«Школа № 114»
ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол №___________ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________И. В. Сергеева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Олимпиец»
Составитель: учитель физической культуры
Воронин И.А.
г. Нижний Новгород
20___ год
Актуальность программы
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Направленность
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Отличительные особенности программы
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, тесты и анкетирование, круглые столы, конференции, тсо, экскурсии, дни здоровья, спортивные мероприятия и др.
Подобная реализация программы дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик. На первом году реализации данной программы обучающиеся получают начальные знания и навыки, на втором году обучения идет закрепление навыков и их совершенствование.
|
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 5 часа в неделю: 170 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа адресована детям с 8-10 лет. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Принимаются все желающие дети, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Укрепление здоровья и закаливание занимающихся; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, лёгкоатлетических упражнений. Оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности. В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
|
Образовательные:
· ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
· формировать правильную осанку;
· обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
· изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
· формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни. Развивающие:
· развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
· совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
· прививать жизненно важные гигиенические навыки;
· содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
· стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
· формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
· улучшать функциональное состояние организма;
· повышать физическую и умственную работоспособность;
· способствовать снижению заболеваемости.
Планируемые результаты
Ø личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Ø метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Ø предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
Лёгкая атлетика | 37 часов | |
Подвижные игры | 24часов | |
Подвижные игры с мячами | 24 часа | |
Спортивные игры | 25 часа | |
Гимнастика | 25 часов | |
Лыжная подготовка | 35 часов | |
Итого |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема занятия | Часы | План. дата | Факт. дата |
Инструктаж по технике безопасности (ТБ). Равномерный бег в чередовании с ходьбой. «Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) | ||||
Равномерный бег в чередовании с ходьбой. «Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) | ||||
Равномерный бег в чередовании с ходьбой. «Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) | ||||
Прыжки в длину с места. Прыжки через невысокие барьеры. Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места). | ||||
Прыжки в длину с места. Прыжки через невысокие барьеры. Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места). | ||||
Прыжки в длину с места. Прыжки через невысокие барьеры. Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места). | ||||
Прыжки в длину с места. Прыжки через невысокие барьеры. Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места). | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Прыжки в высоту с места и с разбега. Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места). | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Игра в «Два мороза» | ||||
Игра в «Два мороза». Игра «Охотники и утки» | ||||
Игра «Охотники и утки». Игра в «Два мороза» | ||||
Игра «Охотники и утки» | ||||
Подвижные игры с изменением направления по сигналу «Хитрая лиса», «Ловишки» | ||||
Подвижные игры с изменением направления по сигналу «Хитрая лиса», «Ловишки» | ||||
Передача мяча по кругу (влево - вправо) «Мой веселый, звонкий мяч» | ||||
Передача мяча по кругу (влево - вправо) «Мой веселый, звонкий мяч». Ведение мяча одной рукой «Школа мяча» | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол)-- | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с малыми мячами. Строевые упражнения | ||||
Общеразвивающие упражнения с малыми мячами. Строевые упражнения | ||||
Общеразвивающие упражнения с малыми мячами. Строевые упражнения | ||||
ОРУ с малыми мячами. Лазание по гимнастической стенке, по канату | ||||
ОРУ с малыми мячами Лазание по гимнастической стенке, по канату | ||||
ОРУ на равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке. Ходьба по низкому бревну. Перешагивание через мячи при ходьбе по бревну | ||||
ОРУ на равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке. Ходьба по низкому бревну. Перешагивание через мячи при ходьбе по бревну. Полоса препятствий | ||||
Подтягивание, лежа на животе по скамейке, на перекладине. Полоса препятствий. | ||||
Подтягивание, лежа на животе по скамейке, на перекладине. Полоса препятствий. | ||||
Подтягивание, лежа на животе по скамейке, на перекладине. Полоса препятствий. | ||||
Подтягивание, лежа на животе по скамейке, на перекладине. Полоса препятствий. | ||||
Акробатические упражнения(кувырки, стойки, мост). Полоса препятствий | ||||
Акробатические упражнения(кувырки, стойки, мост). Полоса препятствий | ||||
Акробатические упражнения(кувырки, стойки, мост). Полоса препятствий. | ||||
Акробатические упражнения(кувырки, стойки, мост). Полоса препятствий | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Подбрасывание мяча вверх и ловля его «Играй, играй, мяч не теряй» | ||||
Подбрасывание мяча вверх и ловля его «Играй, играй, мяч не теряй» | ||||
Подвижная игра «Мяч над сеткой» | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Подбор лыжного инвентаря. | ||||
Перенос и надевание лыж. Ступающий шаг. | ||||
Ступающий шаг. Скользящий шаг. | ||||
Ступающий шаг. Скользящий шаг. | ||||
Скользящий шаг. Передвижение попеременным ходом. | ||||
Скользящий шаг. Передвижение попеременным ходом. | ||||
Передвижение попеременным ходом. Одновременный ход | ||||
Передвижение попеременным ходом. Одновременный ход | ||||
Передвижение попеременным ходом. Одновременный ход | ||||
Передвижение на лыжах до 2 км | ||||
Повороты переступанием. Подвижная игра «Салки на марше». | ||||
Подъем на склон ступающим шагом. Спуск по уклон. | ||||
Передвижение на лыжах до 2 км | ||||
Повороты переступанием. Подвижная игра «Салки на марше». | ||||
Подъем на склон ступающим шагом. Спуск по уклон. | ||||
Передвижение на лыжах до 2 км | ||||
Повороты переступанием. Подвижная игра «Салки на марше». | ||||
Подъем на склон ступающим шагом. Спуск по уклон. | ||||
Передвижение на лыжах до 2 км | ||||
Повороты переступанием. Подвижная игра «Салки на марше». | ||||
Эстафеты, подвижные игры на лыжах | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Мини-баскетбол (ведение, передача и ловля, бросок в корзину, игра в мини – баскетбол) | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Игра «Охотники и утки» (метание мяча) | ||||
Игра «Меткий мяч» | ||||
Игра «Прыгалки- скакалки» (прыжки через скакалку) | ||||
Игра «Охотники и утки» (метание мяча) | ||||
Игра «Меткий мяч»- | ||||
Равномерный бег в чередовании с ходьбой. «Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) | ||||
Равномерный бег в чередовании с ходьбой. «Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах). | ||||
Метание м. мяча в цель с r =7-8 м. Метание мяча на дальность. Игра «Меткий мяч». | ||||
Метание м. мяча в цель с r =7-8 м. Метание мяча на дальность. Игра «Меткий мяч». | ||||
Челночный бег 3х10 м. Эстафеты. Игра в «Два мороза» | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Мини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
ини-футбол (ведение, обводка, передача и остановка мяча, удар по воротам, игра в мини футбол)- | ||||
Содержание курса.
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению «Олимпиец» состоит из 5 разделов:
Лёгкая атлетика. – 37ч
Прыжки в длину с места- 3ч
Прыжки через веревочку (h=30-40 см- 2ч
Метание м. мяча в цель с r =7-8 м- 5ч
Метание мяча на дальность- 4ч
Равномерный бег в чередовании с ходьбой- 5ч
Броски набивного мяча (0,5 кг) от груди вперед-вверх – 5ч
Челночный бег 3х10 м- 5ч
Эстафеты- 5ч
Прыжки в длину с разбега- 5ч
Прыжки в высоту с места и с разбега- 3 ч
Подвижные игры – 24ч
Игра в «Два мороза» - 3ч.
Игра «Ребята-зверята» (ходьба с заданием) - 2ч
Игра «Охотники и утки» (метание мяча) – 2ч
Игра «Веселые лягушата» (прыжки в длину с места) - 2ч
Игра «Прыгалки- скакалки» (прыжки через скакалку) – 3ч
Подвижные игры с изменением направления по сигналу «Хитрая лиса», «Ловишки» -3ч
«Ура, игра» (бег в чередовании с ходьбой) – 3ч
Игра «Зайцы в огороде» (прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах) – 3ч
Игра «Меткий мяч»-3 ч