Предупреждение безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних участковыми уполномоченными полиции




Главными причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является совокупность следующих факторов: социально-экономических, организационно-правовых (состояние законодательства и уровень его соответствия социальной жизни общества), социально-демографических и субъективных (возрастные психологические особенности, мотивация поведения). Кроме этого одной из ключевых причин, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних, является их беспризорность, бродяжничество и, как следствие, попрошайничество. Данные фатальные явления на протяжении десятилетий являются причиной одной из серьезнейших проблем в нашей стране и представляют собой дестабилизирующий фактор, а во многих случаях приводят к отрицательным последствиям, которые выражаются в совершении лицом, не достигшим совершеннолетия, административного правонарушения или преступления. Несмотря на принимаемые по отношению к данным асоциальным явлениям в подростковом сегменте административно-профилактические меры, состояние и динамика беспризорности, бродяжничества, попрошайничества дают основание говорить о продолжающихся негативных процессах в молодежной среде и необходимости формирования новой парадигмы превенции правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Детальное изучение профилактики бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних показало, что только консолидированное синхронизированное взаимодействие всех субъектов и обязательная финансовая поддержка государства позволят достичь кардинального перелома в противодействии этим деструктивным явлениям. Профилактику бродяжничества и попрошайничества можно разделить на три стадии: первичную, вторичную и третичную. При первичных мероприятиях катализатором развития превенции правонарушений несовершеннолетних выступают все представители органов и учреждений системы предупреждения административных проступков и более серьезных правонарушений несовершеннолетних, однако наибольший акцент на этом направлении делают подразделения полиции по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции территориальных органов внутренних дел. Эти сотрудники осуществляют индивидуальную профилактику в отношении несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей, тем самым уже на начальном этапе принимая фундаментальные меры по административному предупреждению насилия в семье, неисполнения взрослыми своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей. Кроме того, они проводят на обслуживаемой территории, в том числе на железнодорожных вокзалах, в аэро- и речных портах и прилегающих к ним территориях масштабный комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по упреждению попрошайничества, бродяжничества, административных правонарушений несовершеннолетних, профилактике детской проституции и пресечению сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, выявлению взрослых лиц, вовлекающих молодых людей в противоправную деятельность. Участковыми уполномоченными полиции регулярно проводятся рабочие встречи с представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов социальной защиты населения, на которых рассматривается комплекс мер по выявлению и устройству беспризорных, безнадзорных детей, в том числе занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации созданы и действуют межведомственные оперативные штабы по борьбе с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Исследование правоприменительной административной деятельности органов внутренних дел свидетельствует о значительной распространенности психологического и физического насилия в семье, применения недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства ребенка. Особенно часто жестокое обращение с детьми допускается в неблагополучных семьях. Сегодня более половины несовершеннолетних, находящихся в местном или федеральном розыске, составляют дети, вынужденные бежать из дома. Для скорейшего кардинального позитивного изменения сложившейся ситуации участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних проводятся профилактические межведомственные мероприятия. Целью подобных действий является выявление неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. В дальнейшем принимаются различные меры административного воздействия на родителей и других родственников, начиная от постановки на учет и проведения воспитательных бесед с ними и заканчивая направлением материалов в суд для лишения родительских прав. В качестве регулярных профилактических мероприятий следует отметить ежегодную организацию комплексных и оперативно-превентивных операций: «Безнадзорник», «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Беспризорные дети», «Брошенные дети», «Подросток – улица», «Дети улиц», «Подворотня», «Табор», «Беглец» и другие. Следует отметить, что с участием органов внутренних дел создаются социальные приюты и реабилитационные центры для несовершеннолетних, организуется их трудоустройство, досуг и отдых. Как показывает опыт работы с «трудными» подростками, создание военно-патриотических подростковых клубов, загородных военно-патриотических лагерей является одной из эффективных форм профилактики. В процессе проведения мероприятий по вторичной профилактике необходимо отметить административную деятельность участковых уполномоченных полиции по выявлению и изъятию с улиц города и других общественных мест безнадзорных, беспризорных, бродяжничающих и попрошайничающих несовершеннолетних. Кроме этого на этапе вторичной профилактики органы внутренних дел выявляют подростков, причастных к совершению административных правонарушений. Элементом такой работы могут служить еженедельные целевые профилактические рейды, например, на вокзалах, по выявлению и изъятию с объектов транспорта самовольно ушедших из дома, безнадзорных, попрошайничающих и ведущих бродяжнический образ жизни подростков. В мероприятиях принимают участие не только сотрудники служб линейных органов внутренних дел, участковые уполномоченные полиции и инспекторский состав подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, но и представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогических коллективов школ, работники ведомственной охраны железной дороги. Вместе с проверкой объектов транспорта, в ходе профилактических рейдов обнаруживаются многочисленные факты нахождения детей и молодых людей в компьютерных и игровых залах (салонах, клубах) в ночное время. Среди них обнаруживаются дети, находящиеся в розыске, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также подозреваемые в совершении преступлений. Это послужило основанием для разработки и ежемесячного проведения многими органами внутренних дел аналогичных, комплексных оперативно-профилактических операций, например, операции «Ночь», «Ночной город», «Геймер», «Игрок», «Внимание – розыск!». Уличенные в ходе вышеуказанных мероприятий несовершеннолетние доставляются в служебные помещения участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних или в дежурную часть органа внутренних дел, где устанавливается их личность, причастность к совершению административных правонарушений и иные обстоятельства, после чего сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних принимают решение о направлении подростков-деликвентов в специализированные учреждения (социально-реабилитационные центры, приюты, детские дома, школы-интернаты, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, учреждения здравоохранения) либо о передачи родителям или лицам, их заменяющим (по предъявлении последними подтверждающих документов). При необходимости доставленным правонарушителям непосредственно в дежурной части оказывается медицинская и психологическая помощь. В участковом пункте полиции и в инспекциях по делам несовершеннолетних и дежурных частях такие дети могут содержаться не более трех часов и, зачастую, на это время их некуда поместить, из-за отсутствия специальных помещений для детей. В условиях современных реалий в большинстве регионов Российской Федерации очень мало специализированных социальных учреждений для несовершеннолетних, либо в конкретной местности они вообще отсутствуют. Мониторинг состояния законности в сегменте профилактики административных и иных правонарушений лиц, не достигших 18-летия, показал, что в условиях кризиса семьи, роста безнадзорности, беспризорности и попрошайничества детей остро не хватает государственных учреждений, предназначенных для временного или постоянного содержания несовершеннолетних. Во многих субъектах федерации сложилась критическая ситуация с устройством детей, задержанных органами внутренних дел на вокзалах, рынках, изъятых из подвалов, чердаков, канализационных люков, занимающихся бродяжничеством и не имеющих средств на существование. Из-за отсутствия мест в приютах сотрудники полиции вынуждены кормить и отправлять детей домой за счет своих личных средств, а чаще – просто отпускать. В городах, которые имеют крупные узловые железнодорожные станции, сотрудники линейных отделов внутренних дел на транспорте ежегодно снимают с поездов большое количество бродяжничающих несовершеннолетних, которых, однако, из-за нехватки мест в приютах отпускают. Однако даже при наличии в регионах Российской Федерации специализированных социальных учреждений для несовершеннолетних возникает ряд проблем. Так, сотрудники некоторых социально-реабилитирующих центров не принимают детей, являющихся воспитанниками детских домов и школ-интернатов, а сотрудники социальных приютов при приеме несовершеннолетних требуют от участковых уполномоченных полиции первоначального медицинского обследования помещаемых детей, что не отвечает требованиям федерального законодательства. Нередки случаи, когда медицинские учреждения отказывают в приеме несовершеннолетним данной категории в связи с отсутствием у молодых людей на руках удостоверяющего личность документа или полиса медицинского страхования. Крайне важную позитивную роль при проведении профилактики бродяжничества и попрошайничества трудных подростков выполняют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Продолжая исследование этапа вторичной превенции беспризорности, бродяжничества, попрошайничества не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, можно констатировать, что если на этапе первичной профилактики характерна воспитательная работа с родителями, ненадлежащим образом осуществляющими уход за детьми, то составной частью вторичной профилактики является деятельность участковых уполномоченных полиции не только по выявлению, но и по привлечению взрослых к различным видам ответственности. Анализ административной деятельности участковых уполномоченных полиции показывает, что зачастую ими не принимаются исчерпывающие меры по комплексному реагированию на факты вовлечения несовершеннолетних в попрошайничество, другие противоправные действия. Отмечается односторонний характер мер профилактики в этом направлении. Участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав воздействуют в основном на самих подростков с отклоняющимся поведением, не выявляя при этом стоящих за ними подстрекателей и организаторов. Вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество на практике является в большинстве случаев наиболее проблемным для выявления и доказывания, хотя наличие данного явления, особенно в крупных городах и приграничных регионах, очевидно. Привлечение к занятию бродяжничеством или попрошайничеством заключается в формировании у несовершеннолетнего желания переезжать с одного места на другое, бросить учебу или работу, вести паразитический образ жизни, проживать на подаяния в виде денег, вещей, продуктов питания. Несовершеннолетний может согласиться на такую жизнь под влиянием как уговоров взрослого, так и угроз, обмана, шантажа. Данным противоправным деянием нарушаются права несовершеннолетних на обучение, охрану здоровья, проживание в нормальных условиях, питание в соответствии с потребностями, нормальное психоэмоциональное развитие. Мероприятия третьего этапа профилактики бродяжничества и попрошайничества не достигших 18-летия лиц призваны направить деятельность всех субъектов превенции на ресоциализацию несовершеннолетнего, восстановление его личностного и социального статуса, а в последующем – реинтеграции и интеграции в семью, образовательные учреждения и трудовые коллективы. Работа субъектов системы превенции административных правонарушений не достигших 18-летия лиц на этой стадии заключается в проверке условий нахождения несовершеннолетнего, ранее занимавшегося бродяжничеством и попрошайничеством, в семье, воспитательной работе с родителями и лицами, их заменяющими, привлечении подростков к участию в различных спортивных клубах, творческих кружках. Анализ проблематики предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних приводит к выводу о том, что продуктивным моментом в данном контексте станет обращение к отчасти историческому зарубежному опыту решения данных проблем глобального масштаба в целях определения возможных путей использования наиболее перспективных их моментов на территории России. Итак, в настоящее время среди актуальных проблем современного общества выделяется беспризорность и безнадзорность в среде не достигших 18-летия лиц. Факторов, способствующих этому, немало. Это не только отсутствие мощной системы пропагандистской деятельности со стороны государства против данных деструктивных явлений, но и, прежде всего, пассивное отношение родителей к формированию в своих детях законопослушного поведения. В данном контексте существенное значение приобретает правильное и эффективное применение норм административного законодательства в сегменте привлечения к административной ответственности родителей (законных представителей), допускающих детскую беспризорность, безнадзорность и попрошайничество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: