Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическое занятие №_______
Тема: «Индивидуальное развитие»
Дисциплина 2.Б.5 «Биология»
Направление подготовки 060103 «Педиатрия»
Квалификация (степень) дипломированный специалист
Форма обучения очная
Курс 1
Регистрационный №______
Экземпляр №______
Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 08.11. 2010 г. № 1118.
Методические указания разработал(и):
Фамилия И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Кафедра |
Логинова В.М. | Ассистент | Медицинской генетики и биологии | |
Рецензент(ы)
Фамилия И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Кафедра |
Куликов В.Ю. | профессор | Д.б.н. профессор | Нормальной физиологии |
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры медицинской генетики и биологии
Протокол №____ от «___» _________________20__ г.
Зав. кафедрой ________________________________ Ю.В.Максимова
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии _______________________________________________
Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.
Председатель ЦМК____________________________С.В. Залавина
1. Введение
Эмбриология человека является наиболее важной областью биологии для медицинской практики. Процессы эмбриологического развития человека и представителей различных классов позвоночных эволюционно связаны между собой, имеют общие черты и существенные различия. Изучение закономерностей эмбрионального развития на примере развития зародышей позвоночных помогает понять сложные механизмы эмбриогенеза у человека. Эти знания являются базой при изучении ряда дисциплин (микробиология, нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, акушерства, гинекологии, педиатрии и др.)
«Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации (экзамен по дисциплине).
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п | Содержание | Форма контроля |
2.1. | Изучить материал лекции № 5 Тема: | Самоконтроль |
2.2. | Прочитать учебник: Биология: учебник для студентов мед.вузов: в 2т. / ред. В.Н Ярыгин. - М.: ГЭОТАР-Медиа. Т.2. - 2011. - с. С. 276 – 298, 326-347,409. | Самоконтроль |
2.3. | Прочитать дополнительную литературу: | Самоконтроль |
2.4. | Быть готовым ответить на следующие вопросы: 1.Строение половых клеток; 2.Типы яйцеклеток; 3.Оплодотворение и его биологическую сущность; 4.Дробление и его типы; 5.Отличия дробления зародыша от митотического деления соматических клеток; 6.Строение и типы бластулы; 7.Строение гаструлы; 8.Способы образования гаструлы; 9.Гисто - и органогенез; 10.Эмбриональная индукция; 11.Производные экто -, энто - и мезодермы; 12.Физико-химические и генетические механизмы эмбриогенеза. | Самоконтроль, опрос/дискуссия |
2.5 | Выполнить задания для самост. работы. Задания размещениы на сайте кафедры, папка “Документ”, “Биология”, “Педиатрический факультет”, “Самостоятельная работа” | Проверка тетрадей |
3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат, средства для демонстрации презентаций и видеофильмов по теме занятия
4. Цели и задачи (результат занятия) Знать общие закономерности развития зародыша на примере зародышей хордовых
Исходный уровень знаний и умений:
Разделы эмбриологии, посвященные периодизации онтогенеза, эмбриональному развитию, нарушению эмбриогенеза.
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии:
Знать:
Строение бластулы и её особенности у многоклеточных животных.
Строение гаструлы и её особенности у многоклеточных животных.
Строение нейрулы.
Процессы закладки осевых органов.
Понимать:
Закономерности эмбрионального развития.
Уметь:
Идентифицировать типы дробления и части бластулы
После практического занятия по теме студент должен:
Код компетенции | ….обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью: | Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данному занятию (примеры) | Форма контроля обученности (примеры) | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||||
ОК-1 | Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных,медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | Пороговый уровень: | ||
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности Ум.1 - выявлять причинно-следственные связи в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения»; Вл.1 - медико-биологическим понятийным аппаратом; | Устный опрос | |||
ПК-1 | Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий понятийный аппарат; | Зн. 2. - основные биологические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека Зн. 3 -биосферу и экологию, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; Ум.2 -пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; Вл.1-медико-биологическим понятийным аппаратом; | Устный опрос | |
ПК-12 | Способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни. | Ум.2 -пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; Вл.2 -методикой санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины. | Устный опрос | |
ПК-31 | Способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; | Ум.3 -пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; Вл.3 -понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук; | Устный опрос | |
ПК-32 | Способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований | Зн. 6 -правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; | Устный опрос | |
Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента