В результате изучения настоящей учебной дисциплины обучаемый должен знать:
· основы теории инноваций;
· стратегические подходы к инновационному развитию экономики и ее структурной трансформации;
· базовые факторы экономического роста;
· основные принципы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;
· особенности интеграционных процессов в глобальной экономике;
· основы теории научно-технических циклов;
· механизмы возникновения и создания транснациональных корпораций и научно-технологических альянсов;
· влияние технологических укладов на структуру экономики и темпы её роста;
· основы государственной инновационной политики;
· принципы формирования инвестиционной стратегии предприятия и государства,
· механизмы стимулирования инновационной деятельности,
· методы перспективного планирования инновационного развития;
· принципы кластерной организации экономики;
· структурные элементы национальной инновационной системы;
· формы организации исследований и разработок в экономике инновационного типа;
· механизмы формирования спроса и предложения на рынке научно-технической продукции, создания и функционирования его инфраструктуры,
· основы венчурного финансирования инновационных проектов;
· особенности взаимодействия экономики природы и общества;
· базовые механизмы материало- и энергосбережения.
На основе использования полученных знаний обучаемый должен уметь:
· использовать полученные знания в практической деятельности для достижения целей инновационного развития реального сектора национальной экономики;
· анализировать основные показатели инновационного развития, проводить их международное сопоставление;
|
· обосновывать эффективность использования регулятивных механизмов стимулирования инновационных процессов;
· определять тенденции и перспективы экономического роста предприятий, стран и регионов;
· осуществлять перспективное планирование инновационного развития;
· организовывать международное научно-техническое сотрудничество;
· организовывать деятельность малых научно-инновационных предприятий;
· оценивать инновационный потенциал предприятия, региона;
· проводить экспертизу инновационных проектов, привлекать инвестиции для их реализации;
· готовить материалы и разрабатывать предложения по управлению инновационной деятельностью;
· обеспечивать трансфер технологий из области науки в область производства и функционирование предприятий инновационного сервиса;
· работать с партнерами на рынке инновационных продуктов;
· оценивать коммерческий потенциал новых технологий;
· участвовать в корпоративном управлении при создании и выведении нового продукта на рынок;
· управлять инвестициями в инновационную деятельность. включая венчурное финансирование;
· использовать в своей практической деятельности современную экономическую и инновационную терминологию.
Подготовка магистра по учебной дисциплине «Теория и технологии инноваций» должна обеспечивать у обучаемого формирование ряда групп компетенций.
В объеме академических компетенций он должен:
· проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации;
|
· формировать цели и задачи для принятия решений;
· самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, организации производства, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности;
· самостоятельно приобретать новые научные и практические знания и умения, в том числе в тех областях, которые непосредственно не связанны со сферой инновационной деятельности;
· использовать базы данных, инновационные программные продукты и коммуникационные технологии;
· использовать в профессиональной деятельности методы научного познания, базовые законы естествознания, фундаментальные основы общеинженерных дисциплин.
В объеме социально-личностных компетенций он должен:
· совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
· владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и профессиональной позиции;
· анализировать и делать выводы по социальным, этическим, научным и экономическим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности;
· понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм;
· логично, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичных выступлений для ведения дискуссии и полемики;
· уметь работать в команде, руководить и подчиняться;
· уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
|
· проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска;
· оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной, новаторской, творческой жизненной позиции;
· адаптироваться к новым ситуациям, реализовывать свой опыт.
В объеме профессиональных компетенций он должен:
· выполнять мероприятия по охране интеллектуальной собственности;
· участвовать в оперативном планировании деятельности организации и вырабатывать предложения по стратегическому планированию инновационной деятельности;
· знать правовые основы инновационного предпринимательства и охраны интеллектуальной собственности;
· участвовать в повышении квалификации персонала в области инновационной деятельности;
· анализировать эффективность системы материального и морального стимулирования в области инновационной деятельности и предлагать меры по ее совершенствованию;
· контролировать исполнение принятых решений, развивать культуру межличностного общения, распределять обязанности и определять степень ответственности работников, разрабатывать стандарты качества и нормативы для участников инновационного процесса;
· определять сферы применения научно-технических идей и разработок;
· ориентироваться в среде инновационного предпринимательства;
· формировать базы данных и архивных документов по инновационной деятельности;
· собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие инновационную деятельность;
· управлять инвестициями в инновационную деятельность, включая венчурное инвестирование;
· квалифицированно проводить научные исследования в инновационной деятельности;
· сопровождать трансфер технологий, оценивать перспективы коммерциализации результатов исследований и разработок;
· подготавливать материалы и разрабатывать бизнес-планы инновационных проектов;
· подготавливать материалы к презентации инновационного и инвестиционного проекта;
· оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности разработанных проектов;
· оценивать коммерческий потенциал разработок, технологий инновационных проектов;
· оценивать конкурентные преимущества инновационного продукта;
· анализировать поведение конкурентов на рынке научно-технической продукции;
· организовать рекламу и продажу инновационного продукта;
· осуществлять самоменеджмент;
1.4. Общее количество часов и количество аудиторных часов, отводимое на изучение учебной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом по специальности.
Общее количество – 110 час.
Количество аудиторных часов – 34 час.
II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебной программы
№ п/п | Наименование темы | Количество аудиторных часов | ||
Лекции | Семинары | Всего | ||
Раздел I. Теория инноваций | ||||
1. | Предмет, содержание и задачи дисциплины «Теория и технологии инноваций» | - | ||
2. | Институциональная трансформация социально-экономической парадигмы цивилизационного развития | - | ||
3. | Глобальные процессы в мировой экономике | |||
4. | Теоретические основы инновационного развития | |||
Всего: | ||||
Раздел II. Технологии инноваций | ||||
5. | Национальные инновационные системы | |||
6. | Стратегия и механизм формирования инновационной экономики | |||
7. | Перспективное планирование инновационного развития | |||
8. | Институциональные предпосылки формирования инновационной экономики в Беларуси | - | ||
Всего: | ||||
Итого: |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ
Ключевые понятия: Инноватика как научная основа инновационного менеджмента. Основные понятия и терминология в инноватике. Инновационный npoцecc как объект управления. Моделирование инновационных npoцeccoв и проектов. Основные факторы инновационного развития. Жизненный цикл технического уклада, продукта, технологии. Диффузия инноваций. Коммерциализация новшеств. Инвестиции в инновационные npoцeccы. Цикличность инновационных npoцeccoв. Инвариантность нововведений и формирование инновационной среды для перехода к новому технологическому укладу. Инновационная теория экономического роста. Теория конкуренции и инновации. Стратегическое управление инновациями.
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины « Теория и технологии инноваций ».
Инноватика как новая форма знаний (формируемая наука). Ее гносеологические корни. Инновационная проблематика в экономической науке.
Роль дисциплины «Теория и технологии инноваций» в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. Её связь с другими образовательными дисциплинами.
Концепция и структура изложения дисциплины. Организация образовательного процесса.
Тема 2. Институциональная трансформация социально-экономи-ческой парадигмы цивилизационного развития.
Постиндустриальное общество и новая экономика. Типологические признаки новой экономики: доминантный вид производства, движущая сила, основной экономический ресурс процесса воспроизводства. Технологическая база новой экономики. Информация как механизм кодификации знаний. Инновационная культура - стратегический ресурс нового века.
Идеология формирования новой экономической парадигмы: базовые факторы, критерии оценки, целевая функция. Д.Белл и его теория постиндустриального общества. Условия устойчивого социально-экономического развития. Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси.
Структурно-функциональная обусловленность новой экономической парадигмы. Добавленная стоимость, темпы и качество экономического роста. Инновации и конкурентоспособность. Интенсивные факторы производства. Структура экономического роста в инновационной экономике. Конкурентоспособность в условиях глобализации. Ее национальные факторы.