Пояснительная записка
Художественное творчество – неотъемлемая часть культуры, которая вырастает из нее и, как вся культура в целом, служит человеку – хранит его опыт, воплощает и развивает его творческие силы. Знание психологии природы художественного творчества дает возможность студентам глубже понять особенности творческой личности и психологические механизмы творчества.
Цель курса «Психология художественного творчества» - вооружить специалистов современной эстрады такими знаниями, которые бы помогли им глубже понять тайны своей профессии.
Главные задачи курса:
- ознакомление студентов с теоретическими знаниями в сфере эмоционально рефлексивной природы искусства;
- дать представление о психологических составляющих творческого процесса артиста эстрады;
- познакомить с основными методами психорегуляции творческой деятельности в сфере эстрадного искусства.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Всего ч. | Лекции ч. | Практич. зан. ч. | Сам. работа ч. |
1. | Эмоционально рефлексивная природа искусства | ||||
2. | Психологические составляющие творческого процесса | ||||
3. | Психологические составляющие творческого процесса в эстрадном искусстве | ||||
4. | Методы психорегуляции творческой деятельности артиста эстрады | ||||
Всего |
Тема 1. Эмоционально-рефлекторная природа искусства
Лекция 1.
Становление и развитие психологии художественного творчества
Основы теории художественного творчества.
В давнем споре о роли искусства в человеческой жизни наметились две концепции. В основе первой – искусство есть проповедь, наставляющая на праведный путь, стимулирующая общественную активность, преданность национальной идее. Вторая позиция – искусство является исповедью, разрешением от духовного бремени, эмоциональной разрядкой, чувственным наслаждением. Следствием являлась трактовка категории катарсиса, как очищения духа от всего телесного (Платон, П. Корнель), т.е. как средства, ведущего к достижению цели, постижению истины, совершению подвига, выполнению нравственных требований и побуждений. Во втором случае катарсис понимается как функциональная терапия искусства, выделяющая психотерапевтическое воздействие искусства на человека (Аристотель, И.В. Гете, З. Фрейд).
|
Анализ научных трудов как зарубежных ученых (Дж. Гетделс, Ф.Джексон, Л. Кюби, Ж-П. Сартр и др.), так и отечественных (М. Афанасьев, А. Молчаджан, Л. Выготский, П. Якобсон и др.) подтверждает мысль о том, что художественное творчество является вершиной человеческого творчества и важнейшим аспектом его жизни, и как понятие давно вышло за рамки интересов только искусствоведов. Интерес к художественному творчеству стал признаком истинной культурности человека с его стремлением исследовать любовь, таинство философствования, постичь основы религиозной жизни. В результате человеку легче понять как гармонично развивать своих детей; улаживать всевозможные конфликты; придерживаться индивидуального духовного пути.
Становление отечественной психологии художественного творчества.
В отличие от зарубежных ученых, которые развивали свои теории на биологизаторстве и медицинских парадигмах, основоположник отечественной психологии искусства Л. Выготский еще в 30-е годы прошлого столетия перефразируя утверждения К. Станиславского о непроизвольности чувств формулирует разницу между бытовыми и сценическими эмоциями. Он также сформулировал социально-историческую и социально-культурную парадигматику искусства. Только в 70-е годы его идеи получили развитие на основе которого наметилось продуктивное изучение психологии художественного творчества, основанного на двуединстве биологических и социальных компонентов, эмоциональных и рефлекторных подструктур. В работах С. Рубенштейна В. Гемова шел поиск ответов на вопросы «Как зарождается образ, в глубинах человеческой психики?»; «Каковы психические законы прекрасного?»; «В чем причины самой эстетической жажды присущей от рождения?». С позиций психологии художественное творчество является необходимым аспектом жизни общества и жизни настоящего художника.
|
Вопросы для повторения:
1. В чем сущность и значение художественного творчества?
2. Каковы основные этапы развития науки и психологии художественного творчества.
Рекомендуемая литература:
1. Выготский Л.С. Психология исскуства. –Мн; Современное слово, 1998
2. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. –Мн; Когато-Центр, 2003
Лекция 2.
Научная и художественная картина мира как двуединство эмоциональной и рефлекторной природы искусства
В конце 70-х годов начинается масштабное разверстывание психологических исследований в области творчества: по проблеме мышления (А. Брушлинский. А. Матюшкин); рефлексии (И. Семенов, С. Степанов);; рефлексивных методов в коррекции человеческого поведения (Ю. Орлов); измененных состояний (А. Рассохин, С. Славнов).
|
В работах нейрофизиологов показана роль межполушарной ассиметрии в абстрактно-логическом и пространственно-образном типе мышления. Отличительной особенностью пространственно-образного правополушарного мышления является одномоментальное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. В результате образное мышление обеспечивает непосредственность восприятия реальности.
Задачей логико-вербального мышления является вычленение из всего реально существующего, одного существенного. За рамками данной модели остается все, что не может быть логически организовано. А пространно-образное мышление является отражением всех существующих взаимосвязей в реальном мире. Его можно передать только с помощью языка искусства.
Для индивида образное мышление менее напряженное, чем логическое. При стрессах оно обеспечивает основную форму психологической защиты личности. Следовательно, творческая деятельность служит здоровью человека в результате полного использования особенностей правополушарного мышления.
Однако только у людей с хорошими творческими способностями возможны малые энергозатраты. При низкой творческой потенции нужны большие усилия, чтобы преодолеть установки на жесткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями. Для формирования установки на логическое восприятие мира требуется высокая активность церебральной системы. Образное мышление является функционально более зрелых на ранних этапах онтогенеза. Таким образом, отечественная психология изначально выбрала путь комплексного исследования психологии художественного творчества в двуединстве биосоциальных, эмоционально-рефлекторных компонентов личности художника и его творчества.
Вопросы для повторения:
1. В чем различия между абстрактно-логическим и пространственно-образным мышлением?
2. Значение образного мышления в творческой деятельности.
Рекомендуемая литература:
1. Гройсман А.Л. Основы психологии ходожественного творчества – М.,
Когато-Центр, 2003 г