РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Специальность:
Компьютерные системы и комплексы
Квалификация выпускника: техник по компьютерным системам
Сети связи и системы коммутации
Квалификация выпускника: техник
Согласовано:
Зам. начальника УМУ НовГУ по СПО
_________________ /Е. В. Михайлова/
(подпись)
«___»_______________ 201_ г.
Заместитель директора по УМ и ВР
___________________ /Л. Н. Иванова/
(подпись)
«___» _______________ 201_ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказы Министерства образования и науки РФ от 23.06.2010 года № 695, от 07.04.2010 года № 295) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 230113 Компьютерные системы и комплексы, 210723 Сети связи и системы коммутации, в соответствии с учебными планами и примерной программой учебной дисциплины «История» (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2010 г.)
Организация разработчик: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Многопрофильный колледж НовГУ, Политехнический колледж.
Разработчик: преподаватель _________________________ Спиров Александр Михайлович
Рабочая программа принята на заседании предметной (цикловой) комиссии колледжа протокол №____ от _________________
Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________________
Рецензенты: должность Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………4
|
1.1 Область применения программы………………………………………………………… 4
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы………………………………………………………………….4
1.3 Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………………...4
1.4. Перечень формируемых компетенций……………………………………………………5
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины…………………..5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………………………6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………………..8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….14
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………..14
3.2. Информационное обеспечение обучения………………………………………………..14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………15
Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по следующим специальностям СПО: 230113 Компьютерные системы и комплексы; 210723 Сети связи и системы коммутации.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
|
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
|
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно выполнять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 60 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов,
- самостоятельная работа обучающегося 12 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы*
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | * |
лабораторные работы | * |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (если предусмотрена) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 3 семестре |
* Все учебные занятия по истории являются практическими.
Отсутствие в макете учебной программы традиционной формы проведения учебных занятий – урока и лекции связано, прежде всего, с двумя аспектами:
1.Прохождением курса истории в трех концентрах: начальная школа (пропедевтический курс), основная школа, полная средняя школа. В этой связи возникает явная потребность в активном осмыслении и проработке сформированных знаний и умений в области истории.
2.Недостаточной готовности выпускников средней школы в полной мере использовать сформированные в процессе изучения истории знания и умения в ходе последующей учебной, профессиональной и повседневной деятельности. Например, система нравственных и общественных ценностей и норм, которая должна быть усвоена в ходе изучения курса истории, зачастую не становится руководством в деятельности выпускников средней школы, прослушавших курс истории.
Предусмотренные учебной программой практические занятия по истории подразумевают: Во - первых, совместную работу учителя и учащихся (студентов) по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.
Во - вторых,самостоятельную работу учащихся (студентов) по выполнению в рамках каждого занятия комплекса заданий из учебного пособия по истории и (или) предложенных учителем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
В - третьих,каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения учащимися (студентами) внеаудиторных заданий. На основе содержания этих заданий должно строиться содержание каждого следующего практического занятия (а не наоборот!).
В - четвертых,характер и особенности выполнения внеаудиторных заданий учащимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно-исследовательской деятельности, которые и будут обеспечиваться конкретным содержанием.
В - пятых,организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности учащихся должна быть основана на процессе самостоятельного сбора, анализа и осмысления добытой в рамках задания информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны учителя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | |||
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | ||
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.1 2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.1 3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».1 | 3 | ||
Практические занятия. 1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.1 2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.1 3. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.1 | 6 | ||
1. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1.1 Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? 1.2 Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. | 2 | ||
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.1 2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.1 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.1 | |||
Практические занятия 1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.1 2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.1 3. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий.2 | 7 | ||
Контрольная работа «Россия - суверенное государство: приобретения и потери» | 1 | ||
2. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 2.1 Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». 2.2 Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. 2.3 Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ - в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать. | 2 | ||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века. | |||
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала | ||
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.1 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.1 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.1 | 2 | ||
Практические занятия 1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.1 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.1 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.1 | 6 | ||
3. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 3.1 Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. 3.2 Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз. | 2 | ||
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.1 2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.1 3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.2 | |||
Практические занятия 1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.1 2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.1 3. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.2 | 8 | ||
4. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 4.1 Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните. 4.2 Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 - 2009 гг. | 2 | ||
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.2 2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.1 | |||
Практические занятия 1. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.2 2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.1 | 6 | ||
Контрольная работа «Россия как партнер НАТО» | |||
5. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 5.1 Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в началеXXвека и построения глобального демократического общества во второй половинеXX- начала XXI вв. | 2 | ||
Тема 2.4. Развитие культуры в России. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».1 2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.1 3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.1 | |||
Практические занятия 1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».1 2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.1 3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.1 | 6 | ||
Контрольная работа «Человек как носитель культуры своего народа» | |||
6. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 6.1 Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. 6.2 Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? | 1 | ||
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала | ||
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.1 2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.1 3. Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике.1 4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в РФ.1 | |||
Практические занятия 1. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.1 2. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. 1 3. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.1 4. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений общества в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни1 | 5 | ||
Контрольная работа «Вызовы будущего и Россия» | |||
7. Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 7.1 Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР - России на протяжении 1980-2000 гг. 7.2 Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)