Отрасли образования и культуры являются составным элементом структуры социально-культурной сферы. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики.
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
При определении границ образования как отрасли социально-культурной сферы используется следующая трактовка образования: образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности.
Современная потребность в объектах образования определяется на основе нормативов обеспеченности населения, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 1063-р, которые носят рекомендательный характер. Нормативы дифференцированы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Потребность городов в объектах образования определяется на основе методики, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 г. № 1683-р, которая служит базой разработки региональных методик.
К образованию как отрасли относят:
– детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях;
– общее среднее образование;
– подготовку кадров.
Подготовка кадров, в свою очередь, включает профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.
|
Основной субъект образования как отрасли – образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
На территории города может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей города, обучающихся в этих учреждениях.
Источниками финансирования образования являются:
– государственный бюджет;
– поступления от платных образовательных услуг;
– научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов;
– предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.
К функциям органов местного самоуправления в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая
финансирование поддержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.
Взаимодействие органов местного самоуправления с не-
муниципальными учреждениями выражается в том, что муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:
|
– подготовку местных квалификационных кадров;
– проведение прикладных научных исследований по проблемам жизни города и развитию территории;
– повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»
к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
– организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного школьного образования;
– создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
– обеспечение создания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
– учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;
– опека и попечительство.
Реализация муниципальной политики в сфере образования
и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов управления.
Функции муниципального органа управления образованием заключается в осуществлении:
– планирования, организации, регулирования и контроля
деятельности образовательных учреждений города;
– помощи в научно-методическом обеспечении муниципальных образовательных учреждений;
– контроля исполнения законодательства об образовании, соблюдения образовательных стандартов и нормативов;
– контроля условий аренды зданий, помещений и иного имущества подведомственных учреждений;
– координации деятельности немуниципальных образовательных учреждений;
– взаимодействия с учреждениями науки и высшей школы;
– анализа состояния и прогнозирования развития системы
образования на территории.
Субвенции местному самоуправлению на выполнение государственных полномочий по образованию определяются с акцентом на подушевое финансирование (в расчете на ученика с учетом системы расселения).