Цветовое оформление влияет на трудовой процесс и само зависит от его характера.
Таблица 2
Коэффициенты отражения света различно окрашенными поверхностями
(по данным С.М. Алексеева)
Цвет поверхности | Коэффициент отражения | Цвет поверхности | Коэффициент отражения |
Белый | 0,9 | Св-коричневый | 0,25 |
Св-желтый (слоновая кость) | 0,75 | Св-красный | 0,23 |
Салатный (желто-зеленый) | 0,7 | Темно-зеленый | 0,16 |
Св-бежевый (желтоватый) | 0,62 | Темно-серый | 0,15 |
Яично-желтый | 0,55 | Темно-синий | 0,1 |
Св-голубой | 0,53 | Темно-красный | 0,1 |
Св-зеленый | 0,52 | Черный | 0,04 |
Св-серый | 0,5 | ||
Бежевый | 0,4 |
Таблица 3
Рекомендуемая светлота отделки поверхностей производственных помещений
Вид поверхности | Коэф. отражения |
Потолок | 0,7…0,65 |
Железобетонные формы и балки перекрытия | 0,55…0,4 |
Верхняя часть стены | 0,7…0,65 |
Панели стен и перегородки | 0,64…0,4 |
Пол | 0,45…0,15 |
Оборудование | 0,55…0,25 |
Панели стен рекомендуется окрашивать на высоте 2,5…3 м от пола в св-зеленый или бежевые цвета.
а). Для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться определенной системы отношений яркостей: нижняя зона помещения - относительно темная (р=0,4-0,3), средняя зона светлее (р=0,5-0,7) и верхняя - самая светлая (р=0,8-0,9). Такое распределение яркостей наиболее привычно для человеческого глаза, так как оно наблюдается и в естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности; ходить по нему неприятно. Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окном.
|
б) Их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные - на светлом. В производственных зданиях яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости. Конкретно этот вопрос решается в зависимости от объекта.
в). Если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Так, например, в механическом цехе, где обрабатываются стальные детали, желательно стены и колонны окрашивать в охристо-желтые тона, а в столярном цехе, наоборот, уместнее окраска стен в холодной гамме. Если рабочий объект лишен хроматических цветов, например черная печать на белой бумаге, следует вводить цветные пятна в окружение, и не только в виде окраски поверхностей, но и в виде декоративных элементов (монументальная роспись, произведения изобразительного искусства, живые цветы). Иногда для снятия цветового утомления целесообразно использовать специальные экраны, трансформируемые и переносные. Необходимость в таких устройствах встречается в ткацком, красильном и швейном производствах, где приходится иметь дело с объектами насыщенной окраски.
г). Полный ахроматизм так же утомителен для глаза, как чрезмерная насыщенность цвета или пестрота. Исходя из условий физиологического комфорта следует выбирать некоторое оптимально разумное в данной ситуации количество цвета, помня, что утомляющее действие цвета зависит главным образом от насыщенности пятна и его угловых размеров. Утомляющее воздействие оказывает также большой контраст - и хроматический, и яркостный.
|
д). Физиологически оптимальными (т. е. наилучшими) цветами являются средневолновые - от желтого до голубого. Любой объект I класса можно запроектировать, не выходя за пределы средневолновой гаммы (речь идет, конечно, о цвете основных поверхностей). Применение коротковолновых и длинноволновых цветов уместнее в объектах питания, отдыха.
Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д.
Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.
Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных). Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый также является тонизирующим цветом, но область применения его значительно менее широка по причинам эстетического порядка.
|
Успокаивающие цвета - зелено-голубые, голубые и синие - применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).
Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д.; в учебных аудиториях - многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами.
В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение "тихой" гаммы - холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.
Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять "горькую" гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый.
В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными словами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Впрочем, иной раз негромкий, но навязчивый шум можно перекрыть сильным организованным звуком, а "мельтешение" в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно. Поэтому, например, росписи городских стен на самых людных и шумных улицах Нью-Йорка или Парижа оказались организующим фактором, не перегружающим внимание, а, напротив, дающим своего рода отдых за счет переключения эмоций с делового строя на празднично-веселый.
Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других - неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть - элегантнейший материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требующих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах.
Иначе говоря, для всякого интерьера существуют "запретные" цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.
Цвет в объемно-пространственной структуре или в окраске отдельных предметов может быть использован как средство композиции. Так, например, окраска строительных конструкций или архитектурных элементов здания выявляет характер их работы, напряженность усилий, взаимные связи.
Несущие элементы (колонны, столбы, фермы) логично окрашивать в более темные или насыщенные цвета, заполняющие панели - в относительно светлые и мало насыщенные. Тектоника объемной вещи также выявляется окраской: например, ее нижняя, наиболее нагруженная часть окрашивается в относительно "тяжелый" и "прочный" цвет, верхняя часть - легче и светлее. Неподвижные и подвижные части, конструктивные и рабочие детали также можно выделять различной окраской.
В объемно-пространственной структуре цветом также можно решать множество задач композиционного порядка. Например: выделить главный элемент структуры; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры или придать ей другой; деформировать отдельные фигуры или участки пространства; иллюзорно увеличить одно из измерений (например, высоту) или уничтожить его.
Следует учитывать характер производства. Например, цех металлообработки не имеет по сути производства отдельных главных и второстепенных элементов окружения, и для такого производственного помещения естественны и органичны нюансные схемы.
А в турбинных залах электростанций броской окраской подчеркиваются турбины, которые и технологически и по затратам общественного труда играют главенствующую роль. Такая окраска постоянно возвращает к себе внимание, возобновляет впечатление о цвете и прочно утверждает основную роль машин в общей композиции интерьера.
Структура производственного интерьера обычно бывает простой: прямоугольная конфигурация плана, метрический шаг колонн, форм, светопроемов. Такая структура обеспечивает наилучшие условия для размещения и реконструкции технологических линий, экономичность возведения и эксплуатации здания, простоту конструкций. Выразительность объемно–пространственного построения интерьера основывается главным образом на его подчеркнутой простоте, ясности структуры.
В производственном интерьере оборудование чаще всего оказывается центральным звеном композиции. В интерьерах с крупногабаритным оборудованием (Машинные залы ТЭЦ и гидроэлектростанций) оборудование преобладает над архитектурно–строительным окружением.