Реформы и реорганизации в экономике конца 50-х—начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве:
— оно по-прежнему носило экстенсивный характер;
— падали темпы экономического развития;
— замедлялся рост национального дохода;
— снижалась производительность труда;
— росло незавершенное строительство;
— производились изделия, не находившие сбыта и т.д.
Реформы Хрущёва показали, что одним администрированием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Сложились два взгляда на пути реформирования экономики:
1) продолжение приоритетного развития сельского хозяйства, а затем — тяжёлой промышленности (Л.И. Брежнев);
2) ориентация на развитие лёгкой промышленности (А.Н. Косыгин).
Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством:
- главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством; снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;
— повышены закупочные цены (сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам);
— увеличены капиталовложения;
— произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства;
— начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;
— сокращены налоги;
— сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств.
В 1982 г. принимается «Продовольственная программа», которая предусматривает создание АПК — агропромышленных комплексов — организованное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности. Начинается строительство районных агропромобъединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР. Но сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее слабой отраслью экономики. Только за 15 лет страна 8 раз переживала сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984 гг.). Потери происходили не только из-за природно-климатических условий, но и из-за плохой организации труда, чрезмерного администрирования и т.д.
Суть реформы управления промышленностью заключалась в том, чтобы усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозяйственного звена.
Основные положения реформы:
1) сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей;
2) в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства);
3) провозглашался хозрасчёт;
4) вводилась твёрдая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;
5) осуществлялось финансирование промышленного строительства с помощью кредитов;
6) не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.
Эта реформа в краткосрочной перспективе дала некоторый положительный результат. Но затем произошла смена экономических приоритетов. Это объяснялось комплексом причин:
1) в связи с обострением советско-китайских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Востока (побудившее к форсированному строительству БАМа);
2) повышалась роль ВПК и вооруженных сил;
3) в связи с повышением с начала 70-х годов (из-за энергетического «кризиса» на Западе 1973-1974 гг.) на мировом рынке цен на нефть и энергоносители, советское руководство предпочло пойти по пути, дававшему скорейший результат — экспорт сырьевых и энергетических ресурсов. Только за 70-е годы СССР получил около 170 млрд. «нефтедолларов», структура его экспорта приобрела явно выраженный «колониальный характер»: в 1985 г. почти 55% приходилось на топливно-сырьевой экспорт. Но с начала 80-х годов, в связи с переходом западной экономики на энергосберегающие технологии, поступление «нефтедолларов» стало уменьшаться.
В экономическом развитии страны 60—80-х гг. исследователи выделяют три периода:
1) 1965 г.—середина 70-х годов — попытка реализации экономической реформы. На этом этапе объем промышленного производства вырос в 1,5 раза; построено около 1900 крупных предприятий (в т.ч. Волжский завод в Тольятти).
2) середина 70-х-1983 гг. — начало стагнации и отдельные попытки преобразований.Начинается ввод импортного оборудования, делаются попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд).
3) 1983—1984 гг. — попытки экономических преобразований Ю.В. Андропова, предполагавшие ослабление централизованного планирования и распределения, большую свободу предприятий, повышение роли трудящихся и т.д. В 1983 г. принят Закон о трудовом коллективе. В промышленности также делается акцент на создание территориально-производственных комплексов (ТПК), увязывающих добычу сырья, первичную его обработку и дальнейшую транспортировку.
На рубеже 70—80-х годов в мире начался новый этап НТР. Уровень развития страны стал определяться использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отстал от индустриальных стран на десятилетия. Росло отставание в лазерной, волоконно-оптической и других передовых технологиях. Причина была не в отсутствии фундаментальных и прикладных разработок, а в незаинтересованности административно-командной системы внедрить их в производство. От разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6—8 лет.
Результаты экономического развития:
— свёртывание реформ во второй половине 70-х—начале 80-х годов;
— формализация планирования;
— физический износ и моральное старение оборудования;
— вкладывание денег, в основном, в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;
— значительный рост военных расходов;
— значительный рост теневой экономики.
Задания одиннадцатой пятилетки (1980-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.
В 70-х—начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно отставала от города обеспеченность села медицинскими и дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания.
В то же время за период с 1965 г. до начала 80-х годов были достигнуты некоторые успехи в повышении материального уровня жизни советских людей. Стали получать ежемесячную денежную оплату труда колхозники, росли пенсии и стипендии, существовала развитая система бесплатных социальных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения — спортивные, творческие и др.), ощутимые льготы устанавливались для пенсионеров, инвалидов, участников Отечественной войны. Продолжалось жилищное строительство.
Т.о., с середины 60-х годов в стране был проведен ряд экономических преобразований, направленных на повышение эффективности производства и улучшение социальной сферы. Но развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось политическим монополизмом партийно-государственных органов. Но это ещё не было падением экономики. Все показатели прирастали, но с каждым годом всё медленнее. Советская экономика сохраняла на этом этапе возможность динамизации при условии выключения её из погони за западными стандартами, т.к. у нас не работают чужие образцы.
Вопрос 4. Существуют различные точки зрения на процесс перестройки:
1) контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму;
2) возможность развития России в русле мировой цивилизации;
3) наступление «смутного» времени и гибель огромной страны;
4) возможность возврата на естественноисторический путь, прерванный в 1917 г.
Основное содержание перестройки — социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений.
Перестройкуможно определить, как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
Предпосылки перестройки:
1. Объективные:
— стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада;
— политический кризис;
— апатия и негативные явления в духовной сфере общества.
2. Субъективнойпредпосылкой перестройки явился приход в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев),стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества.
В истории перестройки исследователи выделяют четыре периода:
1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. — проходящий под лозунгом «больше социализма»;
2) 1987—1988 гг. — «больше демократии»;
3) 1989—1991 гг. - период размежеваний и расколов в лагере перестройки;
4) августовский путч и отстранение от власти М.С. Горбачева, резкое изменение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Октябрьские события 1993 г. завершили перелом в истории России.
В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев — самый молодой из членов высшего политического руководства, что свидетельствовало о желании части партаппарата модифицировать тоталитарную систему.
Начало радикальных реформ связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС. Был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации политического режима.
Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разработанной программой. Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка».
Не имея достаточного представления о конечных целях, о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:
— снятие цензуры и разрешение издания новых газет;
— возникновение многочисленных общественных объединений;
— обсуждение нового курса на массовых митингах;
— развертывание на страницах газет дискуссий о выборе пути развития.
В 1985—1986 гг. при Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-х—начале 50-х годов граждан. В результате были открыты неизвестные страницы истории Советской России.
В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с патриархом Русской православной церкви и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания, давались разрешения на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность участвовать в общественной жизни. Некоторые из церковных иерархов были избраны депутатами в Верховный Совет страны.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). Суть политической реформы заключалась в разделении обязанностей партийных органов и Советов. Эта реформа сыграла важную роль, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа — Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда. Т.о., была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент.
В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы: избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев.
Необходимо было укрепить институты государственной власти. В прессе стало обсуждаться предложение о введении института президентства. Традиционно в странах с президентской формой правления президент избирается всеобщим голосованием граждан, имеющих право голоса. Но к марту 1990 г. было подготовлено предложение, когда съезд сделал исключение для первого президента и избрал Президента СССР непосредственно на съезде — М.С. Горбачева.
В основе провала реформ было то, что партийные реформаторы приспосабливали изменяющуюся структуру государственной власти к своей цели — сохранить монополию на власть.