Система здравоохранения города




СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ГОРОДА

Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений.

На уровне города формируется система здравоохранения, которая включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.

Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах

здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдения гарантий предоставления объектов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностическихи др.), обеспечение их качества и т. п.

Здравоохранение влияет на развитие экономики городского хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

Правовой основой деятельности органов городского и местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т. д.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органами местного самоуправления.

К ним относятся:

– контроль за соблюдением законодательства в области здоровья граждан;

– защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

– осуществление организационных мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

– регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний и др.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей

лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов местного самоуправления

является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан, которое осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания соответствующих разделов. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов

предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения для них предусматривается обучение гигиеническим знаниям.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также непосредственно граждан по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ.

Стратегическая цель государственной политики в сфере здравоохранения – улучшение состояния населения – призвана обеспечить повышение доступности медицинской помощи для широких слоев населения за счет:

– обеспечения сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;

– обеспечения устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения, создания

единой системы медико-социального страхования и согласованной политики органов управления здравоохранением;

– внедрения механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост

эффективности использования ресурсов в здравоохранении за счет перехода на подушевой принцип финансирования здравоохранения;

– усиления государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и постепенной легализации

соучастия населения в оплате медицинской помощи;

– развития научных исследований и технических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских ус-

луг и лекарственных средств;

– укрепления институтов защиты прав пациентов и медицинских работников;

– создания условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения и т. д.

В настоящее время потребность в объектах здравоохранения определяется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации

(утв. постановлением Правительства РФ от 05.11.2005 г. № 1387) и Программой государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (утв. постановлением Правительства РФ от 11.09.2005 г. № 1096).

Одной из самых сложных проблем городского здравоохранения является финансирование, которое носит многоканальный характер:

– бюджетные средства;

– фонд обязательного медицинского страхования (федеральный);

– добровольное медицинское страхование;

– платные медицинские услуги.

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение,

лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Договор добровольного медицинского страхования можетбыть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в программы обязательного медицинского страхования.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, видов оказываемых ими услуг, структуры потребности в них населения, местных особенностей и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования городского здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: