Юмор как оружие в информационной войне.




Каким же образом все эти негативные качества навязываются зрителям? Основным инструментом служит смех, именно поэтому юмористические шоу по типу Comedy Club или Comedy Woman стали визитной карточкой ТНТ. Но прежде, чем мы перейдём к их детальному анализу, давайте рассмотрим технологию этого процесса.

Что происходит, когда мы смеёмся? Нас захватывают положительные эмоции. Хорошо это или плохо? На первый взгляд хорошо – мы радуемся, нам весело. Но почему же тогда можно услышать такие обороты, как «глупый юмор», «пошлый юмор», «низкий юмор», «чёрный юмор» и так далее, каждый из которых говорит о том, что не всякая шутка уместна и несёт пользу конкретным людям или обществу в целом.

Чтобы понять, почему юмор и вызываемые им положительные эмоции не всегда есть «добро», давайте разберёмся в том, что представляют собой наши эмоции, и какую роль они играют в психике человека. Для этого вернёмся к теме нашей первой лекции, посвящённой влиянию информации на человека. В ней мы рассмотрели упрощённую модель работы психики. (слайд 1.3)

 

 

Как вы видите на схеме, психику человека можно схематично представить как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания. При этом возможности обработки информации у каждой из этих систем разные. Подсознание способно одновременно отслеживать и анализировать огромные объёмы информации (вспомните, когда вы управляете автомобилем, сколько внешних факторов должен одновременно анализировать ваш мозг, при этом большая часть этих процессов протекает как бы на автомате). С уровня сознания мы можем одновременно удерживать во внимании относительно небольшое количество объектов или процессов, и обычно это требует целенаправленных волевых усилий.

Развивая аналогию с компьютером, можно сказать, что алгоритмы обработки информации – то есть то, как она будет преобразована, какую оценку получит («полезная», «вредная», «сомнительная» и так далее), заложены в нашей нравственности и мировоззрении, в картине мира, сформированной у нас в голове. Соответственно чем более адекватно действительности, детально и системно выстроено наше мировоззрение, тем более правильные ответы мы будем получать, задумываясь над теми или иными вопросами, и более правильно будем вести себя в жизни.

Но возникает закономерный вопрос – если огромное количество процессов протекает на уровне нашего подсознания, то каким образом результаты обработки информации выдаются на уровень сознания? В форме эмоций. Эмоция – это ответ нашего подсознания на анализ той или иной обстановки или конкретной информации. (слайд 7.6)

 

 

 

Осознать этот момент опять же проще на практических примерах. Вы пришли в гости к друзьям, общаетесь с ними, или играете в какие-то активные игры, и вас наполняют эмоции радости, потому что ваше подсознание оценивает эту обстановку как максимально благоприятную и полезную. Другая ситуация: вы встретились с каким-то новым деловым партнёром, и в ходе разговора понимаете, что испытываете к нему недоверие, вам некомфортно, вас наполняют негативные эмоции. Вы ещё не знаете почему, но ваше подсознание, проанализировав тысячи нюансов в манере поведения собеседника, в интонациях его голоса, в том, как он одет, о чём говорит, какие темы затрагивает, сделало вывод, что этому человеку не следует доверять и через эмоции сигнализирует вам об этом. Вероятно, вы откажетесь от каких-либо дел с этим человеком, и в дальнейшем окажется, что вы поступили правильно, и с ним не следовало общаться. Спустя какое-то время, оказавшись в спокойной обстановке, вы даже сможете проанализировать все те нюансы, которые вас насторожили.

На этих простых примерах хорошо видно, какую роль играют эмоции в нашей жизни, и какое место они занимают в психике. Зачем это нужно знать, и почему мы так подробно рассмотрели этот вопрос?

Для того, чтобы понять два важных момента:

Во-первых, положительные эмоции – хороши только в том случае, если они адекватны и уместны в конкретной обстановке и ведут к положительным последствиям. В ситуации с тем же деловым партнёром, который оказался мошенником, разве привели бы к чему-то хорошему ваши положительные эмоции, если бы, например, с помощью юмора, анекдотов или чего-то ещё мошенник сумел рассмешить вас и наладить более тесный контакт.

И во-вторых, понимая механизм работы психики и эмоций, вы можете самостоятельно выявлять ошибки в вашем мировоззрении. В тех случаях, когда вы с уровня сознания заметите, что ваш эмоциональный фон в конкретной ситуации был ошибочным, то вы можете задуматься, проанализировать обстановку и выявить, какие алгоритмы вашего мировоззрения или нравственности способствовали формированию ложных эмоций. После чего пересмотреть отдельные свои взгляды и сделать соответствующие выводы на будущее, по сути, внеся коррективы в свою мировоззренческую картину.

Теперь давайте вернёмся к теме нашей лекции и, обладая этим, возможно, для кого-то новым знанием, разберёмся в ней более системно.

Итак, юмор, как и вызываемые им положительные эмоции, сами по себе не плохи и не хороши. Таковыми их делает конкретная ситуация, которая условно состоит из следующих значимых моментов. (слайд 7.7)

 

 

Полезность или вредность шутки зависит от:

- обстановки, в которой она озвучена

- аудитории, на которую нацелена

- тематики, к которой привлекается внимание

 

Совокупный анализ этих фактов позволяет сделать вывод о последствиях, которые повлечёт за собой та или иная шутка. И в зависимости от того, как мы оцениваем эти последствия, мы можем оценить шутку, как полезную/хорошую или вредную/плохую. Но проблема в том, что люди в большинстве случаев не утруждают себя анализом последствий оглашения шутки и смеются бездумно. В результате, они даже не осознают, что подавляющее большинство произведений современной "сатиры и юмора" программируют их психику на ложную эмоциональную оценку осмеиваемых пороков, которую далеко не всякий в состоянии сам исправить рассудочно интеллектуально.

Для того, чтобы увидеть, как всё это выглядит на практике, давайте оценим то, что сегодня транслируется массовой аудитории по телевидению. Самые популярные комедийные шоу – это опять же продукция ТНТ и компании Comedy Club.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: