Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющим его жизнеспособность и место в цивилизованном мире.
Сфера культуры и искусства способствует повышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности
личности.
Роль культуры и искусства в развитии экономики современного общества:
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:
– создают конкретные рабочие места по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным
инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется не Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного муниципального образования. Речь идет не только об обеспечении
занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в местные бюджеты, социальном страховании;
-– выступают базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего – образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений. Общее образование невозможно без приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим традициям, традиционным, классическим и современным искусствам, что немыслимо без работы музеев, библиотек, художественных и музыкальных школ;
– осуществляют полноценную социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей.
При любых условиях работы и жизни, при самых различных доходах люди хотят иметь полноценный досуг и возможность полноценного развития своих детей. Это важно для освоения новых городов и создания новых производств.
|
2. Косвенное экономическое влияние:
– современные технологии бизнеса и менеджмента как реклама, продвижение товаров, включая акции по стимулированию и организации продаж, работа с персоналом, формирование
корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями
сферы культуры и искусств;
– создают инфраструктуру деловых контактов, мест, условий и поводов их реализации;
– оказывают корпоративные услуги: подготовка и проведение праздников, информационное и библиотечное обслуживание и т. д.;
– повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха;
– содержательная и интенсивная культурная жизнь актив-
но (иногда – решающим образом) влияют на формирование
и продвижение привлекательного имиджа местности, в том числе и в глазах потенциальных инвесторов.
Деятельность органов местного самоуправления в области культуры направлена на обеспечение общедоступной культурной деятельности, культурных ценностей для населения. Федеральный закон №131-ФЗ от 2003 г. закрепляет перечень вопросов местного значения поселений и городских округов и компетенции муниципальных районов. В своей деятельности орган культуры руководствуется действующим Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Источники финансирования муниципальной сферы культуры:
|
1) бюджетные средства (устанавливаются законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета);
2) оказание платных услуг;
3) общественные объединения, предприятия, организации
и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области развития культуры относятся:
– организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);
– создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
– охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения, расположенных в границах муниципального образования.
В целом функции муниципального органа управления культурно-досуговой сферой можно представить в достаточно широком объеме:
1) методическая и финансовая помощь учреждениям
культуры;
2) координация культурно-просветительской работы организаций и учреждений;
3) выдача лицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культурного досуга;
4) контроль за содержательной и финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культурного досуга;
5) контроль использования средств культурных фондов
муниципальных предприятий и учреждений, принятие в необходимых случаях мер по их централизации;
|
6) учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения, заповедных мест;
7) организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания этих мест;
8) поддержка народных промыслов и обрядов;
9) взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры.
Нормативы бюджетной обеспеченности в системе культуры на муниципальном уровне определяются путем дифференциации полученных расчетных нормативов по группам и их усреднения внутри групп.
Расходы консолидированного бюджета на содержание учреждений в системе культуры на региональном или муниципальном уровне определяются умножением утвержденного
норматива на число учреждений действующей сети и суммированием полученных результатов, а на проведение мероприятий
в системе культуры и искусства – умножением утвержденного
норматива на численность жителей региона (города) и суммированием полученных результатов.