Пути обретения смысла жизни




 

Зачем мы рождаемся на свет, и в чем заключается смысл жизни? Такими вопросами задавались еще древнейшие мыслители. В устах современного человека эти вопросы приняли несколько иные очертания и все чаще ими задаются те, кто потерял почву под ногами и не может понять, зачем ему жить дальше. Грань между жизнью и существованием слишком тонка, чтобы ее заметить, и те, кто шагнул за нее, обычно с большим трудом возвращаются назад. Мы разберемся, как сделать это самостоятельно и вновь обрести самих себя.

Что делать, если жизнь потеряла смысл?

Поиском смысла жизни занимались многие ведущие ученые. Например, известный психолог. А. Маслоу заявлял, что главное предназначение человека на земле кроется в самореализации. Помимо этой точки зрения существует еще множество подобных. В итоге у каждого человека существует тот или иной смысл. У одних он кроется в воспитании детей, другие посвящают себя карьере, третьи – творческим достижениям. Но есть и те, для кого жизнь потеряла смысл. Случается это довольно часто. У одних отсутствие цели в жизни связана с потерей кого-то из близких, у других эта проблема произрастает из детства, где недолюбили, не смогли объяснить, как справляться с жизненными неурядицами, да и просто не вложили в душу целеустремленность. Но какой бы ни была причина бесцельного существования, долго это продолжаться не может. При затяжной депрессии человек обязан обратиться за помощью к специалистам. Но проблема поиска смысла жизни заключается в том, что он индивидуален для каждого человека. И каждый человек лишь самостоятельно может справиться с этой задачей. Лечение болезней души медикаментозными методами помогает лишь физически ощутить себя в норме. Саму же причину устранить можно только своими силами. И к счастью есть методы, которые длятся не от трех месяцев, как, к примеру, курсы классической психотерапии. Некоторые занимают не более 10-ти часов и при этом дают не менее хороший эффект.

Как обрести смысл жизни?

Прежде чем найти ответ на вопрос как обрести смысл жизни, нужно понять, что этот смысл собой представляет. Иными словами, что это за истина такая, которую не все могут найти. Структура смысла жизни должна быть примерно следующей:

1. Смысл жизни должен быть идентичен поставленным человеком задачам

2. Он доложен быть не навязан кем-то со стороны, а найден самостоятельно

3. Смысл жизни должен складывать все фрагменты жизни в единую картинку

4. В течение времени смысл жизни может поменяться, так как меняется мировоззрение самого человека.

Если хоть один из этих критериев не совпадает с реальностью, и вы продолжаете считать, что жизнь не имеет смысла, начните исправлять эту ситуацию с помощью нескольких простых, но эффективных упражнений:

1. Алгоритм поиска смысла жизни:

• находясь в полной тишине и в таком месте, где вы можете расслабиться и чувствовать себя комфортно, вооружитесь ручкой и блокнотом. На все вопросы вы должны давать самим себе только честные ответы;

• возьмите старый альбом со своими детскими фотографиями. Пролистайте его и задайтесь вопросом – что увлекало вас в детстве? К чему вы тянулись? Что вам нравилось делать? Опишите, таким образом, все периоды от раннего детства и до последнего класса школы;

• все увлечения, которые вы вспомнили нужно записать и свести их к одному общему предложению. Оно должно в целом охарактеризовать все, чем вам нравилось заниматься;

• закройте глаза и проговорите про себя то предложение, которое у вас получилось. Прислушайтесь к ощущениям;

• определитесь, каким образом вы можете реализовать в нынешней жизни то предназначение, которое у вас получилось;

• начните пробовать себя в тех областях, которые вы для себя выбрали.

2. Самоанализ (данное упражнение не рекомендуется тем, что уже находится в глубокой депрессии):

Находясь в том же комфортном и уютном месте, представьте себе, что вам осталось прожить всего лишь один день. Задайте себе вопросы:

• что я хочу услышать о себе после смерти?

• о каком незавершенном деле я буду жалеть?

• чем я больше всего буду гордиться?

Теперь представьте, что бы могли сделать за последние 24 часа, и это имело бы для вас смысл. Составьте список таких дел и выберите те из них, которые сможете сделать в ближайшие сутки.

3. Запуск разума:

Заведите себе небольшой дневник для того чтобы записать туда свои впечатления и размышления. Само же упражнение состоит из двух отрывков, которые нужно прочитать и осмыслить:

В мире, где никто не должен работать более четырех часов в сутки… обязательной работы будет достаточно, чтобы сделать досуг приятным, но недостаточно, чтобы вызвать изнеможение. Если люди не будут утомлены в свободное время, им подойдут не только пассивные и пустые развлечения (Бертран Рассел).

Все предметы накрыло снежным покрывалом молчания. Слышно только то, что происходит внутри дома. Я заворачиваюсь в одеяло и ни о чем не думаю. Я испытываю радость и засыпаю, так и не поняв, для чего все эти дела делаются на свете (Фернанду Пессоа).

Подобный метод помогает вновь ощутить вкус к жизни и к нему стоит прибегать, не дожидаясь пока начнется апатия.

 

«Человек в поисках смысла жизни»

Так называется известная книга австрийского психотерапевта, психолога Виктора Франкла.

Франкл три года провел в концлагерях. В книге «Человек в поисках смысла жизни» он описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и указывает путь нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных.

 

Франкл говорит, что всем людям присуща врожденная тенденция - искать и реализовать смысл жизни. Она является основным двигателем поведения личности и ее развития.

Для жизни и активных действий человеку важно верить в смысл своих поступков. Если смысл отсутствует, то у него появляется состояние, которое Франкл назвал экзистенциальным вакуумом.

Он писал:

«В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясное представление о том, что он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм); либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)»

Возможно и третье следствие – появление специфических невротических заболеваний – «ноогенных неврозов», которые вызваны угрызениями совести и ценностными конфликтами.

Если у человека отсутствует смысл жизни, реализация которого дала бы ему возможность ощущать счастье, то он может искать ощущения счастья с помощью алкоголя, химических препаратов, наркотиков. И нужно помочь людям, попавшим в экзистенциальный вакуум, убеждая их в наличии смысла жизни.

Франкл считает, что

«…нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями».

Каждый человек находит, присущий только ему, уникальный смысл в жизни.

Франкл характеризует позитивные смыслы, которые определяются ценностями творчества, ценностями отношения и ценностями переживания.

Ценности творчества реализуются через труд. Но важность не в самой работе, а в том, как человек ее делает, что он вносит в нее свое, личное, то, что составляет его индивидуальность и наполняет смыслом его жизнь.

Если ценности творчества отсутствуют, то смысл жизни может придать любовь. Это высшее из переживаний человека, позволяющее познать глубинную сущность человека. Человек живет ради любимого, сделать его счастливым – главная цель его существования. Смысл жизни может придавать любовь к детям.

Ценности отношения. Если человек находится в обстоятельствах, которые он не может изменить, и принимает все тяготы жизни, проявляет мужество в страданиях, достоинство, будучи обречен, то это является свидетельством того, что он состоялся как личность. Своим страданиям человек придает глубокий жизненный смысл.

Франкл подчеркивает, что человек должен сам искать смысл жизни, найти его и осуществить. И за свой уникальный смысл жизни он сам несет ответственность.

Реализуя смысл своей жизни, человек, таким образом, реализует и самого себя. Тем не менее, он никогда так и не узнает до самой последней минуты жизни, удалось ли ему на самом деле осуществить смысл своей жизни.

Логотерапия

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: