Начало экономических реформ




На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. была сформулиро­вана задача «ускорения социально-экономического развития стра­ны». Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику (решить жи­лищный, продовольственный и другие вопросы).

Одной из главных задач стала реконструкция промышлен­ного производства, его перевод на новые научные и техно­логические основы (роботизация, создание мощных произ­водственных комплексов и т.д.).

Но новые меры предполагалось вводить в рамках старой сис­темы. Введение госприемки вело к увеличению управленчес­кого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудо­вание увеличивало аварийность.

Одним из показателей состояния экономики явилась авария на Чернобыльской АЭС. Информация об аварии не сразу стала достояни­ем населения и мировой общественности, что явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.

Существовали две альтер­нативы развития СССР:

1) опыт, основанный на примере Китая, где при отсут­ствии политических свобод широко развернулась экономичес­кая реформа;

2)осуществление демократизации и экономических ре­форм одновременно.

Горбачевым и его окружением был избран второй вариант развития.

Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором пред­лагалась программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам ру­ководства хозяйством. Двумя важными положениями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации: были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производ­ству нескольких видов товаров.

Нов условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Эти законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дис­баланс экономики. Плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления.

Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кам­пании, развернутые по всей стране: борьба с пьянством и ал­коголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Резкое сокращение продажи спиртных напит­ков, повышение цен на них без насыщения рынка продукцией привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, «сахарному» буму. В борьбе же с нетру­довыми доходами оказался реально задет слой людей, выра­щивавших и продававших свою продукцию на рынках, в то время как деятелей «теневой экономики» это не коснулось.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйствен­ников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. 1 Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. Экономическая реформа предполагала:

— сокращение государственного вмешательства в управле­ние народным хозяйством;

— расширение самостоятельности предприятий, хозрас­чет, самофинансирование;

— постепенное возрождение частного сектора;

— отказ от монополии внешней торговли;

— интеграция в мировой рынок;

— расширение форм хозяйствования на селе.

Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» и постановления Верховного Совета СССР «О концеп­ции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условии для развития частного предприниматель­ства. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвес­тиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйствен­ного производства. Появились фермерские и частные крес­тьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производи­лось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Него­сударственный сектор получал все большее распространение в экономике.

Несколько групп экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название ан­тикризисных. Эти программы представляли собой альтер­нативные планы перехода к рыночной экономике.

«Программа 500 дней» (С.С. Шаталин, Г.Л. Явлинский)предусматривала децентрализацию экономики, пе­ревод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы.

Но была выбрана более умеренная программа директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина, которая предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в эко­номике, контроль со стороны государства над скла­дывающимся частным сектором.

Реформирование экономики имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Ос­тавались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному рас­пределению, а усиление инфляционных процессов и дефи­цит бюджета — к первым массовым забастовкам рабочих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: