ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст Петров Ваня, 7 лет
2. Школа № 01 класс 1
3. Домашний адрес __________________________________
4. Дата зачисления на логопедический пункт ____ 18.09 ______
5. Успеваемость (к моменту обследования) __ начало уч. года
6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить.
Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
8. Состояние слуха: проверяется по необходимости
9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 - 2,5 годам, фразы – к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)
Строение – N
Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных
связных высказываний). В беседе о семье ответы могут быть следующие: «Ваня». «Маму зовут Зойкой». «Не знаю» (отчества). «Папу зовут Петя». «Не знаю» (отчества). «Сестра зовут Люда». «На работе» (про маму). «Касса» (на вопрос – кем работает?). «Не знаю» (про папу).
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машинистка), часовщик, крановщик (не знает), почтовиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
наличие аграмматизмов. Привести примеры смотри запись беседы, и связного высказывания
Карандаш вытащил из – за книги. Мальчик прыгнул лужу. Надеревьев появились первые листочки.
Мн.ч., Им.п. – деревы, глазы, крылы …
Мн.ч., Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл …
Варенье яблонычный; вода апельсиновый; медведь плюшеный.
в) Произношение и различение звуков
1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение
![]() |
отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л = Р [«ралёк» -
![]() | ![]() | ![]() |
(ларёк)], Ш = Ж (нижние); Ш =С; Ж=З
2) различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), го-лошина (горошина), яселса (ящерица) па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N) за-за-за (жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща -ча) ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-ча (тя-ча-тя) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом
(привести примеры) лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт), зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый)
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - "2". 1-й звук? -
«П»; 2-й звук? — «А»; 3-й звук? — «А». Назови последний звук? — «А»; Назови 1-й звук? - «Т»; Назови 3-й звук? - «А».
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные работы прилагаются к речевой карте).
варианты:
I) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М;
2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА
14. Чтение
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)
варианты: 1) знает отдельные буквы: А, П, М, Т; 2)знает все буквы, но не читает; 3) читает слоги и односложные слова;
4) читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слов; путает некоторые буквы.
б) ошибки при чтении
лист (листья) надеревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели).
Сердитый ветер кужил (кружил) их … (по) воздуху.
в) понимание прочитанного
варианты:
1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
2) основное содержание рассказа понимает; скрытый смысл понимает с трудом;
3) испытывает некоторые затруднения.
15. Проявление заикания: не заикается
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.)
б) сформированность языковых средств
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения
17. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)
Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
18. Заключение логопеда
Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II- IIIур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи), НРСХ III уровня (по заключению ПМПК), заключения НЧП или НПР (нарушение чтения и письма или нарушение письменной речи) ставятся логопедом после изучения детьми Букваря)
19. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта)
(в соответствии с Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школеЯстребовой А.В., БессоновойТ.П., М., 1996г)