Пример формулировки: «Объектом исследования является ...»,




ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

 

Л. В. Шамрай-Курбатова

 

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

 

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

 

 

Направление 38.03.02 Менеджмент

 

 

Волгоград 2017


ББК 65.290-2

Ш 19


 

Направление 38.03.02 Менеджмент


 

Утверждено на заседании научно-методического совета ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса»

Протокол № 4 от 16.02.2017 г.

Автор:

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса»

Л. В. Шамрай-Курбатова Рецензенты:

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса»

Е.Ю. Марусинина

д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической информатики и управления ФГАУ ВО ВолГУ

Е.А. Петрова

 


 

Ш 19


Шамрай-Курбатова Л. В.

Управление человеческими ресурсами: методические рекомендации по выполнению курсовой работы / Л. В. Шамрай-Курбатова. – Волгоград: Изд-во ЧОУ ВО ВИБ, 2017. – 34 с. (Направление 38.03.02 Менеджмент).

Методические рекомендации по написанию курсовой работы для обучающихся всех форм обучения по дисциплине

«Управление человеческими ресурсами» содержат цели и задачи курсовой работы, требования, предъявляемые к курсовой работе в процессе ее подготовки, написания и защиты. Содержание соответствует требованиям по написанию и оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ и рефератов. Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

 

ББК 65.290-2

© Волгоградский институт бизнеса, 2017

© Шамрай-Курбатова Л. В., 2017


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи курсовой работы…………………………………. 4 2. Подготовка курсовой работы ………………............................

3. Требованияк структурным элементамкурсовой работы……… 6

4. Оформление курсовой работы…………………………………… 11

5. Рецензирование курсовой работы и допуск ее к защите………. 27

6. Защита курсовой работы…………………………………………. 28

7. Методические рекомендации для руководителя курсовой работы 29

8. Тематика курсовых работ………………………… 29

9. Список рекомендуемой литературы……………………..……… 32


1. Цели и задачи курсовой работы

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» вхо- дит в «базовую» часть дисциплин подготовки обучающихся по направлению «38.03.02 Менеджмент», профиль «Общий».

Целью дисциплины является формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения образовательной программы (ОП)):

общепрофессиональных

- «способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ре- сурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответ- ственности за осуществляемые мероприятия» (ОПК-3)

профессиональных

- «владением навыками использования основных теорий мотива- ции, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов фор- мирования команды, умение проводить аудит человеческих ресур- сов и осуществлять диагностику организационной культуры» (ПК-1) Перечисленные компетенции формируются в процессе дости-

жения результатов обучения (РО): Обучающийся должен знать:

на уровне представлений

- об истории формирования научных представлений об управле- нии человеческими ресурсами; (1)

- об особенностях современной концепции HR-менеджмента; (2) на уровне воспроизведения

- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации; (3)

на уровне понимания

- причины многовариативности практики управления персоналом в современных условиях; (4)

- бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом; (5)


Обучающийся должен уметь:

- анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах; (6)

- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя; (7)

- проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения; (8)

- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации; (9)

- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность; (10)

- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации; (11)

- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; (12)

Обучающийся должен владеть:

- современным инструментарием управления человеческими ресурсами. (13)

Курсовая работа по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» является самостоятельным научным исследованием студента по избранной им теме и выполняется в целях закрепления приобретенных им знаний и умений, формирования творческого мышления. Учебным планом ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» предусмотрено на втором курсе, что обусловлено последовательностью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а также содержанием дисциплины. Процедура выполнения и защиты курсовой работы помогает студентам вырабатывать умения логического анализа нормативных документов, учебной и периодической литературы, монографического материала, правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, проводить анализ, аргументировано отстаивать свою точку зрения, формулировать и представлять аудитории собственные выводы

и рекомендации, что имеет важное значение для будущего менеджера.


Цель выполнения курсовой работы – систематизация, закрепление и расширение знаний и умений по направлению подготовки, применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач, формирования таким образом общекультурных и профессиональных компетенций.

Задачами курсовой работы являются: а) закрепить, углубить и расширить знания;

б) формирование у студента навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) выработать умения формулировать выводы и рекомендации, ло- гически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты;

д) подготовиться к более сложной задаче выполнению выпускной квалификационной работы.

Руководство и контроль за ходом работы, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на кафедру экономики и управления ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса».

Для оказания научно-консультационной и методической помощи студенту, а также для определения степени готовности курсовой работы к защите кафедрой утверждается руководитель курсовой работы из числа профессорско-преподавательского состава, имеющий соответствующую квалификацию и необходимый опыт.

2. Подготовка курсовой работы

Процесс подготовки курсовой работы требует систематической работы и включает в себя несколько последовательных этапов:

а) выбор темы, подбор и изучение литературы; б) разработка рабочего плана;

в) сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме;

г) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

д) оформление курсовой работы;

е) рецензирование руководителем курсовой работы и допуск к защите; ж) защита основных положений курсовой работы.

Выбор темы исследования – это один из ключевых моментов всего процесса написания курсовой работы.

Тема должна быть выбрана исходя не только из научных интересов студента, но и возможности работы над этой темой в будущем в связи с


предполагаемой тематикой выпускной квалификационной работы. Существенную помощь в этом может оказать руководитель курсовой работы, обращение за консультацией к которому на этом этапе даст возможность уточнить содержательную сторону избранной темы.

Рекомендуемая тематика курсовых работ по дисциплине приводится в настоящих методических рекомендациях.

В то же время указанный перечень не является исчерпывающим. Студент имеет возможность по согласованию с руководителем курсовой работы предложить иную, не предусмотренную перечнем тему и подать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой ее утвердить.

Письменное заявление с просьбой о закреплении за ним темы студент подает на кафедру экономики и управления и после положительного ответа приступает к подборуи изучению литературы по избранной теме.

Следует обратить внимание на то, что литература постоянно обновляется, появляются новые публикации, содержание которых обязательно должно быть отражено в курсовой работе.

После того как тема выбрана, подобран банк данных по необходимой литературе, необходимо приступить к разработке рабочего плана.

Разработка рабочего плана необходима для четкой организации работы по избранной теме исследования.

План курсовой работы разрабатывается студентом после утверждения темы курсовой работы.

Рабочий план составляется студентом и представляется руководителю курсовой работы для согласования. При этом обязательными условиями приемлемости плана является то, что план должен точно и полностью раскрывать содержание темы, а его структура должна включать:

- введение;

- основную часть, разделенную на главы и параграфы;

- заключение;

- список используемых источников.

Сбор, анализ и обобщение материалов исследования – это один из самых трудоемких этапов написания курсовой работы.

Трудность этого этапа исследования состоит, прежде всего, в том, что придется из большого массива материала как теоретического, так и полученного на предприятии, выделять именно тот, который наиболее полно отразит сущность рассматриваемой проблемы, позволит сделать логичные выводы.


Итогом этого этапа работы должна стать логически выстроен- ная система знаний по исследуемой проблеме и формулирование основных теоретических и практических выводов.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общей литературы, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым относится избранная тема, а затем осуществлять поиск нового материала.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материалов, нужно обдумывать полученную информацию и сопоставлять с полученной ранее информацией.

Поступившая курсовая работа регистрируется в журнале регистра- ции курсовых работ кафедры экономики и управления ЧОУ ВО ВИБ и передается руководителю курсовой работы на рецензирование.

При несоблюдении студентом требований настоящих методиче- ских рекомендаций руководитель курсовой работы возвращает ему кур- совую работу для доработки и устранения недостатков.

3. Требования к структурным элементам курсовой работы Рекомендуемый объем курсовой работы – 35-40 страниц. Курсовая работа представляет собой законченное самостоя-

тельное исследование по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с действующи- ми требованиями ЧОУ ВО ВИБ (бланк размещен по электронному адресу: https://volbi.ru/nashi-preimushchestva/unikalnye-prepodavateli-i- metodiki-obucheniya/kafedra-ekonomiki-i-upravleniya.php).

Содержание включает введение, как правило, 2 главы, 3 параграфа в составе каждой главы, пронумерованные в соответствии с основными главами, заключение, список литературы, приложения (при наличии).

Введение – это вступительная часть работы, общий объем – 2- 3 страницы, включает следующие элементы:


Актуальность темы исследования – выражает значимость и важ- ность заявленнойтематикии исследуемых вопросовна современномэтапе.

Поэтому для обоснования актуальности темы необходимо по- казать общественную и научную значимость темы работы для науки и практики, выделив при этом важность ее разработки.

Начинается словами «Актуальность работы заключается в …».

Степень разработанности проблемы включает определение степени изученности проблемы исследователями в России и за рубежом с тем, чтобы указать перспективные направления для дальнейшего анализа.

При анализе научно-исследовательской литературы можно использовать следующие фразы:

- Интерес к изучению… нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов…

- В работе были использованы наработки и развиты идеи российских и зарубежных авторов относительно…

- При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные…

Цель работы предполагает формулировку желаемого конечного итога работы. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать….», «обосновать…», «раскрыть…»,

«выявить…», «охарактеризовать…» и т.п.

Для достижения необходимо решение задач исследования, кото- рые формулируются и указываются последовательно, в соответствии с планом и структурой работы, ее главами и параграфами.

Количество задач должно соответствовать количеству параграфов. Например: «Цель обусловила постановку следующих задач…»,

«Достижение поставленной цели требует решения следующих задач».

Формулировка задач должна начинаться с распорядительного глагола, например : «изучить…», «показать», «выявить...», «исследо- вать...», «проанализировать...», «обосновать роль...» и т.п.

Объект и предмет исследования являются обязательными элементами введения. Их следует рассматривать как исходные кате- гории научного исследования.

Объектом исследования являются процессы, их участники и причинно-следственные связи, возникающие между ними в процес- се деятельности организации.

Предметом исследования является определенная часть объек- та исследования.


Пример формулировки: «Объектом исследования является...»,

«Предметом исследования является...».

Теоретические и методологические основы исследования – в этой части введения необходимо кратко перечислить источники информации, на базе которых построена теоретическая часть и сформирован понятийный аппарат исследования, а также опреде- лить методы исследования.

Например: Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты, материалы международных научно- практических конференций.

Наиболее распространенные методы исследования:

1) анализ – логическая операция, которая заключается в объяс- нении неизвестного объекта при помощи его мысленного, абстрактного разъединения, расчленения на составные понятные части;

2) синтез – логическая операция, которая заключается в объ- единении изученных в ходе анализа частей в единое понятное для осознанного восприятия целое;

3) моделирование – создание искусственного подобия объек- та (т.н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;

4) системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном изучении границ объекта в окружающей среде, внут- ренней структуры, целостности, иных характеристик объекта во взаи- мосвязи с характеристиками внешней и внутренней среды;

5) структурно-функциональный подход состоит в выявле- нии элементов, из которых состоит объект, их признаков, предна- значения и характера взаимосвязей между ними;

6) сравнительный анализ – сравнение с прошлыми показа- телями, сравнение со средними показателями, с плановыми, с луч- шими по отрасли и т.д.

При обосновании методов исследования можно употребить такие обороты: «При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов…», «В методологиче- ском отношении для понимания … использовались разработки…».

Структура работы. Например: «Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Для написания работы использовались 53 источника литературы. В качестве иллюстративного ма- териала использовались15 таблиц, 4 рисунка,19 диаграмм и приложения».

Основная часть исследования (включает, как правило, 2 главы). Глава состоит из параграфов.


Каждый параграф является решением одной из поставленных задач. Количество параграфов должно быть равно количеству задач исследования, указанных во введении.

В конце каждого параграфа дается краткий вывод о том, каких резуль- татов удалось достичь при решенииопределеннойзадачиисследования.

В конце главы подводятся общие итоги, формулируются выводы.

При любой подаче материала в курсовой работе должно быть представлено обоснование принимаемых решений.

Количество страниц должно быть примерно равно во всех па- раграфах и, соответственно, в главах.

Текст работы должен быть написан своими словами от третьего лица, за исключением заимствованного текста. В этом случае рекомен- дуется использовать выражения «известно, что», «существует мне- ние», «ученые придерживаются точки зрения», «необходимо заме- тить», «представляет интерес» и т.п. Не допускается сокращение слов, используемые аббревиатуры необходимо расшифровывать.

Первая глава по объему, как правило, включает 2 параграфа и не должна превышать 40% всей работы, по содержанию носит теоретико-методологический характер.

§ 1.1. включает теоретические основы объекта исследования: из- лагаются сущность основных понятий и категорий, связанных с объектом исследования, методика и результаты изучения, дается их оценка.

§ 1.2. включает теоретические основы предмета исследова- ния: излагается сущность основных понятий и категорий предмета исследования, даются общая постановка проблемы, ее теоретиче- ские аспекты, методика и результаты изучения, их оценка, обосно- вываются и излагаются собственные позиции обучающегося.

Обязательным для работы является наличие в первой главе инфор- мации о нормативно-правовом регулировании исследуемой проблемы.

В первой главе следует делать ссылки и цитировать произве- дения различных авторов.

В конце первой главы логично поместить заключение о том, как решается изучаемая проблема в современных условиях. Как правило, это заключение пишется обучающимся на базе изучения периодиче- ских изданий, особое внимание следует уделить журналу «Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса».

Вторая глава по объему, как правило, включает 3 параграфа и не должна превышать 40% всей работы. Данная глава представляет собой изучение предмета исследования на материалах конкретного предприятия.

 


§ 2.1. включает общую характеристику предприятия, на базе ко- торого проводится исследование (организационно-правовая форма, юридический адрес, информация о собственниках, виды деятельности, цель и задачи, организационная структура, порядок управления, основ- ные технические и экономические показатели, иная информация).

§ 2.2. включает анализ состояния предмета исследования на базе конкретного предприятия (эмпирическая база).

В процессе анализа могут быть использованы любые материа- лы, отражающие хозяйственную деятельность на данном предприя- тии (все виды бухгалтерской и управленческой отчетности, социо- логических исследований), имеющиеся данные необходимо под- вергнуть предварительной проверке и сортировке, чтобы на их ос- нове можно было делать достоверные и обоснованные выводы.

Обработку информации необходимо производить с помощью современных методов экономического, социологического и матема- тического и других видов анализов, а также прикладных программ компьютерного обеспечения.

В результате делается вывод о состоянии предмета исследова- ния на предприятии, выявляются проблемные моменты.

§ 2.3. рекомендации и конкретные мероприятия по решению каждой проблемы, в т.ч. нацеленных на:

- использование различных скрытых, неиспользованных резервов предприятия;

- оптимизацию бизнес-процессов;

- совершенствование управленческой модели и/или функциональ- ной области и т.д. в зависимости от темы исследования.

Содержание второй главы работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении.

Заключение не должно превышать 2-3 страницы.

В заключении дается краткая характеристика теоретических основ исследования, выявленных противоречий.

Необходимо четко сформулировать и последовательно изло- жить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы, практические рекомендации.

Обязательно отразить, насколько выполнены поставлен- ная цель и задачи курсовой работы.

Список литературы включает не менее 20 источников, кото- рые распределяются в алфавитном порядке на группы:


1) законодательные и нормативные акты;

2) учебная и научная литература;

3) периодическая литература;

4) электронные ресурсы.

Список литературы оформляется в соответствии с требовани- ями действующего государственного стандарта.

В Приложения следует поместить вспомогательный материал, который при включении его в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные рас- четы, таблицы, базовые документы и расчеты для сводных таблиц, инструкции, методики, формы отчетности и другие документы.

Приложения оформляются отдельными страницами, нумеру- ются, но не учитываются в общем объеме работы.

4. Оформление курсовой работы

Курсовая работа представляется в виде напечатанного матери- ала на стандартных листах белой бумаги формата А4. Рекомендуе- мый объем курсовой работы 30 – 35 машинописных страниц.

Текст работы набирается шрифтом Times New Roman разме- ром 14 пт. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), при необходимости может быть 10 пт.

Межстрочный интервал в основном тексте – полуторный. В иллюстративном материале межстрочный интервал - одинарный.

Поля страницы должны быть установлены следующие:

- левое поле – 30 мм,

- правое поле – 15 мм,

- верхнее и нижнее поля – 20 мм.

Отступ абзаца – 12,5 мм от левой границы текста.

В работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиа- туры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: с. – страница; г. – год; гг. – годы; мин. – минимальный; макс. – максимальный; абс. – абсолют- ный; отн. – относительный; т.е. – то есть; т.д. - так далее; т.п. – тому подобное; др. – другие; пр. – прочее; см. – смотри; номин. – номинальный; наим. – наименьший; наиб. – наибольший; млн – мил- лион; млрд – миллиард; тыс. – тысяча; канд. – кандидат; доц. – до- цент; проф. – профессор; д-р – доктор; экз. – экземпляр; прим. – примечание; п. – пункт; разд. – раздел; сб. – сборник; вып. – выпуск;


изд. – издание; б.г. – без года; сост. – составитель; Мн. – Минск, Спб. – Санкт-Петербург и другие.

Не допускается использование других цветов, отличных от основного текста, в качестве выделения. Не допускается использо- вание подчеркивания в тексте работы.

Оформление заголовков

Заголовки глав, а также основные элементы: содержание, вве- дение, заключение и список литературы должны быть набраны про- писными буквами и располагаться по центру.

В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки глав, параграфов оформляются с полужирным вы- делением шрифта.

Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка.

Заголовки глав пишутся отдельной строкой. Слово «Глава» пишется.

Заголовки следует отделять от окружающего текста проме- жутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху.

Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, после- дующие буквы – строчные, располагаются по центру. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы (1.1, 1.2., 1.3., и т.п.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий за- головок.

Точка в конце заголовков глав и параграфов не ставится. Подчеркивание заголовков не допускается.

Перенос слов в заголовках глав и параграфов не допускается.

Оформление таблиц

Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах главы. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру, например, (табл. 1.1.). Над таблицей с правого края листа помещается слово

«Таблица» и ставится ее порядковый номер (1.1. или 1.2. и т.п.). Ниже на следующей строке - заголовок таблицы. Заголовок таблицы должен быть выровнен по центру. Точка в конце заголовка таблицы не ставится. После названия размещается сама таблица.

Пример оформления таблицы.

Таблица 2.1

Анализ обеспеченности и движения трудовых ресурсов за

Гг.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение

 

        2016г. к 2014г., ±
Среднесписочная чис- ленность, чел.       - 4
В том числе:        
рабочие       - 10
ИТР:        
Из них        
руководители       0,0
специалисты        
служащие        
Принято, чел        
Убыло, чел        
В том числе по собственному же- ланию и за нарушение трудовой дисциплины                
Коэффициент оборота по приему работников (П/СЧ)   0,35   0,42   0,44   0,9
Коэффициент оборота по выбытию работни- ков (В/СЧ)   0,34   0,42   0,43   0,09
Коэффициент текуче- сти кадров 0,3 0,4 0,4 0,1

 

При переносе таблицы на следующую страницу следует по- вторить нумерацию граф и написать над таблицей с правого края листа «Таблица 1.2. Продолжение». На последней части таблицы вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Оконча- ние».

Оформление рисунков

К рисункам работы относятся схемы, диаграммы, графики и т.д. Размещается рисунок в работе сразу же после ссылки на него, либо на ближайшей к этой ссылке странице.

Все рисунки должны быть пронумерованы в пределах главы арабскими цифрами (Рис. 2.1.).

Номер рисунка и подрисуночная надпись помещаются внизу рисунка, по левому краю относительно рисунка и выполняются кур- сивом с полужирным выделением, 12 шрифтом.


Пример оформления рисунка.

Рис. 2.1. Анализ движения трудовых ресурсов

 

Нумерация страниц

Страницы нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц курсовой работы, но номер на нем не ставится. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.

Оформление ссылок

При использовании в курсовой работе заимствованных дан- ных и цитат в тексте ставится надстрочный номер ссылки (напри- мер, ……1). На этой же странице, внизу, после основного текста, помещается сноска, где указываются авторы, полное название ис- точника, издательство, год, страницы.

Количество отсылок к источникам не ограничивается. Указа- ние на большое количество источников свидетельствует о тщатель- ной проработке вопроса и научной добросовестности обучающегося. При повторении источника на одной странице можно не указывать выходные данные источника вновь, а делать ссылку «Там же» с ука- занием номера страницы.

 

Оформление списка литературы

Курсовая работа должна быть оснащена правильно оформлен- ным библиографическим аппаратом. Основными составляющими частями его являются: список использованной литературы, а также система отсылок и ссылок (отсылка к источнику - это цифровое обо-


значение номера цитируемого источника, приведенное в самом тек- сте; ссылка — это библиографические данные цитируемого источ- ника, приведенные внизу страницы).

В разделе «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» помещаются все ис- точники, которые использовались обучающимся при написании текста курсовой работы. В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы при написании работы

Список использованной литературы следует оформить в сле- дующей последовательности по разделам:

- законодательные и нормативные акты;

- учебная и научная литература;

- периодическая литература;

- электронные ресурсы.

Система расположения нормативных правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно- правовых актов федерального значения в Собрании законодатель- ства Российской Федерации и формируется в порядке убывания юридической силы: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты региональных органов власти, акты местных органов, локальные акты.

Информационные источники в рамках своей группы распола- гаются в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора (инициалы указываются).

Нумерация списка использованных при написании курсовой работы источников сквозная.

Используемых источников должно быть не меньше 20, с глу- биной поиска 10 лет, наличие современных (не старше 5 лет) источ- ников обязательно. Недопустимо выполнение работы на основании устаревших источников.

Источники в списке литературы должны соответствовать теме курсовой работы. В список литературы включаются только те рабо- ты, на которые по тексту делались ссылки.

При написании курсовой работы следует обратить особое внимание на изучение статей по данной теме в перечисленных в списке рекомендованной литературы периодических изданиях.


Библиографическое описание информационных источников

Список литературы является необходимой структурной ча- стью любого научного исследования. Он представляет собой пере- чень библиографических описаний произведений печати или их со- ставных частей, использованных в процессе выполнения работы.

В обязательном порядке в список литературы должны быть внесены издания авторов, указанных во введении, а также авторов, на труды которых сделаны ссылки по тексту работы.

Библиографические описания документов следует располо- жить в следующей последовательности:

- законодательные и нормативные документы;

- учебная и научная литература;

- периодическая литература;

- электронные ресурсы.

При оформлении библиографического списка необходимо соблюдать основные правила описаниядокументов, закрепленные ГОСТом7.1-2003.

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, которые определяют порядок следования областей и элемен- тов и предназначены для идентификации и общей характеристики докумен- та. Основным источником библиографических сведений для описания явля- ется книга или издание. Главным источником информации для описания документа является элемент документа, содержащий основные выходные данные и аналогичные им сведения: титульный лист, титульный экран, эти- кетка и наклейка и т.п. (см. ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.5, ГОСТ 7.83).

Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т.е. знаков, разделяющих элементы описания. Предписанная пунктуация предшествует элементам описания или заключает их. Ее употребление не связано с нормами языка. В качестве предписанной пунктуации выступают знаки препинания и математические знаки. Для более четкого разделе- ния областей и элементов применяются пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.

При составлении библиографического описания в целях его компактности можно применять сокращение слов и словосочетаний. Если вы решили применять сокращения, то они должны соответ- ствовать ГОСТу 7.11 и ГОСТу 7.12.


Элементы описания располагаются в следующей последова- тельности:

Заголовок. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

Заголово к Автор издания. В заголовке описания издания ин- дивидуального автора приводят его фамилию и инициалы. Автор- ское имя приводится всегда в единообразной форме: сначала фами- лия, затем инициалы. При описании документов двух или трех ав- торов в заголовке указывается только первый автор. Затем в све- дениях об ответственности (за косой чертой) повторяют инициа- лы и фамилию первого автора и через запятую инициалы и фамилии второго и третьего (если они имеются).

Основное заглавие – название документа.

Сведения, относящиеся к заглавию, содержат информацию, которая раскрывает и поясняет основное заглавие, уточняет содер- жание, дает сведения о виде, жанре, назначении произведения и т.п. Сведения, относящиеся к названию документа, размещаются сразу после него. Разделительным знаком между ними является двоеточие.

Сведения об ответственности – содержат информацию о лицах и организациях, участвовавших в создании и подготовке произведения к публикации. Помещаются такие сведения за знаком «косая черта» (/).

Сведения о повторности изданиявключают сведения о по- вторности издания (2-е изд., 3-е изд., испр. и доп.) характеристику этого издания (дополненное, переработанное, исправленное и т.п.).

В описании данного элемента допускаются сокращения. Пе- ред сведениями о повторности издания ставится тире.

Область выходных данныхсодержит сведения о месте изда- ния, название издательства и год издания. Название города, в котором издана книга, пишется полностью (Волгоград, Самара, Киев и т.д.). Сокращенно указываются только названия следующих городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ленинград (Л.), Ростов-на- Дону (Ростов н/Д.). Название издательства в кавычки не берет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: