В выступлениях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию внешней политики:
- отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;
- отказ от силовых методов решения международных проблем;
- отказ от принципов пролетарского интернационализма;
- переосмысление современного мира и проведение политики с позиции общечеловеческих ценностей.
Т.о. начался отход от идей «мировой революции».
Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. Советско-Американские переговоры. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.
Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Соглашения 1987 г. предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.
|
Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). СССР был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией.
Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с государствами Восточной Европы. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека. СССР на этот раз не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Именно этот аспект политики, связанной с именем М.С. Горбачева, стал основным при присуждении ему Нобелевской премии мира (1990 г).
Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привел к прекращению деятельности таких структур, как ОВД и СЭВ. В то же время никто не мог предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы.
В центре европейских проблем в конце 1989—1990 гг. встала германская проблема. С согласия СССР 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии, ставшей по количеству населения, экономическому потенциалу самой мощной страной Европы.
В это время происходит усиление внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно в этом направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией. Наблюдаются нарастающие экономические контакты с Южной Кореей. В 1989 г. М.С. Горбачев посетил Китайс официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.
|
Специальной сферой внимания СССР оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск в сентябре 1991 г. была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.
После длительного периода возобновились культурные и экономические связи с Израилем.
СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.
Открытое обсуждение проблем взаимоотношений с развивающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «третьего мира» был односторонним, когда поставки исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возврата долгов.
Вопрос 5. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Логика процесса демократизации требовала от системы перераспределения власти в пользу низовых органов управления. Центр преследовал цель сохранения прежних позиций во власти. Подобная политика способствовала утверждению мнения о нереформируемости существующих отношений в рамках данной политической системы, вызывала рост политического радикализма и сепаратистских настроений.
|
Одним из самых опасных симптомов сепаратизма явился рост национальной напряженности в республиках СССР.
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик (Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Российская, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская). На его территории проживали более 270 млн. человек — представителей свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был в принципе решен национальный вопрос. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Казахстане. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортации населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации.
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха— территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.
Первоначально радикальные силы в республиках выступали под лозунгами борьбы за перестройку. Их требования касались восстановления культурно-национальной автономии, исторической справедливости в отношении репрессированных народов, культуры, языка. Но постепенно национальные силы взяли курс на достижение суверенитета и независимости.
В 1988-1990 гг. начался «парад суверенитетов» - Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан и др. 12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин.
Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения», в которомотмечалось, что основой обновленного Союза станут равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.
В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево(подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Этот проект был поддержан девятью республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.
В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку государственного переворота. Созданный Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП)фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президентских функций. После подавления путча, процесс распада СССР принимает необратимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР.
На встрече в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии, а затем на встрече в Алма-Ате руководители бывших союзных республик прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать. На территории бывшего Союза возникло Содружество независимых государств (СНГ).