Особенности федеративного устройства




КОНСТИТУЦИЯ РФ

1.Основы конституционного строя

2.Особенности федеративного устройства

3.Система органов государственной власти

4.Местное самоуправление

5.Права и свободы человека.

6.Поправки и пересмотр Конституции

 

Конституционное право представляет собой систему правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов. Конституция – правовой акт высшей юридической силы, обычно писаный, в котором закрепляются принципы правового положения человека в обществе, его права и свободы, принципы разделения властей, формирования представительных органов власти и непосредственного волеизъявления народа, организации и функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, основы конституционного строя и национально-государственного (федеративного) устройства и принципы судебной власти. Исходя из этого можно заключить, что главная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека. Конституция является юридической базой для нормотворческой деятельности, для развития отраслевого законодательства. Правовые акты, выработанные без соблюдения форм и процедур, предусмотренных конституцией, рассматриваются как незаконные. Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные политические и правовые акты.

Конституция является атрибутом правового государства, но понятие конституции выходит за рамки чисто государственной власти, так как она связана со всей совокупностью общественных отношений и регулирует и экономическую, и социальную, и духовную сферы жизнедеятельности граждан России. Фактически она представляет собой юридический каркас общества. Конституция РФ характеризуется содержательной широтой установленных в ней норм, которыми охватываются политические, экономические, социальные, духовные отношения, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено ею самой.

Конституцию, как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию, или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа

2) учредительный первичный характер конституционных установлений. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства.

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет.

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Действующая Конституция закрепила функцию толкования за КС РФ. Конституция четко определила, по чьей инициативе КС может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в КС по этим вопросам относятся Президент РФ, СФ, ГД, правительство, органы законодательной власти субъектов РФ. Давая толкование Конституции КС не создает новых конституционных норм, он не является органом, принимающим новые правовые нормы.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно конституцию и включает девять глав. Они называются: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, президент РФ, ФС, правительство РФ, судебная власть, местное самоуправление, конституционные поправки и пересмотр конституции. Раздел второй называется «заключительные и переходные положения».

В структуре конституции России «Основы конституционного строя» стоят на первом месте (1-я глава). Нормы, входящие в «Основы конституционного строя», составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. В последующих главах развиваются и конкретизируются исходные принципы «Основ конституционного строя», устанавливаются компетенции и полномочия органов государственной власти, порядок принятия ими властных нормативно-правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

В связи с юридической силой, которой обладают нормы 1-й главы Конституции, все нормы других глав Конституции, иных правовых актов не могут противоречить основам конституционного строя. Действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и объединений также должны соответствовать основам конституционного строя.

К основам конституционного строя, согласно конституции, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляется производство и распределение товаров и благ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. В конституции указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции РФ (СЗ РФ 1995). На референдум не могут выноситься вопросы:

1)изменения статуса субъектов РФ,

2)досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД или досрочного формирования СФ либо об отсрочке таких выборов (формирования),

3)принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства,

4)введения, изменения или отмены внутренних федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты,

5)принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения,

6)амнистии и помилования.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после его отмены.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. В 10 ст. Конституции предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия и многопартийности, что указывается в 13 статье конституции. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя или целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление

Следует сказать, что содержащиеся в конституции РФ нормы, характеризующие ее как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В соответствии с 1 статьей конституции РФ является правовым государством. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Одной из основ конституционного устройства РФ является федерализм. Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции (ст. 5), относятся: единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ, равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В 4 статье указано, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, суверенный характер власти признается исключительно за РФ, республики в составе РФ правом свободного выхода из ее состава не имеют, поэтому они даже теоретически не могут рассматриваться в качестве суверенных. В конституции установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. В настоящее время РФ имеет президентско-парламентскую форму правления, или «полупрезиденткую» республиканскую форму правления: во-1, президент избирается всеобщим голосованием, во-2, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-3, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом. Эти признаки и характеризуют РФ как «полупрезидентскую» республику.

Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. В 8 статье конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах – частной, муниципальной, государственной и др. Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. В 35 статье указано, что право частной собственности охраняется законом.

Согласно статье 7 Конституции РФ является социальным государством. Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ. В их число входят: охрана труда и здоровья людей, установление минимального гарантированного размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы государственного обслуживания, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В 13 статье установлен принцип идеологического многообразия, как одна из основ конституционного строя страны. В 14 статье указывается, что РФ является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

 

Особенности федеративного устройства

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Конституции (ст. 74), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы — Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, — а также ее столица — город Москва.

В России государственный суверенитет рассматривается в качестве одного из фундаментальных источников создания эффективной системы разделения государственной власти по вертикали. В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России. Это верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации, неприкосновенность границ и территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; единая армия, право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, право на защиту интересов государства и его граждан; государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары. Их потеря означает утрату государством статуса государственного суверенитета.

Поскольку на уровне субъектов РФ по-разному трактовался объем государственного суверенитета и наблюдалась тенденция выхода за рамки федеративных отношений и закрепления элементов конфедеративных связей, то потребовалось принятие дополнительных мер по обеспечению единого правового пространства России, в частности, Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изм. и доп. от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г.).

Единство системы государственной власти в РФ выступает другим конституционным принципом российского федерализма. Есть только один способ создать сильное государство – единство власти. Данный фактор носит универсальный характер для любого государства, однако в условиях федеративного государства приобретает специфику, поскольку система связей базируется на сочетании субординации с принципиально иным характером отношений. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Наряду с территориальной целостностью единство системы государственной власти является непременным условием государственной целостности.

Конституционный принцип равноправия субъектов РФ выражается в применении к ним равного правового масштаба. Россия определена как государство, состоящее из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией.

Конституционный принцип равноправия субъектов РФ выражается в применении к ним равного правового масштаба. Россия определена как государство, состоящее из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией.

Но способы принятия конституции республики в Составе РФ и уставов остальных субъектов Федерации по федеральной Конституции отличаются. Если согласно ст. 66 Конституции РФ республики наделены правом самостоятельно определять способ принятия их конституций (законодательным органом, специально создаваемым и т.д.), то другие субъекты Федерации ограничены правом устава только их законодательным органом. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать государственные языки (ст. 68 Конституции РФ). Главный аргумент в этом – национальный принцип образования республики в этом случае не состоятелен, так как автономные образования тоже сформированы с учетом национально-этнического фактора, однако права устанавливать второй государственный язык им не предоставлено. Институтом, отражающим традиции государственности в республиках, является республиканское гражданство. Хотя Конституция РФ специально не закрепляет институт гражданства республик, отсутствие прямого запрета дает им сегодня основание на его сохранение.

Неравенство субъектов Федерации прослеживается и при определении актов субъектов Федерации как объектов контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам (п.«а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и иные нормативные правовые акты данных субъектов Федерации. При этом следует отметить, что данные положения в определенной части вступают в противоречие с п.«б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, в котором не различаются виды актов как объектов конституционного контроля по категориям субъектов Федерации.

Среди субъектов Федерации, не являющихся республиками, также нет равенства в статусе. Конституция РФ не разрешила проблему вхождения автономных округов в состав области, края (ч. 4 ст. 66). Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно сужает круг прав субъекта Федерации, входящего в состав другого субъекта РФ.

Таким образом, обеспечение реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации связано как с совершенствованием норм самой российской Конституции, устранением заложенных в ней противоречий, так и с выработкой правовой политики проведения в текущем правовом и договорном регулировании главного условия равноправия субъектов Федерации – создания режима их равных правовых возможностей.

Принципы российского федерализма получили систематизированное закрепление в конституционном порядке, что придало им общеобязательность и верховенство. Совокупность принципов федерализма в РФ должна учитываться при принятии управленческих решений на всех уровнях власти. Становление российского федерализма должно базироваться на наднациональном подходе, что является условием грамотного государственного управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: