От Ярослава до Мстислава




ПРАИСТОРИЯ


Перед тем, как начать рассказ о зарождении Русского государства, окинем взором те далекие времена, когда на территории нашей страны появились первые культуры и протоцивилизации.

В глубокой древности, вслед за отступающим ледником, на территорию севера Евразии пришли древние люди. Они пользовались кремневыми орудиями, жили в землянках и охотились. Археологи находят стоянки каменного века по всей территории современной России — от Крыма и центральных областей до Южной Сибири.

В IV тысячелетии до нашей эры до Восточной Европы дошли главные изобретения ближневосточной неолитической революции: земледелие и скотоводство. Появились высокоразвитые археологические культуры: трипольская, культура дольменов, фатьяновская.

С открытием металлургии для орудий и оружия стал использоваться новый материал — бронза, прочный сплав меди и олова. Залежей этих металлов почти не было в Центральной России, но они были известны на Кавказе, Алтае и Урале.

На Южном Урале была обнаружена одна из самых ярких и загадочных цивилизаций бронзового века — «Страна городов». К ней принадлежит знаменитое круглое городище Аркаим. Создатели этой культуры, жившие 5 тысяч лет назад, были не только опытными металлургами, но и умелыми скотоводами и земледельцами, владевшими искусством ирригации. Города, современные раннему Вавилону и каменным глыбам Стоунхенджа, окружали мощные стены. Тут была строгая радиальная планировка улиц, ливневая канализация. В погребениях найдена древнейшая конная колесница со спицами — она подобна тем, на каких в середине II тысячелетия до нашей эры индоевропейские племена ворвались в Центральную Азию и на Ближний Восток.

В начале I тысячелетия до нашей эры начался переход к железному веку. Появились меч и лемех для плуга. В Восточной Европе было много поверхностных залежей железной руды — это создавало условия для развития кузнечного дела.

Самую развитую культуру раннего железа на территории нашей страны создали в VII веке до нашей эры причерноморские скифы, их сменили родственные им сарматы. В Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье расселились угро-финские племена, в Верхнем Поднепровье — восточные балты.

В середине I тысячелетия нашей эры началось Великое переселение народов. Волны кочевников из Центральной Азии одна за другой докатывались до Европы, приводя в движение целые народы. В это время на исторической сцене появляется неизвестный ранее мощный племенной союз — славяне. В VI–VII веках они начали активное расселение по Восточной Европе. Одна из главных ветвей славянского этноса двинулась на восток, на территорию будущей России.

Следы пребывания человека на территории Западной Сибири в древнем каменном веке (палеолите) немногочисленны. Во многом это объясняется тем, что здесь отсутствовал основной материал для изготовления орудий труда того времени – камень. Большинство известных археологических находок было сделано там, где Западно-Сибирская равнина граничит с Уралом и Алтаем, богатыми камнем. Существует предположение, что в нашем регионе палеолитический человек чаще пользовался орудиями труда, сделанными из костей животных.

В среде древнеугорского и самодийского населения Западной Сибири заметное распространение получили высокохудожественные вещи, изготовленные литьем из бронзы. Как правило, такие изделия определяются как культовые, имеющие особый магический смысл.Высказываются мнения как о том, что такие художественные образы изначально в Сибири, а потом проникли на Урал, так и о том, родиной их является Сибирь.

 

НАЧАЛО ДИНАСТИИ


Расселившиеся по Среднерусской равнине восточные славяне делились на несколько племенных союзов. Самыми сильными из них были ильменскиесловене и кривичи на северо-западе; северяне, поляне и древляне на юге; волыняне, белые хорваты и тиверцы на юго-западе. Они поклонялись языческим богам: Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Волосу. Самым грозным божеством считался Перун — бог войны, которому приносили кровавые жертвы, случалось — и человеческие.

Языческий культ военной силы, неукротимая жажда богатства и славы, убеждение в собственном превосходстве над соседями — все это толкало племена к взаимной вражде. Из-за разрозненности и распрей племена будущей Руси в середине IX века оказались подчинены двум внешним центрам силы. На юге поляне, северяне, вятичи и радимичи были подданными сильного Хазарского каганата. На севере чудь, ильменскиесловене, меря и кривичи платили дань балтийским пиратам — варягам.

Вскоре северным племенам совместными усилиями удалось изгнать варягов. Но вместо желанного благополучия свобода принесла им лишь бесконечные распри. «И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и начали воевать сами с собой», — пишет летописец. Ни одно из племен не имело сил подчинить соседей, но и не желало им подчиняться. Для всех была очевидна польза от объединения и единоначалия, но стоял вопрос: кто возглавит объединенные народы — будущую Русь?

И тогда племена со своими старейшинами сообща приняли удивительное решение — мы назвали бы его сегодня гениальным управленческим ходом. Было решено призвать на княжение человека, не связанного ни с одним из местных родов, и обязать его соблюдать всеобщие интересы. Такой человек был бы просто обязан править справедливо: иначе его бы ждала гибель или изгнание.

Обратиться решили к тем самым варягам, которых совсем недавно победили и изгнали за море. Именно эти закаленные в боях и опытные воины были призваны послужить делу объединения и создания Руси.

Добровольное призвание правителя со стороны по решению народа — редчайший случай в мировой истории. Обычно господство чужеземцев навязывалось в результате либо завоевания (как это было с франками в Галлии и лангобардами в Италии), либо вероломства (так захватили Британию англосаксы, призванные как защитники). Но решение славянских племен оказалось действительно удачным! Откликнувшийся на призыв варяг Рюрик с успехом выполнил возложенную на него миссию. Он и его потомки прочно держали в своих руках бразды правления Русью и никогда не встречали конкуренции со стороны местной родовой знати.

Как рассказывают летописи, Рюрик прибыл в Ладогу (или, по другим сведениям, в Новгород), а его братья Синеус и Трувор сели княжить в Изборске и Белоозере. После их смерти Рюрик объединил в своих руках всю Северо-Западную Русь. Его резиденцией стало Рюриково Городище, по соседству с которым вырос Великий Новгород — первая столица Руси.

Рюриковичи правили Русской землей почти 740 лет — дольше, чем большинство других мировых династий. Из разрозненных и враждующих племен они создали обширное государство, провели его через бури внутренних смут и внешних нашествий и оставили своим преемникам великое и могучее царство.

Летописная традиция связывает образование Руси с установления власти князя Рюрика. В «Повести временных лет» это событие записано под 6370 годом от сотворения мира — 862 годом нашей эры. Именно эта условная дата по традиции и считается годом основания Русского государства.

Рюрик по праву может быть назван основателем династии русских государей. Но едва ли его можно считать создателем Руси. Ведь о воинственном северном народе по имени «рус» или «рос» византийские, арабские и европейские писатели рассказывают уже в первой половине IX века. А в 860 году приплывшие на кораблях росы напали на самый большой и прославленный город Европы, если не всего мира, — Константинополь. Богатства легендарного Царьграда и потом притягивали к себе русских князей и воинов, но никогда более им не удавалось устроить настоящую осаду полумиллионного мегаполиса. Как сообщают греческие авторы, тогда столицу Восточной Римской империи — Византии — спасло лишь чудесное заступничество Богородицы. Флот варваров был разбит внезапной бурей, а вскоре росы прислали послов с просьбой о крещении. В 867 году патриарх Фотий с радостью оповещал весь христианский мир о том, что прежде свирепые росы приняли епископа и обратились к истинному богопочитанию.

Откуда приплыли эти крестившиеся росы, неизвестно. Но наша древнейшая летопись, «Повесть временных лет», переписывая из греческих хроник рассказ об этом первом походе Руси, делает его вождями Аскольда и Дира — варягов Рюрика, отпросившихся у него для похода на греков. По пути на юг по Днепру они заняли городок полян под названием Киев, который принадлежал Хазарскому каганату. Правда, о крещении первых киевских князей наши древние летописи ничего не знают. И не удивительно: летописи создавались через несколько столетий после этих событий, когда сведения о Рюрике и его ближайших преемниках можно было черпать лишь из смутных преданий глубокой старины.

И главным героем этих преданий был вовсе не христианин Аскольд, а хитроумный язычник Олег, прозванный Вещим за свои военные и дипломатические удачи. Родственник Рюрика, он стал после его смерти князем Руси и опекуном его малолетнего сына Игоря. Во главе объединенного войска северных племен Олег двинулся на юг по Днепру, присоединил Смоленск и хитростью захватил Киев. Убив Аскольда и Дира, он сделал Киев своей новой резиденцией и объявил «матерью городов русских».

Очевидно, князь намекал тем самым на то, что Киев, контролирующий днепровский путь в богатую Византию, станет «кормящей матерью» Руси. И действительно, теперь, когда Олег объединил северный и южный участки речного пути из Балтики в Черное море, этот маршрут стал экономическим стержнем Древнерусского государства.

Торговые пути всегда играли важнейшую роль в становлении и развитии великих цивилизаций. Для Руси эпохи Рюриковичей эта роль принадлежала легендарному пути «из варяг в греки», который окончательно утвердился после того, как Киев, ранее бывший в сфере влияния Хазарского каганата, был присоединен к Руси.

С севера Европы на юг, в Византию и страны Востока, везли хлеб, оружие, янтарь и меха. Из Византии доставляли вина, фрукты, пряности, драгоценные изделия и шелковые ткани. Но по этому пути шел не только обмен товарами — по нему распространялись знания и духовные традиции.

Не случайно «Повесть временных лет» рассказывает о путешествии по пути «из варяг в греки» первого ученика Христа — апостола Андрея. Именно по этому маршруту греческие священники принесли на Русь свет Православия.

Особенно интенсивными связи с Византией стали после успешного похода Олега на Константинополь. Собрав внушительную по меркам того времени армию, русский князь, тем не менее, не стал полагаться только на грубую силу, но, как всегда, применил хитрость. Видя, что прямой путь к византийской столице перекрыт, он высадился на берег и предпринял обходной маневр по суше, перетаскивая суда на колесах при помощи парусов.

Испуганные византийцы попытались погубить опасного варвара, поднеся ему отравленное угощение. Но князь, к удивлению греков, распознал коварство. Эта прозорливая мудрость и стала причиной его прозвища — Вещий Олег. Византийский император Лев VI поспешил пойти с ним на переговоры. Русский князь заставил греков уплатить огромную контрибуцию — 5,5 тонн золота, а также субсидии для русских городов. Более того, русские купцы получили неслыханные привилегии — право беспошлинной торговли и компенсацию накладных расходов. В знак победы Олег прикрепил свой щит к городским воротам и вернулся на Русь с богатыми трофеями.

В 911 году между Русью и империей был заключен договор «о вечной любви». С этого времени русские наемные отряды становятся элитной частью византийской армии. С их помощью империя начала планомерно отвоевывать у арабов утраченные территории. А Русь получила щедрый и неиссякаемый источник доходов.

Следующий князь, сын Рюрика Игорь (его не следует путать с героем знаменитого «Слова о полку Игореве», жившим много позже), был, в отличие от своего воспитателя Олега, бесславным правителем. Он также предпринял поход на Константинополь, но попытался атаковать в лоб — и огромный по численности русский флот был буквально сожжен византийцами при помощи «греческого огня». Потерпев поражение, князь, снедаемый алчностью, обложил своих подданных такой огромной и несправедливой данью, что был убит восставшими древлянами.

Власть на Руси перешла к его вдове, княгине Ольге, которая явила собой пример одного из самых выдающихся правителей за всю историю нашей страны.

Современники называли княгиню «мудрейшей» — и действительно, ее природный ум открыл ей истину и премудрость христианской веры. Ольга первой из Рюриковичей приняла крещение. Но до своего обращения правительница продемонстрировала суровый нрав, отвечавший самым жестоким и безжалостным языческим обычаям.

Первым деянием княгини-язычницы стала изощренная и показательная расправа с убийцами ее мужа — древлянами, которые не только подняли руку на законного князя, но и дерзнули предложить его вдове Ольге выйти замуж за своего предводителя.

Усмирив мятеж, грозивший разрушить еще непрочное государство, княгиня навела порядок со сбором даней, установив их строгий размер и периодичность. Затем она нанесла визит в Константинополь, чтобы утвердить заключенные договоры и укрепить авторитет Руси. Здесь она решила принять крещение. Это был поступок, требовавший большого мужества и глубокой веры в силу Божественного заступничества, ведь подавляющее большинство подданных Ольги были закоренелыми язычниками, в том числе ее военачальники и бояре. Летописи приводят напутствие, данное русской княгине Константинопольским патриархом: «Христос оградит тебя от козней диавольских». Получив в крещении имя святой царицы Елены, матери первого императора-христианина Константина Великого, княгиня Ольга, так же как и она, несла апостольское служение и прославлена как святая.

Но свет истинной веры воссиял над Русской землей не сразу: князь-воин Святослав не последовал увещеваниям матери и остался язычником, боясь осуждения со стороны дружины.

Повзрослев, сын Ольги и Игоря стал великим полководцем. Всю свою жизнь он провел в походах и не знал поражений. Его первой крупной кампанией стал поход против Хазарского каганата. Эта степная империя, правящая верхушка которой исповедовала иудаизм, контролировала торговлю по Волге и Каспийскому морю. Русско-хазарские отношения обострились уже тогда, когда Олег захватил Киев. Но особенно они накалились после заключения Русью союза с христианской Византией. Нам неизвестны подробности разгоревшегося конфликта, но из сухих сообщений летописи мы знаем, что Святослав победил кагана — властителя Хазарии — и взял его столицу на Нижней Волге — город Итиль. После рейда по кавказским владениям каганата русский князь присоединил к Руси важные центры на торговых путях — приазовскую Тмутаракань (Тамань) и крепость Саркел на Дону.

После разгрома Хазарии Святослав, откликнувшись на призыв византийского императора, пошел войной на дунайскую Болгарию. Быстро подчинив эту благодатную страну, Святослав решил ни много ни мало перенести туда свою столицу. Обеспокоенные византийцы попытались спровадить бывшего союзника, но в ответ получили знаменитое: «Иду на вы!». Лишь благодаря колоссальным усилиям императорским войскам удалось заблокировать Святослава в одной из дунайских крепостей и принудить его к миру. На обратном пути русский князь был убит печенегами, а из его черепа ими была сделана ритуальная чаша.

Так бесславно закончилось это блистательное правление, ярко показавшее всю бесперспективность примитивного языческого культа силы.

Старший сын Святослава Ярополк порвал с традициями отца и явно симпатизировал христианству. Но в разгоревшейся внутрисемейной распре он был свергнут и убит своим единокровным младшим братом Владимиром.

Владимир


18-летний Владимир, как и его отец Святослав, был убежденным язычником. В начале своего правления он предпринял попытку утверждения государственного языческого культа. В Киеве и Новгороде были поставлены деревянные кумиры Перуна и других богов, которым начали приносить в жертву избиравшихся по жребию юношей и девушек.

Человеческие жертвоприношения считались платой за военные победы и были призваны внушать страх народу. Но однажды один из киевских христиан отказался отдать в жертву своего сына и публично высмеял деревянных лжебогов. Смельчаков растерзала разъяренная толпа киевлян, но их мужество заставило князя задуматься о вере в единого Бога Творца. Позже на месте подвига первых русских мучеников Владимир воздвигнет свой главный христианский храм — церковь Богородицы.

К концу X века на Руси уже было немало христиан. Многие русские воины и купцы долго жили в Византии и принимали там крещение. Но, согласно летописному рассказу, князь Владимир не сразу сделал свой выбор. Лишь узнав всю глубину евангельского учения, восхитившись великолепием православного богослужения и, наконец, на личном опыте испытав могущество христианского Бога, святой Владимир, а с ним и вся Русская земля приняли крещение. Произошло это в 988 году.

Князь постарался, чтобы все поняли: принимая веру греков, он отнюдь не собирается подчиняться им. Напротив, судьба самого византийского императора зависела от его северного соседа. Владимир поддержал императора Василия II во время гражданской войны, но при этом потребовал в жены его сестру и захватил византийский Херсонес. Гордые ромеи смирились. Крещение и бракосочетание Владимира с багрянородной царевной стало вершиной его военного триумфа. Это был явный знак благоволения христианского Бога к русскому князю. Дружина, бояре и простой народ охотно последовали за ним в купель крещения, которой стали русские реки и озера.

Современники отмечали резкую перемену, которая произошла с князем Владимиром. Прежний любитель наслаждений, не знавший удержу в пиршествах и любовных утехах, стал аскетичен и набожен. Теперь он занялся переустройством жизни своего народа на христианских нравственных основаниях. Князь без устали раздавал милостыню, возводил храмы, учреждал первые школы, составлял новые законы. К концу правления Владимира Русь уже была христианской страной не только формально. Евангельские заповеди глубоко проникли в сердца русских людей.

От Ярослава до Мстислава


После смерти князя Владимира разгорелся очередной виток борьбы за киевский престол. Но Русь уже была христианской и жила по новым нравственным законам. Князь Святополк, запятнавший руки кровью своих младших братьев, не смог удержаться у власти, несмотря на поддержку поляков и печенегов. Народ дал ему красноречивое прозвище Окаянный, а память убитых им князей Бориса (в крещении Романа) и Глеба (в крещении Давида) окружил любовью и почитанием.

Святые Борис и Глеб своей жизнью и смертью явили новый для Руси идеал жертвенной любви к ближним. Они полностью устранились от участия в междоусобице и даже дали себя убить, чтобы не становиться причиной кровопролития и смуты в государстве. Князь Борис имел все возможности для борьбы за Киев: под его началом было русское войско. Но князья-братья выбрали другой путь, во многом непонятный для мира.

Претерпев добровольную смерть ради сохранения целостности государства и мира на родной земле, страстотерпцы Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными заступниками рода Рюриковичей.

А участь Святополка Окаянного, бесславно сгинувшего в заграничных скитаниях, оказалась настолько поучительной для русских князей, что они даже во время жестоких усобиц никогда не прибегали к коварному убийству своих сородичей. Лишь один из последних Рюриковичей — Иван Грозный — горько произнес, что впервые за много столетий берет на себя грех Святополка Окаянного, — когда отдавал приказ о казни двоюродного брата Владимира, зачинщика мятежа, ставившего целью государственный переворот и свержение Ивана.

 

Мстителем за убитых братьев выступил новгородский князь Ярослав. С детства страдая болезнью ног, он много времени проводил за чтением книг и получил прозвание Мудрого. Но, как и положено князю, Ярослав был и храбрым воином. С помощью новгородцев он изгнал Святополка и объединил в своих руках бóльшую часть Руси. Собственные владения сохранили лишь полоцкий князь Брячислав, внук Владимира, и родной брат Ярослава Мстислав, правивший в далекой Тмутаракани. Покорив окрестных горцев, Мстислав с их помощью захватил Чернигов, и Ярослав был вынужден уступить ему левобережье Днепра. После смерти Мстислава эти земли вновь перешли под власть Ярослава.

Правление Ярослава Мудрого считается «золотым веком» Древней Руси. Растут города, идет активное строительство крепостей и церквей. Основываются первые монастыри. Бурно развивается христианская культура, распространяется грамотность. Богатая и сильная Русь играет весомую роль в международных делах: в родстве с домом Ярослава состояли династии едва ли не всех крупных государств Европы — Византии, Франции, Германии, Польши, Швеции, Дании, Англии, Венгрии.

Но видел Ярослав Мудрый и слабое место русской государственности: княжеские распри. В завещании он наставлял сыновей хранить единство и слушаться старшего брата.

 

По смерти отца трое старших Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод — установили своеобразный «триумвират» и совместно правили Русской землей. Вызов их власти пытались бросить правнуки Владимира — князь-изгой Ростислав, сын рано умершего Владимира Ярославича, и полоцкий князь Всеслав. Но Ростислав был отравлен греками в Тмутаракани, а Всеслав, дерзнувший разграбить Новгород, был разбит в жестокой битве на Немиге, а затем захвачен в плен.

Однако мир на Руси продолжался недолго. К южным границам государства, оттеснив печенегов, подошли новые кочевники — половцы. В 1068 году Ярославичи были разгромлены ими на реке Альте. Следствием этого поражения стал бунт в Киеве и изгнание Изяслава, на чье место был посажен выпущенный народом из темницы Всеслав. Правда, вскоре Изяслав с помощью поляков вернулся на киевский престол, а Всевлав убежал к себе в Полоцк.

В 1073 году «триумвират» Ярославичей распался. Обвинив Изяслава в дурном правлении и сговоре с коварным Всеславом, младшие братья изгнали его в Польшу. На киевский престол сел Святослав Ярославич, который, хотя и обличал его святой Феодосий Печерский, наотрез отказывался помириться со старшим братом. Лишь после его смерти, в 1076 году, Изяслав вернулся на престол, уступленный ему Всеволодом. А уже через год он погиб, защищая владения младшего брата от племянников-изгоев.

Князем стал Всеволод Ярославич, известный полиглот и домосед, женатый на греческой царевне. При нем укрепились связи Руси с обеими империями — Германской, где императрицей была дочь русского князя, и Византийской, императоры которой считались его родственниками.

Спокойное правление Всеволода омрачали междоусобные войны. Чем сильнее разрасталось родовое древо Рюриковичей, тем больше появлялось князей-изгоев, которым не доставалось земель. В борьбе за свои интересы они без тени смущения развязывали войны и приводили на Русь половцев.

Правой рукой князя Всеволода был его старший сын Владимир, по матери именуемый Мономахом. Своей неутомимой борьбой с врагами, внешними и внутренними, а также личными добродетелями он снискал себе популярность в народе. Но по смерти отца Владимир Мономах не стал занимать киевский престол, а, уважая право старшего, пригласил своего двоюродного брата Святополка Изяславича.

 

Правление Святополка прошло в непрестанных сражениях, внутренних и внешних. Союзником и защитником киевского князя выступал Владимир Мономах. Главными недругами их обоих были Святославичи — сыновья среднего из сыновей Ярослава, которые оказались не у дел после примирения Изяслава и Всеволода. После бурного выяснения отношений, в ходе которого пал в бою 19-летний сын Мономаха, князья собрались в 1097 году на Любечский съезд, где договорились о разделе владений в соответствии с уделами отцов. Однако это не остановило распрей. Не успели князья разъехаться по своим «отчинам», как разыгралась новая драма. Один из мелких князьков, Давид Игоревич, убедил слабохарактерного Святополка в том, что Мономах плетет против него интриги в сговоре с ВасилькоРостиславичем, князем Теребовльским. Василько заманили в Киев и собирались казнить, но в итоге подвергли более «мягкой» каре — ослеплению. В гневе Владимир Мономах объединился со Святославичами. С огромным трудом митрополит Никифор уговорил его не начинать войну. Дело кончилось миром: Святополк и интриган Давид получили прощение, а слепой Василько вернулся на свое княжение и прожил еще почти 30 лет.

Главной внешней угрозой для Руси были набеги половцев. В борьбе с ними Святополк сначала терпел неудачи и, спасая положение, решил жениться на дочери хана Тугоркана. С этого времени русско-половецкие родственные союзы становятся обычным делом — что, однако, не мешало постоянным военным конфликтам. В конце концов, благодаря настойчивости Владимира Мономаха, русским князьям удалось объединиться и серьезно потеснить половцев.

Во внутренних делах главным бедствием стало засилье безжалостных и коварных ростовщиков и злоупотребления приближенных князя. Недовольство прорвалось сразу после смерти Святополка: в Киеве начались погромы богачей, ростовщиков-иудеев и знати. Успокоить народ мог только Мономах. Он и был призван на княжение.

 

Избрание Владимира Всеволодовича нарушало вотчинные права Святославичей. Их отец был старше отца Мономаха и занимал киевский престол раньше него — хотя и не вполне законно. Сам князь Владимир не рвался к верховной власти. Но, приняв ее по требованию народа, твердой рукой начал наводить порядок.

Первым делом был ограничен произвол ростовщиков. Затем Мономах начал борьбу с княжескими раздорами, планомерно объединяя начавшее распадаться государство. Вскоре под властью Владимира Всеволодовича и его сыновей оказалось три четверти русских земель. Многие удельные князья породнились с ним через браки.

Объединение сил позволило князю перейти к активной внешней политике. В результате решительных действий была устранена половецкая проблема: беспокойные кочевники ушли подальше от русских границ.

После этого Мономах, поддержав своего зятя Льва Диогена, претендента на константинопольский престол, занял несколько городов на Дунае. Правда, византийцы быстро сумели вытеснить русских, но в памяти потомков Мономах остался грозой Царьграда. С этими событиями позднейшая легенда связала появление на Руси символа царской власти — знаменитой шапки Мономаха.

 

Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, с детства был приучен к браздам правления. 28 лет он правил в Новгороде, затем в Белгороде и Смоленске. Отец подготовил в нем достойного наследника, сумевшего сохранить и укрепить единство и могущество Руси.

Но правление Мстислава было недолгим. А после его смерти его братья и сыновья очень быстро растащили государство по частям. Начался период раздробленности.

Раздробленность


XII век стал для Руси эпохой болезненных перемен. В связи с политической нестабильностью резко снижается интенсивность торговых потоков. Начинает остро ощущаться нехватка денежной массы, что вызывает болезненные процессы в экономике и обществе. Многие регионы беднеют и полностью лишаются доступа к деньгам: начинается так называемый безмонетный период. Все больше людей становятся неоплатными должниками и теряют личную свободу, превращаясь в холопов. Экономические связи распадаются, местные интересы начинают брать верх над общерусскими. В богатых городах власть все активнее прибирает к рукам торговая верхушка, стремящаяся ограничить князей ролью наемных полководцев. Резко растет социальная напряженность.

Интересы всей Русской земли, требовавшие сильной и стабильной центральной власти, вступили в противоречие с родовым принципом наследования княжений и личными амбициями отдельных князей. После смерти Мстислава Владимировича, последнего великого государя на киевском престоле, началось стремительное разрушение единого государства.

Система вотчинного наследования княжений, оформившаяся еще на Любечском съезде 1097 года, привела к формированию нескольких самостоятельных ветвей династии Рюриковичей. Главными из них стали суздальская (потомки Юрия Владимировича), волынская (потомки Изяслава Мстиславича), смоленская (потомки Ростислава Мстиславича) и черниговская (потомки Олега и Давида Святославичей). Между ними и развернулась борьба за главные княжения — киевское и новгородское.

После Мстислава в Киеве сел следующий сын Мономаха — Ярополк Владимирович. Он не обладал талантами своего отца и брата, чем не замедлили воспользоваться черниговские Ольговичи во главе с амбициозным Всеволодом. Они по-прежнему считали Киев своей отчиной и после смерти Ярополка без труда захватили столицу Руси.

Всеволод Ольгович обладал достаточным авторитетом, чтобы удерживать верховную власть, несмотря на зависть родственников и ропот народа. Но его попытка завещать княжение брату Игорю привела к трагедии: киевляне сначала предали Игоря Ольговича, тайно пригласив на престол Изяслава Мстиславича, а на следующий год жестоко убили его, в то время уже монаха. Формальным поводом для зверств толпы стало выступление против Изяслава мощной коалиции во главе с суздальским князем Юрием Владимировичем.

В том же 1147 году, когда в Киеве мученически погиб Игорь Ольгович, его брат Святослав Ольгович, преследуемый Изяславом, был принят на границе Суздальской земли младшим сыном Мономаха князем Юрием. Встреча состоялась на реке Москве в одноименном городке — и именно с этого момента ведется отсчет истории современной столицы нашей Родины. Юрий осудил захват Киева своим племянником Изяславом и, поддержав его противников, в 1149 году сам занял Киев.

Не раз и не два Юрий и Изяслав сгоняли друг друга с киевского престола. В 1151 году Изяслав Мстиславич в третий раз захватил столицу Руси с помощью венгерских наемников. Чтобы узаконить свою власть, он взял в соправители другого своего дядю, Вячеслава Владимировича, старшего брата Юрия.

Суздальский князь на время смирился. Но после смерти Изяслава и Вячеслава ничто не могло помешать ему овладеть Киевом. Правление Юрия Долгорукого, которого так прозвали за упрямую тягу к далекой от его Суздаля древней столице, было недолгим. Киевские бояре невзлюбили его и, скорее всего, отравили.

Старший сын Юрия, Андрей Боголюбский, оказался дальновиднее отца. Вопреки его воле он в 1155 году бежал из беспокойной Южной Руси в родную Суздальскую землю. С собой он унес из Вышгорода чудотворную икону Богородицы (ныне известную как Владимирская) и меч святого Бориса. Провозглашенный князем в Ростове, Суздале и Владимире, Андрей Юрьевич избрал последний из этих городов в качестве своей столицы и заложил там большой Успенский собор.

Вскоре новый политический центр затмил собою Киев, где началась настоящая чехарда княжений: на престоле сменяли друг друга Изяслав Давыдович Черниговский, Мстислав Изяславич Волынский, Ростислав Мстиславич Смоленский, опять Мстислав Изяславич. Последний вступил в острую конфронтацию с Андреем Боголюбским, который к этому времени уже считался самым сильным и влиятельным князем Русской земли. В марте 1169 года коалиция из 11 князей во главе с сыном Андрея Мстиславом осадила Киев и взяла его штурмом. В разоренной древней столице владимирский князь посадил своего сына Глеба, а сам продолжил укрепление своей власти на Северо-Востоке.

Владимир считался «младшим» городом Суздальской земли, и это помогло князю выстроить — впервые на Руси — сильную монархическую систему правления, без оглядки на народное вече или знатных бояр. Но Андрей недооценил опасность предательства со стороны самых близких людей и был безжалостно убит группой заговорщиков из-за мелкой обиды. «Был он строг и потому имел много врагов», — сообщает летописец.

После краткой борьбы Владимирскую Русь возглавил брат Андрея, Всеволод Юрьевич, отец 12 детей, получивший за это прозвание Большое Гнездо. Он еще более укрепил значение Владимира и, как и его сын Юрий Всеволодович, уже регулярно титуловался «великим князем».

В начале правления Юрия разгорелся один из самых жестоких внутрирусских конфликтов: против него выступил старший брат Константин, которого отец в завещании отстранил от верховной власти. Новгородско-смоленское войско Константина и его союзника Мстислава Удатного разгромило на реке Липице суздальские полки Юрия — потери его были огромны. Константин сел во Владимире, но уже через два года умер.

На юге тем временем продолжалась борьба за Киев, переходивший из рук в руки с устрашающей быстротой. Не менее острой была борьба за Галич, где в 1211 году произошло неслыханное событие: при помощи иностранных интервентов боярами были захвачены и после унизительных пыток повешены природные князья Рюриковичи — Святослав и Роман Игоревичи. Это была первая в отечественной истории казнь свергнутого государя. Следующий такой случай произойдет лишь через 400 лет, в начале Смутного времени.

Русская земля распалась на множество больших и малых государств. Все правившие в них князья принадлежали к роду Рюриковичей, но это не мешало им все более и более отчуждаться друг от друга. Они все реже собирались для совместных войн с врагами и все чаще видели врагов в собственных родственниках. Бессмысленная и бесконечная гражданская война подтачивала силы Русской земли, делая ее легкой добычей захватчиков. А в это время на востоке назревала страшная гроза.

В 1223 году к русским границам подошли первые отряды монгольской империи Чингисхана. Южнорусские князья откликнулись на призыв половецкого хана и выступили против неведомого народа. Из-за несогласованных действий союзников их войско было наголову разбито монголами в битве при Калке. Но даже эта катастрофа не остановила междоусобные распри на Руси.

Единственным общерусским институтом оставалась Православная Церковь, предстоятели которой сознательно стали титуловаться митрополитами Киевскими и всея Руси. В недалеком будущем именно Церковь возглавит трудный процесс возрождения Русского государства, разрушенного раздробленностью и едва не погибшего окончательно в огне иноземного нашествия.

Нашествие


В 1206 году в далекой Монголии произошло событие, резко изменившее судьбу Руси. Один из племенных вождей, сумевший с помощью удачи, мужества и хитрости объединить монгольские племена, был провозглашен великим ханом с именем Чингис.

Первым общегосударственным делом Чингисхана стал новый закон — яса. В нем главное место занимали воинские доблести: храбрость, верность, боевое товарищество. Любые формы предательства или непослушания карались жесточайшим образом.

Объединитель Монголии получил под свое начало 100 тысяч всадников, закаленных в бесконечных внутренних войнах. Организовав из них армию, построенную на принципах железной дисциплины и личной преданности великому хану, Чингис двинул ее на завоевание вселенной. Его целью было построение «великого порядка», когда от края до края земли «могла бы спокойно пройти красавица с золотым блюдом».

Мечта Чингисхана сбылась. В результате походов монгольских армий появилась самая большая империя в истории человечества, в которой проживала четверть населения Земли. Великий шелковый путь от Средиземноморья до Китая впервые за долгие века стал безопасен и превратился в оживленную торговую трассу, по которой перемещались тысячи купцов из Европы и Азии. Правда, платой за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: