На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. была сформулирована задача «ускорения социально-экономического развития страны». Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику (решить жилищный, продовольственный и другие вопросы).
Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т.д.).
Но новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность.
Одним из показателей состояния экономики явилась авария на Чернобыльской АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности, что явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.
Существовали две альтернативы развития СССР:
1) опыт, основанный на примере Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;
2)осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.
Горбачевым и его окружением был избран второй вариант развития.
Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства хозяйством. Двумя важными положениями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации: были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров.
Нов условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Эти законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики. Плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления.
Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кампании, развернутые по всей стране: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них без насыщения рынка продукцией привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, «сахарному» буму. В борьбе же с нетрудовыми доходами оказался реально задет слой людей, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках, в то время как деятелей «теневой экономики» это не коснулось.
В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. 1 Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. Экономическая реформа предполагала:
— сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;
— расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование;
— постепенное возрождение частного сектора;
— отказ от монополии внешней торговли;
— интеграция в мировой рынок;
— расширение форм хозяйствования на селе.
Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» и постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условии для развития частного предпринимательства. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.
Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор получал все большее распространение в экономике.
Несколько групп экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике.
«Программа 500 дней» (С.С. Шаталин, Г.Л. Явлинский)предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы.
Но была выбрана более умеренная программа директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина, которая предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.
Реформирование экономики имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета — к первым массовым забастовкам рабочих.