Тема занятия: Слово. Слог
Повторение
Предложения состоят из отдельных слов. У каждого слова свое место в ряду, мы записываем слова, соблюдая отступ.
А из чего состоят сами слова? Задайте этот вопрос ребенку. Чаще всего они отвечают – из букв, т.к. называют то, что видят. Правильный ответ – слова состоят из слогов. Слог образует гласный звук.
Слог может быть закрытым: (заканчивается согласным звуком)
Слог может быть открытым: (заканчивается гласным звуком)
Слог может состоять из слияния и согласных звуков вне слияния:
Кроме того нужно помнить, что согласный звук с мягким знаком и согласный звук [й] не отделяются и принадлежат предыдущему слогу: маль-чик, май-ка.
Упражнение в делении слова на слоги
Рассмотрим различные варианты.
· Упражнение в выделении гласного на фоне слова.
Подобрать слова к схемам:
· Упражнение в делении слова на слоги.
Запишите слово, называя предмет. Поставьте точки под гласными.
Впишите в клеточки первый слог.
Слог записывается разным количеством букв. Обратите внимание ребенка на то, что слог – это не всегда только 2 буквы. Такое заблуждение появляется оттого, что дети путают понятия «слог» и «слияние».
· Упражнение на определение характера слияний. (Смотрим памятку)
Слияние (согласный + гласный) может быть твердым или мягким в зависимости от гласного.
Учитываем также, что есть согласные только твердые - Ж, Ш, Ц, они входят в состав твердых слияний, несмотря на гласный рядом - и, е или ё.
Примеры твёрдых слияний:
и традиционное написание –
Есть согласные только мягкие – Й, Ч, Щ, они входят в состав мягких слияний, несмотря на гласный рядом – а или у.
|
Примеры мягких слияний:
И традиционное написание -
Подберите схемы к словам. Проведи дорожку от слова к схеме:
Последовательность работы:
1. Разделить слова на слоги. В каждом слове по 3 слога-слияния. (лютая – после гласной Я обозначает 2 звука см. Памятку)
2. Подчеркнуть в каждом слове гласный.
3. По гласному (показатели твердости/мягкости) определить характер слияний.
Машина – ши твердое слияние, т.к. звук [ш] всегда твердый.
Чучело – чу мягкое слияние, т.к. звук [ч] всегда мягкий.
3. Игры с мячом
Эти игры помогут закрепить умение делить слова
на слоги и определять последовательность, количество
звуков в словах.
(Если игра проводится в помещении, мяч лучше
катать по полу, во избежание разрушений)
Главное условие – игра должна доставлять детям
радость. Не ругайте за допущенные ошибки, просто
верните мяч ребенку с тем же заданием.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймав мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Вариант проведения игры. Взрослый бросает мяч, называя слово по слогам, ребенок, поймав мяч, произносит целиком. Здесь работаем со словами сложной слоговой структуры: БА-ЛЕ-РИ-НА, СКО-ВО-РО-ДА, ПРО-СТО-КВА-ША, РЕ-ГУ-ЛИ-РО-ВЩИК И Т.Д
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый, бросая мяч, называет только первый слог, ребенок, поймав мяч договаривает до конца.
|
Например, КУ – (кубики, кусает, кукуруза и т.д.)
Игра «Перепутаница» Восстановить последовательность слогов.
Слова однажды встретились на лужайке, прыгали, как зайчики, играли в чехарду и перепутались. Взрослый, бросая мяч, называет слоги, ребёнок, прежде, чем вернуть мяч, должен собрать слово.
ЛЕ-КО-СО (КОЛЕСО), БО-СА-КА (СОБАКА), МО-СА-ЛЁТ(САМОЛЁТ), СА-ФЛЕТ-КА(САЛФЕТКА), ЛО-ВО-СЫ(ВОЛОСЫ), НИ-СА-ТАР (САНИТАР), РА-СА-ФАН (САРАФАН)
Игра «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Взрослый бросает мяч ребенку, при этом произносит односложное слово: САД, КУСТ, НОС, НОЖ, СТОЛ. Ребенок, поймав мяч, перед тем, как бросить его назад, изменяет форму слова (единственное или множественное число – нос-носы), или подбирает родственное слово (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Подготовка к следующему занятию.