Найдите и подчеркните лишнее понятие в перечне.




Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап, 2017 — 2018 учебный год

Класс

Максимальное количество баллов – 100

Задание 1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу. 10 баллов

1.2

                   
да да нет нет да нет нет да нет нет

За каждый верный ответ по 1 баллу, всего 10 баллов.

Задание 2. Объяснение логического ряда. 10 баллов

Сформулируйте признак или назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд

2.1. Потребности

2.2. Структура деятельности

2.3. Формы познания

2.4. Постиндустриальное общество

2.5. Функции Центрального банка

Найдите и подчеркните лишнее понятие в перечне.

2.6. Оппозиционные партии.

2.7. Государство.

2.8. Норма морали

2.9. Рационализм

2.10. Школьники

За каждый верный элемент по 1 баллу, всего 10 баллов.

Задание 3. Решите задачи. 13 баллов.

3.1. Логическая задача. Преодолеть вето. 7 баллов

1. Сможет ли при таких условиях законопроект преодолеть вето президента?

Да, сможет – 1 балл.

Решение:

1) Все желтые лгут, поэтому на самом деле их фракция полностью проголосует «за».

2) Фиолетовые могут лгать, а могут говорить правду, поэтому их заявление никакой информации не несет. Некоторые из них, возможно, сказали правду и проголосуют «за» (назовем их Ф1). Другие, возможно, солгали и проголосуют «против» (назовем их Ф2).

3) Все синие говорят правду, так что их утверждение можно принять за истину. Обозначим синих, голосующих «за» как «С1», а синих, голосующих «против» - как «С2». Мы знаем, что С1 = Ф2. Поскольку численность всех фракций одинакова, отсюда следует, что и С2 = Ф1. Другими словами, С1+Ф1 = С2+Ф2. Это значит, что из двух фракций — синих и фиолетовых — обязательно половина проголосует «за», а половина — «против». 4) Простая арифметика показывает, что при таком раскладе в поддержку законопроекта в общей сложность выступит 2/3 депутатов (все желтые + половина остальных) – 3 балла.

2. Если бы Желтые сказали, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько среди Фиолетовых, обязательно ли это увеличило бы общий процент депутатов, поддержавших его? Обоснуйте свой ответ.

Ничего гарантировать было бы нельзя. - 1 балл.

С1 = Ф1 и С2 = Ф2. Поскольку предельные случаи: С1 = Ф1 = 0 и С2 = Ф2 = 0, законопроект поддержит от трети до 100% депутатов соответственно, но сколько именно, узнать невозможно. – 2 балла

3.2. Экономическая задача. 3 балла.

Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера, они заняты 40 часов в неделю.

1. Производительность труда в пекарне 5 тортов в час = 600: (3 × 40) 1 балл

2. Один кондитер произведет за год 10 000 тортов = 5 × 40 × 50 1 балл

3. Данная пекарня сможет выдержать конкуренцию с другой, т.к. производительность труда в другой пекарне ниже, чем в данной - 800: (5 × 40) = 4 (торта в час) 1 балл

всего 3 балла

3.3. Юридическая задача. 3 балла

Н. совершил правонарушение, которое регулируется нормами административного права. – 1 балл. Однако к ответственности он привлечен не будет, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16 лет. – 1 балл. К ответственности будут привлечены его родители, которые на - основании ст. 20.22 КоАП будут за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет подвергнуты административному штрафу. – 1 балл. Всего 3 балла

Задание 4. Составьте развернутый план выступления на тему «Экологические проблемы: вчера, сегодня, завтра». План должен содержать не менее пяти пунктов, три из которых должны быть детализированы в подпунктах. 11 баллов.

Корректное название пункта плана, отражающее тематику – по 1баллу, но не более 5 баллов; за детализацию трех пунктов – до 2-х баллов за пункт, но не более 6 баллов, всего 11 баллов.

Задание 5. Расшифруйте аббревиатуры. 10 баллов

 

МОТ Международная организация труда
СБ ООН Совет безопасности Организации Объединенных Наций
АТР Азиатско-тихоокеанский регион
МРОТ минимальный размер оплаты труда
ВВП внутренний валовый доход
МВД Министерство внутренних дел
УФМС Управление федеральной миграционной службы
ТОР территория опережающего развития
КоАП Кодекс об административных правонарушениях
КамГУ Камчатский государственный университет

 

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего 10 баллов.

 

Задание 6. Задание 6. Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте термины и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами. 7 баллов.

  соблюдение
  исполнение
  применение
  толкование
  грамматическое
  логическое
  систематическое

По 1 баллу за каждый верный элемент. Всего 7 баллов.

 

Задание 7. Решите кроссворд.В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. 14 баллов.


1. Демократия

2. Вотум

3. Референдум

4. Конфликт

5. Идеализм

6. Бюджет

7. Издержки

8. Коррупция

9. Статус

10. Акциз

11. Популизм

12. Нация


13. Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

За каждое верное слово по 1 баллу, за верное определение – 2 балла, всего 14 баллов.

Задание 8. Установите соответствие между законами диалектики и суждениями, в которых они проявляются. 7 баллов

А Б В Г Д Е Ж
             

За каждый верный ответ по 1 баллу, всего 7 баллов.

Задание 9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера. 12 баллов.

1. Буддизм. 2. Православие. 3. Суннизм. 4. Мировые религии. 5. Протестантизм. 6. Шиизм. 7. Махаяна. 8. Ислам. 9. Католицизм. 10. Ламаизм.

11. Христианство. 12. Суфизм.

 

                           
                           
            11              
                           
                           

За каждую верную позицию по 1 баллу, всего 12баллов.

Задание 10. Выберите одно из высказываний и напишите мини-сочинение. 6 баллов.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

 

Критерии оценивания ответа на задание баллы
  Раскрытие смысла высказывания  
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования  
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея не выделена/тезис не сформулирован  
Если по критерию 1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
  Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов)  
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы  
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним  
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой  
  Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов  
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения  
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения  
  Качество приводимых фактов и примеров  
Указание по оцениванию: 1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. 2. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры. 3. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников  
Приведён только один факт/пример. ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа  
Факты/ примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров не сформулирован развёрнуто  
  Всего  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: