Структура сочинения
Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей (6 абзацев).
Не менее 250 слов. Рекомендованный объем - 350 слов.
1. Вступление (первый абзац) – чётко и лаконично размышляем о теме сочинения, «обыгрывая» ключевые слова.
2. Основная часть (2-й – 5-й абзацы) – раскрывая тему сочинения, высказываем своё мнение (тезис) и приводим примеры из литературных произведений (аргумент). Схема: тезис литературный аргумент микровывод.
1-й абзац основной части: тезис 1
2-й абзац основной части: аргумент 1 + микровывод 1
3-й абзац основной части: тезис 2
4-й абзац основной части: аргумент 2 + микровывод 2.
3. Заключение (последний, 6-й абзац) связано со вступлением, обобщает мысли, подводит итог рассуждению.
Клише для вступления
Общие размышления по теме:
Ø Говоря о..., нельзя не заметить,...
Ø Долгое время люди не перестают рассуждать о … / С давних времён люди задумывались над вопросом …
Ø Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял / задумывался о …
Ø Каждый из нас сталкивался с …
Ø Как часто мы слышим о …
Ø (Ключевое слово темы) играет большую роль в жизни людей...
Ø Никто не станет отрицать важности... в жизни людей.
Ø (Ф.И.О. автора высказывания) когда-то сказал …. (цитата или её основная мысль).
Вопросы по теме:
Ø В чем причина …?
Ø Зададимся вопросом: почему …? / Почему же нужно …?
Ø Как следует относиться к …? /Как мы должны относиться к …?
Ø Для чего нужно…?
Ø Что же самое главное …?
Клише для основной части
Тезисы:
Ø Думаю, на это вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …
Ø Конечно, каждый по-своему ответит на это вопрос. На мой взгляд, …
Ø По-моему, … / по моему мнению,...
Ø Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к мысли…
Ø С моей точки зрения,...
Ø Сегодня мы понимаем, что …
Аргументы:
Ø Автор (Ф.И.О.) / писатель/ поэт/ драматург затрагивает … / обращается к … / описывает … / повествует о …/ показывает …/ размышляет над вопросом (о проблеме) …
Ø В центре произведения стоит вопрос (проблема) …
Ø Вспомним героя книги (автор, название)
Ø Вспомним произведение (название и Ф.И.О. автора)...
Ø Главный герой / героиня …
Ø Идея … выражена в книге (автор, название)
Ø К этой проблеме обращается (Ф.И.О. автора) в книге …
Ø Лирический герой стихотворения (автор, название) размышляет о …
Ø Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …
Ø Мысль о необходимости … выражена в книге (автор, название)
Ø Например, в рассказе/повести/романе/произведении/ книге …
Ø Обратимся к книге (автор, название)
Ø Писатель рассказывает о …
Ø Тема (проблема) раскрывается в …
Ø Это подтверждается …
М икровыводы к аргументам:
Ø Автор (Ф.И.О.) / писатель/ поэт/ драматург
- акцентирует внимание на …
- думает, что …
- обращает наше внимание (внимание читателя)
- осуждает …
- подчеркивает…
- ставит в пример …
- считает, что …
Ø Трудно не согласиться с автором в том, что …
Клише для заключения:
Ø В заключение хочется отметить …
Ø В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …
Ø Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что …
Ø Итак, можно сделать вывод, что...
Ø К какому выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, …
Ø Мне бы хотелось надеяться, что…
Ø Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Ø Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… / Подводя итог, хочется сказать…
Ø Приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают в том, что...
Ø Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Ø Так давайте не забывать о... / Будем помнить о...
Ø Таким образом, можно сделать вывод: …/ мы приходим к выводу: …
Ø Таким образом, авторы хотят донести до нас мысль о....
Ø Хотелось бы, чтобы люди задумались над вопросом / о проблеме…
Ø Хочется верить, что …
Ø (Цитата) «...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о....