Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].
1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫСВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?
Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.
Сигматизмы могут быть:
- губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с'] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф']: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з'] – на звуки, напоминающие [в], [в']: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);
- межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;
- боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;
- носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.
Парасигматизмы могут быть:
- призубный парасигматизм: замена звуков [с] - [с'] соответственно на [т] - [т']: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з'] на [д] - [д']: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);
- шипящий парасигматизм: звуки [с] - [с'] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з'] на звуки [ж] или [ж']: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).
- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с'] - [з']: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);
|
- замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з'] – звуком [с'] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).
Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).
2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С'], [З], [З']
При артикуляции звука [ с ]
1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
3. Зубы сближены или сомкнуты
4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
5. Голосовые складки разомкнуты.
6. Звук с глухой.
3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З'] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ
Сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!
|
Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. «Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!
|
Упражнение «Катушечка». Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.
Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.
Упражнение 1. "Забор".
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. "Окно".
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения "Забор" медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. "Лопата".
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки свистящих звуков.
Методические рекомендации:
последовательно выполнять упражнения "Забор" - "Окно" - выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Язык на губе.
Упражнение 4. "Лопата копает".
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков.
Методические рекомендации:. "Лопата копает" выполнить последовательно следующие упражнения: "Забор" - "Окно" - "Лопата". Из положения "Лопата" поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3-4 раза.
Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 5. "Между воротами"
Цель: сделать язык способным легко перемещаться из стороны в сторону
Методические указания: погладить языком между нижними зубами и губой слева направо и справа налево.
Упражнение 6. "Кошка сердится"
Цель: отрабатывать умение выгибать спинку языка.
Методические указания: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.
Развитие фонематического слуха
Первый этап - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Пятый этап - различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З'] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ
А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С'______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).
Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С']при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.
5. ПРИЁМЫКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З']
Если при произношении [С] - [С'] и [З] - [З'] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.
Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.
Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.
А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:
Футбольный мяч.
Во дворе футбольный мяч
Целый день носился вскачь.
Вместе с нами он играл,
Но сучка не увидал.
Напоролся на него:
С_______________.
Нам жалко так его!
(Е.Г. Карельская)
С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________».
Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.
6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?
По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С']
а) в изолированном произнесении:
Капельки-сестрички
В море плещется волна.
Слышишь, как поет она?
«С_______________».
Эту песенку водички
Капли, дружные сестрички,
Напевают в тишине
Ветру, рыбкам и луне.
«С_______» - шуршат они песком,
Камешком на дне морском.
«С________» - дробятся о скалу,
«С_________» - стекают по стеклу.
«С________» - и спрятались в ракушку.
Мы ее приложим к ушку…
И услышишь снова ты
Шум прибоя, плеск волны:
«С_____________».
(Е.Г. Карельская)
б) в слогах, словах и чистоговорках
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ СЫ-СЫ-СЫ
СЭ-СЭ-СЭ
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АС-АС-АС
ОС-ОС-ОС
УС-УС-УС ЫС-ЫС-ЫС
ЭС-ЭС-ЭС
ИС-ИС-ИС
СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля
СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт
СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть
СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.
АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас
ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос
УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс
ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис
СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.
СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.
СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.
СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.
Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.
АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.
ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.
УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.
ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.
СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ
СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ
СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень
СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка
СЁ: сёмга, Сёма, весёлый
СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.
СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.
СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!
СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.
СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.
Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С'].
в) в скороговорках
У Сени и Сани сом с усами.
Сорок сорок съели сыра кусок.
В саду у Дуси утки и гуси.
Саня и Костя идут к Соне в гости.
Саня с невестой месят тесто.
Саня сено косит, а Соня сено носит.
Сеня во сне сидит на сосне.
У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.
В миске у киски вкусные сосиски.
Испугали Люсю бабусины гуси.
У Фроси на подносе ананас и абрикосы.
Соня и Стас съели ананас.
Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.
У соседа домоседа есть сосед непоседа.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
г) в загадках
Если вместе все семь я,
Получается … (СЕМЬЯ). Благоухает третий день
В саду персидская … (СИРЕНЬ).
Любит сало эта птица
Желтогрудая … (СИНИЦА). К стрижу приполз усатый жук,
Просил скроить ему … (СЮРТУК).
Приглашает всех ребят
Урожай отведать … (САД).
Налетело много ос,
Береги, малыш, свой … (НОС).
Не боится он жары.
Он – любимец детворы,
Добродушен и умен
Лопоухий этот … (СЛОН).
По ночам она не спит,
Очень зорко вдаль глядит.
Словно тыква голова
Это – хищная … (СОВА).
(Загадки Е.Г. Карельской)
8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З']
Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С']. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с'] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з'] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з'] в той же последовательности, что и звуков [С] [С']. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з'] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с']
ЗА-ЗА-ЗА
ЗО-ЗО-ЗО
ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ
ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ
ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача
ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото
ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр
Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].
За-за-за, за-за-за,
За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе,
Сено мы дадим козе.
У Зои и Зины бузина в корзине.
У зайка Бубы разболелись зубы.
Звала Зося зайку в гости.
Идет Назар на базар, купит козу Назар.
Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.
В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.
У Зои мимозы, а Зины розы.
Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.
Роза мёрзнет от мороза.
Зина в магазине забыла корзину.
В магазине купили Зине корзину.
Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.
Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).
При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).