Внешнеполитическая деятельность правительства




В выступле­ниях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горба­чев сформулировал новую концепцию внешней политики:

- отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;

- отказ от силовых методов решения международных про­блем;

- отказ от принципов пролетарского интернационализма;

- переосмысление современного мира и проведение по­литики с позиции общечеловеческих ценностей.

Т.о. начался отход от идей «мировой революции».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внеш­неполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. Советско-Американские переговоры. Стороны заявили о своем отказе добивать­ся военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Советское правительство приняло несколько законов, со­ответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимо­связей между деятелями культуры разных государств.

Соглаше­ния 1987 г. предусматривали уничтожение на территории Ев­ропы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подпи­сан Договор о сокращении стратегических наступательных во­оружений (СНВ-1). По мнению многих руководителей партийно-государ­ственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасно­сти СССР.

Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). СССР был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с госу­дарствами Восточной Европы. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократи­ческих свобод и борьба за права человека. СССР на этот раз не стремился подавить силой антиком­мунистические массовые движения в Восточной Европе. Именно этот аспект политики, связанной с именем М.С. Горбачева, стал основным при присуждении ему Но­белевской премии мира (1990 г).

Развал социалистической системы в Восточной Европе не­избежно привел к прекращению деятельности таких структур, как ОВД и СЭВ. В то же время никто не мог предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы.

В центре европейских проблем в конце 1989—1990 гг. вста­ла германская проблема. С согласия СССР 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии, ставшей по количеству населения, экономичес­кому потенциалу самой мощной страной Европы.

В это время происходит усиление внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Особенно в этом направлении выделялись уси­лия для налаживания связей с Японией. Наблюдаются нарастающие экономические контакты с Южной Кореей. В 1989 г. М.С. Горбачев посетил Китайс офици­альным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстанов­лены межправительственные связи.

Специальной сферой внимания СССР оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск в сентябре 1991 г. была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

После длительного периода возобновились культурные и экономические связи с Израилем.

СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупацион­ной политике Ирака, захватившего Кувейт.

Открытое обсуждение проблем взаимоотношений с разви­вающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «третьего мира» был односторонним, когда поставки исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возвра­та долгов.

Вопрос 5. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, ко­торый можно охарактеризовать как ее кризис. Логика процесса демократи­зации требовала от системы перераспределения власти в пользу низовых органов управления. Центр пресле­довал цель сохранения прежних позиций во власти. Подобная политика способствовала утверждению мнения о нереформируемости существующих отношений в рамках данной политической системы, вызывала рост политического ради­кализма и сепара­тистских настроений.

Одним из самых опасных симптомов сепаратизма явился рост национальной напряженности в республиках СССР.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик (Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Гру­зинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Российская, Таджикская, Туркменская, Узбек­ская, Украинская и Эстонская). На его территории проживали более 270 млн. человек — представителей свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства стра­ны, в СССР был в принципе решен национальный вопрос. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межна­циональных отношениях. В условиях гласности эти проти­воречия переросли в открытые конфликты.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации про­тив русификации в Казахстане. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность требовала обнародова­ния советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортации населения из прибалтийских госу­дарств и из западных районов Украины и Белоруссии в пери­од коллективизации.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха— территории, на­селенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение не­скольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пере­смотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

Первоначально радикальные силы в республиках выступали под лозунгами борьбы за перестройку. Их требования каса­лись восстановления культурно-национальной автономии, исторической справедливости в отношении репрессированных народов, культуры, языка. Но по­степенно национальные силы взяли курс на достижение су­веренитета и независимости.

В 1988-1990 гг. начался «парад суверенитетов» - Декларации о государственном суверенитете приня­ли Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан и др. 12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Рос­сии. В ней законодательно закреплялся приоритет респуб­ликанских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин.

Принятием деклараций союзных республик о суверените­те был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Со­ветского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократичес­кое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключе­ния», в которомотмечалось, что основой обновленного Союза станут равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориаль­ная целостность.

В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево(подмосков­ной резиденции президента СССР) состоялись перегово­ры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес­публик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, при­нятие новой Конституции, изменение избирательной си­стемы. Подписание договора было назначено на 20 авгу­ста 1991 г. Этот проект был поддержан девятью республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и рес­публик Прибалтики.

В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку государственного переворота. Созданный Государ­ственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП)фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президентских фун­кций. После по­давления путча, процесс распада СССР принимает необра­тимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обнов­ленный союз, объявили о роспуске СССР.

На встрече в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии, а затем на встрече в Алма-Ате руководите­ли бывших союзных республик прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать. На территории бывшего Союза возникло Содруже­ство независимых государств (СНГ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: