1. Личностные результаты:
обучающиеся научатся:
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
2. Метапредметные результаты:
обучающиеся овладеют:
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
|
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
-делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
|
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
3. Предметные результаты:
обучающиеся получат возможность:
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫСМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫС ТЕКСТОМ»
Тема №1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения).
Тема №2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное).
Тема №3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»).
Тема №4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте).
Тема №5. С чего начинается текст? (Роль заглавия).
Тема №6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа).
Тема №7. Внимание к слову.
Тема №8. Тематический конкурс чтецов.
Тема №9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники).
Тема №10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста).
|
Тема №11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте).
Тема №12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации).
Тема №13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль).
Тема №14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах).
Тема №15. Шифровка и дешифровка текста. (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах.)
Тема №16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи.)
Тема №17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема №18. «Сцепления» в тексте. (Смысловые связи в тексте.)
Тема №19. Погружение в текст. (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.)
Тема №20. Погружение в текст. (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи).
Тема №21. Воображение и прогнозирование. (Приёмы прогнозирования.)
Тема №22. Воображение и прогнозирование. (Прогнозирование содержания.)
Тема №23. Диалог с текстом. (Вопросы к тексту.)
Тема №24. Диалог с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы.)
Тема №25. Диалог с текстом. (Выделение главной мысли.)
Тема №26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов».
Тема №27. Учимся читать «между строк». (Скрытая информация в тексте.)
Тема №28. Что помогает понять текст? (План текста.)
Тема №29. Что помогает понять текст. (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты.)
Тема №30. Шифровка и дешифровка текста. (Обработка и перекодирование информации.)
Тема №31. Шифровка и дешифровка текста. (Обработка и перекодирование информации.)
Тема №32. Когда текст прочитан. (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Тема №33. Когда текст прочитан. (Оценка информации.)
Тема №34. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом.)
Тема №35. Чему я научился. (Подведение итогов, оформление портфолио.)
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫСМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫС ТЕКСТОМ» ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КЛАСС
№ занятия | Дата занятия | Тема занятия | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | |
по плану | измене ния | ||||
1. | 3.09 | Умеем ли мы читать? | Виды чтения. | Мониторинг качества чтения; анкетирование учащихся. | |
2. | 10.09 | Как выбрать книгу? | Виды чтения: просмотровое, ознакомительное. | Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?». Блиц-турнир «Из чего состоит книга». Составление памятки для просмотрового/ ознакомительного чтения. | |
3. | 17.09 | Учимся ставить цель чтения. | «Знаю – хочу узнать – узнал». | Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). | |
4. | 24.09 | Что и о чём? | Углубление понятия о тексте. | Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. | |
5. | 1.10 | С чего начинается текст? | Роль заглавия. | Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник: «Заголовок – это „входная дверь“ текста». Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?». Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста. | |
6. | 15.10 | Зачем нужен эпиграф? | Роль заглавия и эпиграфа. | Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?». Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян: «Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». | |
7. | 22.10 | Внимание к слову. | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. | Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово». Аукцион «Кто больше?». Игра «Правда ли, что?..». Устное сочинение. | |
8. | 29.10 | Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы». | Отбор стихотворений и прозаических отрывков по теме. | Работа с текстами: понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, отражать это понимание в выразительном чтении. | |
9. | 5.11 | Наши друзья и помощники. | Библиотечный урок. Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. | Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию». Подготовка группового проекта презентации словаря. | |
10. | 12.11 | Учимся читать учебный текст. | Элементы учебного текста. | Интеллектуальный марафон. Игры: • «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам). • «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам, начиная с второстепенных и заканчивая существенными). • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета). • «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Оформление результатов в портфолио. | |
11. | 19.11 | Главное и неглавное в тексте. | Виды информации в учебном тексте. | Практикум «Учимся читать учебный текст». Упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов. | |
12. | 3.12 | Учимся читать учебный текст. | Маркировка информации. | Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст». Оформление результатов в портфолио. | |
13. | 10.12 | Практикум-диагностика. | Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль. | Тест. | |
14. | 17.12 | Как читать несплошной текст? | Поиск и обработка информации в несплошных текстах. | Турнир догадливых. | |
15. | 24.12 | Шифровка и дешифровка текста. | Поиск и нахождение информации в несплошных текстах. | Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы». Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными. | |
16. | 14.01 | Как построен текст? | Строение текстов разных типов речи. | Решение исследовательских задач. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Практикум-исследование «Как построен текст?». | |
17. | 21.01 | Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». | Отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации». | Защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов. | |
18. | 28.01 | «Сцепления» в тексте. | Смысловые связи в тексте. | Интеллектуальная разминка. Интеллектуальные игры. Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста. Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация. | |
19. | 4.02 | Погружение в текст. | Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи. | Практикум на основе комплексного анализа текста. Дополнительные задания к практикуму: Коллективное составление плана текста, запись плана. Устный пересказ текста по плану. Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?». | |
20. | 11.02 | Погружение в текст. | Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи. | Составление граф-схемы. Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста. Фиксирование результата в портфолио. | |
21. | 25.02 | Воображение и прогнозирование. | Приёмы прогнозирования. | Интеллектуальная разминка. Игра «Бюро прогнозов». Творческое упражнение «Сочинялки». | |
22. | 4.03 | Воображение и прогнозирование. | Прогнозирование содержания. | Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение». Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам». Практикум «Учимся задавать вопросы». Интеллектуальный марафон «Почемучки». | |
23. | 11.03 | Диалог с текстом. | Вопросы к тексту. Умение их задавать. | Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам». Практикум «Учимся задавать вопросы». Интеллектуальный марафон «Почемучки». | |
24. | 18.03 | Диалог с текстом. | «Толстые» и «тонкие» вопросы. | Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?». Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов. Самостоятельная работа в парах. | |
25. | 25.03 | Диалог с текстом. | Выделение главной мысли. | Интеллектуальный марафон «Почемучки». | |
26. | 1.04 | Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов». | Диагностирование умения задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме. | Командная игра. | |
27. | 15.04 | Учимся читать «между строк». | Скрытая информация в тексте. | Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям - просторно». Игра (командная) «Моментальное фото». Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио. | |
28. | 22.04 | Что помогает понять текст? | План текста. | Обучающий тренинг «Как составить план». | |
29. | 29.04 | Что помогает понять текст. | Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты. | Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды». | |
30. | 6.05 | Шифровка и дешифровка текста. | Обработка и перекодирование информации. | Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Оформление результатов деятельности в портфолио. | |
31. | 13.05 | Шифровка и дешифровка текста. | Обработка и перекодирование информации. | Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы». Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными. | |
32. | 20.05 | Когда текст прочитан. | Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. | Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста). Устное изложение. | |
33. | 27.05 | Когда текст прочитан. Практикум-диагностика. | Оценка информации. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с текстом. | Послетекстовые вопросы и задания. Диспут «Прочитав текст», тест. |