ПРОГРАММА КУРСА. «Основы смыслового чтения и работы с текстом»




УТВЕРЖДАЮ

директор ________________ Т.Н.Терновая

приказ по МАОУ лицею №28 от «____»____2016г. №____

МП

ПРОГРАММА КУРСА

«Основы смыслового чтения и работы с текстом»

учителя

Потаповой Юлии Валерьевны

На 2016-2017 учебный год

уровень образования - основное общее

класс5-б

количество часов – 35 (1 час в неделю)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- основной образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея №28;

- программы Школьной лиги РОСНАНО.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. В разделе «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» примерной основной образовательной программы образовательного учреждения отмечено, что в результате изучения всех без исключения предметов в основной школе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Описываются необходимые проявления названной компетенции, где чтение фигурирует как средство, потребность и инструментальный навык:

- чтение как средство продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, проведения досуга, подготовки к трудовой и социальной деятельности;

- чтение как потребность для познания мира, себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

- чтение как инструментальный навык, который включает: технику чтения, осмысленное чтение, рефлексивное чтение, овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; способность к выразительному чтению; владение коммуникативным чтением вслух и про себя; использование практики учебного и самостоятельного чтения; освоение основных стратегий чтения художественных и других видов текстов; умение выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Цели программы:

- формирование и развитие личности обучающегося на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы лицея;

- формирование функциональной грамотности обучающихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи программы:

- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

- вовлекать обучающихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

- развивать интеллектуальную самостоятельность, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе: углубления базовых знаний по теории текста; использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту обучающихся; использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

 

Общая характеристика курса

Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» является обязательным компонентом основной образовательной программы лицея. Таким образом, реализуется системно-ориентированный способ приобщения к чтению. Он предполагает создание условий, в которых задействован потенциал всех компонентов соответствующего социокультурного пространства лицея:

- базовый образовательный процесс;

- система воспитательной работы и социализации;

- дополнительное образование;

- самообразование.

Такая образовательная программа является способом формирования читательской компетенции как метапредметного образовательного результата, достигаемого в процессе интеграции различных учебных дисциплин.

При разработке «Основной образовательной программы основного общего образования» программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» проектировалась с учетом возможной интеграция ресурсов Программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, Программы формирования икт-компетентности обучающихся. Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; Программ отдельных учебных предметов и курсов; Программы воспитания и социализации обучающихся; Программы коррекционной работы.

Чтение является основной компетенцией при изучении любой науки. Их взаимодействие предполагает, что:

- целеполагание и планирование происходит на уровне общих ожидаемых результатов;

- реализация обеспечивается координацией совместных усилий всего педагогического коллектива;

- мониторинг осуществляется в массовом охвате на уровне фиксируемых тенденций.

Информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому выпускник школы должен научиться работать с разнородной информацией, способствующей решению социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное отношение к чтению в нашей стране, можно говорить о его кризисе.

Основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать снижение интереса к чтению, ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы, низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения сказывается на результатах школьного обучения.

Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость.

Большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в личной жизни и в процессе получения образования.

Значительно возрос и практически стал преобладающим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения.

В этих условиях культурное содержание текстов остается неосвоенным, а разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культуры увеличивается, что обусловливает кризисные явления в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Все эти явления не могли не отразиться на духовном и нравственном здоровье человека (прежде всего подрастающего), которое вызывает сегодня особую тревогу, поскольку именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности на уровне земной цивилизации.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный потенциал. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личность к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор её движения к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Убеждённые в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

В основании духовной жизни человека лежат три составляющие: нравственная, эстетическая, религиозная. По словам В.В.Зеньковского, «все три составляющих духовной жизни находят своё выражение в чувствах, работе ума и активности». Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у школьников нравственной способности к различению добра и зла, эстетической способности к различению прекрасного и безобразного, религиозной способности к различению истинного и ложного.

В связи с этим основными ориентирами духовно-нравственного воспитания в современной школе, основными интегративными понятиями и характеристиками, к которым следует стремиться обучающимся, являются следующие:

- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе;

- чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим поведению.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В основе идеи «достойной жизни» Н.Е. Щурковой лежат три принципа.

Первый заключается в категории Добра. Он охватывает всё, что является благом для другого человека. Если каждый будет ориентирован на благо другого, то каждый выигрывает в таком устройстве жизни, так как рождается общая защищённость любого вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик.

Второй принцип – Истина: всё, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в выборе своего пути.

Третий – Красота: всё то, что представляет собой гармоничное сочетание формы и содержания. Красота даёт наслаждение, человек начинает любить жизнь благодаря ей, принимая жизнь такой, как она есть.

Программа внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом» призвана не только формировать УУД, но и решать проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Смысловое чтение, т.е. чтение, дающее понимание смысла текста (чтение с мыслью, осмысленное чтение) – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.

Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом является универсальным, основополагающим и обоснованно считается необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение смысловому чтению активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальную самостоятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: