Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», Музыка 5-8 классы,авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г.

 

Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном культурно-информационном пространстве.

Задачи:

• Приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

• Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

• Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

• Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

Учебно-методический комплекс

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику Музыка 5 класс — (CD, Mp3, М., Просвещение, 2011)

• Урок музыки, 5 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008 г.

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009, 2011;

• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику Музыка 6 класс — (CD, Mp3, М., Просвещение, 2011)

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику Музыка 7 класс — (CD, Mp3, М., Просвещение, 2011)

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Искусство»: учебник. 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

 

Планируемые предметные материалы

Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Изучение предмета «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Выпускник научится:

· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

· основам музыкальной грамотности: эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевым понятиям музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

· понимать основной принцип построения и развития музыки;

· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

· владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и уча-ствовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества

· усваивать музыкальную культуру многонационального российского общества;

· Выпускник получит возможность научиться

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

· развить общие музыкальные способности, образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение;

· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при исполнении мелодий

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать

· сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

· использовать информационно-коммуникационных технологий при усвоении содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;

· уметь самостоятельно создавать и демонстрировать мультимедийные презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

В соответствии с учебным планом гимназии на учебный предмет «Музыка», в 5-8 классах, отводится 136 часов, (по 34 часа в каждом классе)

Содержание учебного предмета, курса

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия », « Классика и современность»

 

Класс

Раздел 1.«Музыка и литература»(17ч).Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов, Жанры инструментальной и вокальной музыки. Путешествие в музыкальный театр. Раздел 2.«Музыка и изобразительное искусство»(17ч).Музыка и изобразительное искусство. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Изобразительность в музыке.

Класс

Раздел1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»(17ч).Удивительный мир музыкальных образов. Образы духовной музыки. Искусство XX века. Раздел 2.«Мир образов камерной и симфонической музыки»(17ч). Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Образы симфонической музыки. Мир музыкального театра.

Класс

Раздел1.«Особенности драматургии сценической музыки»(17ч).Классика и современность. В музыкальном театре. Русская музыка. В музыкальном театре. Зарубежная музыка. Раздел 2.«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»(17ч).Музыкальная драматургия – развитие музыки.Симфоническая музыка. Музыка народов мира.

Класс

Раздел 1. «Классика и современность» (17ч). Искусство в жизни современного человека. Наука и искусство. Искусство как универсальный язык общения. Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись. Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч). Знаки и символы музыкального искусства. Красота в искусстве и жизни. Есть ли у красоты свои законы. Преобразующая сила искусства.

 

Тематическое планирование

Класс (34 ч)

№ п/п Наименование разделов, тем Часы учебного времени
  Раздел 1. «Музыки и литература».    
  Что роднит музыку с литературой  
  Фольклор в музыке русских композиторов  
  Жанры инструментальной и вокальной музыки  
  Музыкальный театр.Опера.Балет.Мюзикл.  
  Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство»  
  Что роднит музыку и изобразительное искусство  
  Звать через прошлое к настоящему  
  Музыкальная живопись и живописная музыка  
  Музыка на мольберте    
  Мир композитора  

Класс (34 ч)

№ п/п Наименование разделов, тем Часы учебного времени
  Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.    
  Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки    
ИТОГО:  

Класс (34 ч)

№ п/п Наименование разделов, тем Часы учебного времени
  Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки    
  Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки    
ИТОГО:  

Класс (34ч)

№ п/п Наименование разделов, тем Часы учебного времени
  Раздел 1. «Классика и современность» Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке»  
  итого  

 

Формами достижений учащихся является урочная деятельность (ведение тетрадей, выполнение творческих заданий, тестов, проектов), а также внеурочная деятельность(участие в творческих конкурсах, концертных программах).

 

 

Основная литература

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009, 2011;

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: учебник. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Искусство»: учебник. 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2011;

• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику Музыка 7 класс — (CD, Mp3, М., Просвещение, 2011)

• Примерная программа по музыке. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской:. – М.: Просвещение, 2016.

• Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2016.

• Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Крит­ской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сер­геева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017

Дополнительная литература:

• Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта, - М.: Владос, 2002.

• Бугаева З.М. Веселые уроки музыки — М.: Аст, 2002.

• Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы — М.: Просвещение, 1982.

• Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе — М.: Просвещение, 1989.

• Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке — М.: Просвещение, 1989.

• Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца — М.: Просвещение, 1989.

• Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах — М.: Просвещение, 1986.

• Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе — М.: Владос, 2003

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Дидактическое описание Количество на 25 учащихся  
по плану
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  
2. Программы по музыке    
3. Хрестоматия с нотным материалом Для каждого года обучения  
4. Сборники песен и хоров Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)  
5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы  
6. Методические журналы по искусству Федерального значения  
7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки по нескольку  
8. Рабочие блокноты (творческие тетради) В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников  
9. Учебные пособия по электронномумузицированию Для каждого года обучения  
10. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находится в фондах школьной библиотеки  
11. Справочные пособия, энциклопедии Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии и искусства («В мире искусства»)  
2.Печатные пособия
12. Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России    
13. Портреты композиторов Комплект  
14. Портреты исполнителей Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях  
3. Цифровые образовательные ресурсы
15. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Коллекция образовательных ресурсов  
16. Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся  
Экранно-звуковые пособия (могут быть только в цифровом виде)
17. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровом виде)      
5.Учебно-практическое оборудование
18. Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян, аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор; Два инструмента для кабинета музыки и школьного зала Для учителя  
19. Детские клавишные синтезаторы    
20. Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль (колокольчик); бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны; Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.) Дирижерская палочка Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель  
21. Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.    
22. Персональный компьютер Для учителя  

 

Ресурсы Интернет

• Музыка | Электронные образовательные ресурсы

• https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы….

• Партитуры - Каталог файлов - MnogoNot - нотные партитуры

• Культура - Информационный портал

• https://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал

• https://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство «Просвещение» (ссылка на рабочие программы)

Министерство образования и науки Российской Федерации - документы

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: https://www.proshkolu.ru/

Электронная версия газеты «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»): https://1september.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: https://festival.1september.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: https://school-collection.edu.ru/

• Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: «Кирилл и Мефодий», 2007. (CD ROM).

• Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: