение массы машины и мощности установленных на ней двигателей (двигателя) к единице часовой технической производительности или к ее главному параметру (вместимости рабочего органа, грузоподъемности, грузовому моменту и т.п.):
Стоимость единицы продукции определяется как отношение стоимости машино-смены к сменной эксплуатационной производительности машины.
Выработка продукции на одного рабочего:
, (2.13)
где пр - количество рабочих, обслуживающих машину.
Степень механизации строительно-монтажных работ оценивается уровнем комплексной механизации, механовооруженностью и энерговооруженностью строительства.
Уровень комплексной механизации характеризуется процентным отношением объема строительно-монтажных работ, осуществленных комплексно-механизированным способом, к общему объему строительно-монтажных работ в натуральном выражении, выполненных на строительной площадке:
, %, (2.14)
где Ркм - объем работ, выполненный средствами комплексной механизации;
Ро - общий объем выполненных работ.
Механовооруженность строительства — выраженное о процентах отношение стоимости машинного парка строительной организации к стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых в течение года:
, %, (2.15)
где См - балансовая стоимость средств механизации, тыс. руб.;
Сс - годовой объем строительно-монтажных работ, тыс. руб.
Механовооруженность труда, определяют отношением балансовой стоимости средств механизации к среднесписочному числу рабочих, занятых на данном строительстве:
, тыс. руб./чел., (2.16)
где пр.сп - среднесписочное число рабочих.
Энерговооруженность строительства - отношение суммарной мощности двигателей машинного парка строительства к среднесписочному числу рабочих:
, кВт/чел., (2.17)
где S Рдв - суммарная мощность двигателей машин, кВт.