Противоречия экономического и социального развития




Реформы и реорганизации в экономике конца 50-х—на­чала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве:

— оно по-прежнему носило экстенсивный характер;

— падали темпы экономического развития;

— замедлялся рост национального дохода;

снижалась производительность труда;

— росло незавершенное строительство;

— производились изделия, не находившие сбыта и т.д.

Реформы Хрущёва показали, что одним администрирова­нием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозмож­но. Сложились два взгляда на пути реформирования экономики:

1) продолжение приоритетного развития сельского хозяй­ства, а затем — тяжёлой промышленности (Л.И. Брежнев);

2) ориентация на развитие лёгкой промышленности (А.Н. Косыгин).

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрь­ского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС. Мартовский пленум сосре­доточил внимание на механизмах управления сельским хозяй­ством:

- главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли мини­стерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством; снижался план обяза­тельных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;

— повышены закупочные цены (сверхплано­вые закупки должны были производиться по повышенным ценам);

— увеличены капиталовложения;

— произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства;

— начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;

— сокращены налоги;

— сняты ограничения с ведения личных подсобных хо­зяйств.

В 1982 г. принимается «Продовольственная программа», которая предусматривает создание АПК — агропромышленных комплексов — организованное ко­оперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности. Начинается строительство рай­онных агропромобъединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР. Но сельское хо­зяйство продолжало оставаться наиболее слабой отраслью экономики. Только за 15 лет страна 8 раз переживала силь­нейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984 гг.). Потери происходили не только из-за природно-кли­матических условий, но и из-за плохой организации труда, чрезмерного администрирования и т.д.

Суть реформы управления промыш­ленностью заключалась в том, чтобы усилить экономические рычаги и расширить самостоя­тельность предприятий как хозяйственного звена.

Основные положения реформы:

1) сокращено число спускаемых сверху обязательных по­казателей;

2) в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социаль­но-культурного и бытового развития, самофинансирования производства);

3) провозглашался хозрасчёт;

4) вводилась твёрдая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;

5) осуществлялось финансирование промышленного стро­ительства с помощью кредитов;

6) не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.

Эта реформа в краткосрочной перспективе дала некоторый положительный результат. Но затем произошла смена экономических приоритетов. Это объяснялось комплексом причин:

1) в связи с обострением советско-китайских отношений стра­тегическое значение приобретало освоение Дальнего Восто­ка (побудившее к форсированному строительству БАМа);

2) повышалась роль ВПК и вооруженных сил;

3) в связи с повы­шением с начала 70-х годов (из-за энергетического «кризиса» на Западе 1973-1974 гг.) на мировом рынке цен на нефть и энергоносители, советское руководство предпочло пойти по пути, дававшему скорейший результат — экспорт сырьевых и энергетических ресурсов. Только за 70-е годы СССР получил около 170 млрд. «нефтедолларов», структура его экспорта приобрела явно выраженный «коло­ниальный характер»: в 1985 г. почти 55% приходилось на топливно-сырьевой экспорт. Но с начала 80-х годов, в связи с переходом западной экономики на энергосберегающие технологии, поступление «нефтедолларов» стало уменьшаться.

В экономическом развитии страны 60—80-х гг. исследователи выделяют три периода:

1) 1965 г.—середина 70-х годов — попытка реализации экономической реформы. На этом этапе объем промышленного про­изводства вырос в 1,5 раза; построено около 1900 крупных предприятий (в т.ч. Волжский завод в Тольятти).

2) середина 70-х-1983 гг. — начало стагнации и отдельные попытки преобразований.Начинается ввод импортного оборудования, делаются попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд).

3) 1983—1984 гг. — попытки экономических преобразований Ю.В. Андропова, предполагавшие ослаб­ление централизованного планирования и распределения, большую свободу предприятий, повышение роли трудящих­ся и т.д. В 1983 г. принят Закон о трудовом коллек­тиве. В промышленности также делается акцент на создание территориально-производственных комплексов (ТПК), увя­зывающих добычу сырья, первичную его обработку и даль­нейшую транспортировку.

На рубеже 70—80-х годов в мире начался новый этап НТР. Уровень развития страны стал определяться использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР от­стал от индустриальных стран на десятилетия. Росло отста­вание в лазерной, волоконно-оптической и других передовых технологиях. Причина была не в отсутствии фундаментальных и прикладных разработок, а в незаин­тересованности административно-командной системы вне­дрить их в производство. От разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6—8 лет.

Результаты экономического развития:

— свёртывание реформ во второй половине 70-х—начале 80-х годов;

— формализация планирования;

— физический износ и моральное старение оборудования;

— вкладывание денег, в основном, в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;

— значительный рост военных расходов;

— значительный рост теневой экономики.

Задания одиннадцатой пятилетки (1980-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

В 70-х—начале 80-х годов резко сократились капиталов­ложения в социальную сферу. Значительно отставала от города обеспеченность села медицинскими и дошкольными учреждениями, предприятиями бытового об­служивания.

В то же время за период с 1965 г. до начала 80-х годов были достигнуты некоторые успехи в повышении материального уровня жизни советских людей. Стали получать ежемесячную денежную оплату труда колхозники, росли пенсии и стипен­дии, существовала развитая система бесплатных социальных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения — спортивные, творческие и др.), ощутимые льготы устанавли­вались для пенсионеров, инвалидов, участников Отечествен­ной войны. Продолжалось жилищное строительство.

Т.о., с середины 60-х годов в стране был про­веден ряд экономических преобразований, направленных на повышение эффективности производства и улучшение соци­альной сферы. Но развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось политическим монопо­лизмом партийно-государственных органов. Но это ещё не было падением экономики. Все показатели прирастали, но с каждым годом всё медленнее. Советская экономика сохраняла на этом этапе возможность динамизации при условии выключения её из погони за западными стандартами, т.к. у нас не работают чужие образцы.

 

Вопрос 4. Существуют различные точки зрения на процесс перестройки:

1) контрреволю­ционный переворот и предательство по отношению к Ок­тябрю и социализму;

2) возможность развития Рос­сии в русле мировой цивилизации;

3) наступление «смутного» времени и гибель огромной страны;

4) возможность возврата на естественноисторический путь, прерванный в 1917 г.

Основное содержание перестройки социальная революция, в центре которой на­ходятся вопросы собственности, типа власти и характера про­изводственных отношений.

Перестройкуможно определить, как попытку сохранить ад­министративно-командный социализм, придав ему элемен­ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая корен­ных основ политического строя.

Предпосылки перестройки:

1. Объективные:

— стагнация в экономике, нарастание научно-техническо­го отставания от Запада;

— политический кризис;

— апатия и негативные явле­ния в духовной сфере общества.

2. Субъективнойпредпосылкой перестройки явился приход в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лига­чев, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев),стремив­шихся не только к укреплению своей власти, но и выступав­ших за обновление государства и общества.

В истории перестройки исследователи выделяют четыре периода:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. — проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987—1988 гг. — «больше демократии»;

3) 1989—1991 гг. - период размежеваний и рас­колов в лагере перестройки;

4) августовский путч и отстранение от власти М.С. Гор­бачева, резкое изменение соотношения сил в пользу ради­кальных реформаторских группировок. Ок­тябрьские события 1993 г. завершили перелом в истории Рос­сии.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев — самый молодой из членов высшего политичес­кого руководства, что свидетельствовало о желании части партаппарата модифицировать тота­литарную систему.

Начало радикальных реформ связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС. Был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоре­ния хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации политического режима.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреп­лен четко разработанной программой. По­этому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка».

Не имея достаточного представления о конечных целях, о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны откры­вает общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется полити­ка гласности. Основные проявления политики гласности:

— снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

— возникновение многочисленных общественных объеди­нений;

— обсуждение нового курса на массовых митингах;

— развертывание на страницах газет дис­куссий о выборе пути развития.

В 1985—1986 гг. при Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия с целью дополнительного изучения доку­ментов репрессированных в 30-х—начале 50-х годов граждан. В результате были открыты неизвестные страницы истории Советской России.

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоя­лось несколько встреч М.С. Горбачева с патриархом Русской православной церкви и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные тор­жества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегис­трированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религи­озной литературы. Верующим возвращались отобранные у них ранее культо­вые здания, давались разрешения на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность участвовать в общественной жизни. Некоторые из церковных иерархов были избраны депу­татами в Верховный Совет страны.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюз­ная партийная конференция (июнь 1988 г.). Суть политической реформы заключалась в разделении обязанностей партийных органов и Советов. Эта реформа сыграла важную роль, перераспре­делив высшую власть в пользу демократического органа — Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемо­го из депутатов съезда. Т.о., была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система предста­вительных органов. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирал­ся Верховный Совет, который превращался в постоянно дей­ствующий парламент.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы: избрание на­родных депутатов должно было проводиться на альтернатив­ной основе. Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев.

Необходимо было укрепить институты государственной власти. В прессе стало обсуждаться предложение о введении института президентства. Традиционно в стра­нах с президентской формой правления президент избира­ется всеобщим голосованием граждан, имеющих право го­лоса. Но к мар­ту 1990 г. было подготовлено предложение, когда съезд сделал исклю­чение для первого президента и избрал Президента СССР непосредственно на съезде — М.С. Горбачева.

В основе провала реформ было то, что партийные реформаторы приспосаб­ливали изменяющуюся струк­туру государственной власти к своей цели — сохра­нить монополию на власть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: