Музыкальное творчество. Особенности творчества композитора и исполнителя.




Основная задача, которую выполняет композитор, это перевод своих мыслей и чувств в звуковую форму. Мастерство и талант композитора заключаются в его умении найти не только четкое содержание образа, но и способности воплотить это содержание в адекватной форме, которая затем будет раскодироваться сначала исполнителем, а затем и слушателем музыкального произведения. При этом присутствуют два психологических условия. Первое – это войти в жизнь изображаемых героев и, как актеру, перевоплотиться в них. Второе – умение автора отделиться от своего героя и посмотреть на него со стороны.

Процесс исполнения может иметь две стратегии – исполнительский замысел созданного художественного образа будет вести за собой исполнителя, либо пальцы и руки будут идти впереди замысла и исполнение будет исходить из того, что в результате получилось. Исполнитель может выявить три основных подхода как к созданию художественного образа, так и его интерпретации. Один из них связан с выходом на первый план личности исполнителя – в результате субъективный подход. Другой связан с акцентом на объективности исполняемого или изображаемого. Третий путь – достижение единства указанных двух подходов.

Когда композитор пишет свою музыку, он свои живые чувства воплощает в символ, доставшийся ему от опыта прошлого поколения музыкантов. Исполнитель силой своего умения, знаний и навыков, помноженных на силу его собственных чувств, должен проделать обратный путь – на основе этих символов создать движение живого и реального чувства. Как композитор, так и исполнитель могут быть озабочены или передачей своих собственных чувств, или задачей объективного воспроизведения действительности, или авторского текста. В результате достигается единство субъективного и объективного подходов, которое говорит о высоких художественных достижениях.

Вопросы для повторения:

1. В чем состоят особенности творчества композитора?

2. В чем состоят особенности творчества исполнителя?

Рекомендуемая литература:

1. Первушин В.И. Музыкальная психология – М., Владос, 1997 г.

Тема 3. Психологические составляющие творческого процесса в эстрадном искусстве.

Лекция 6.

Внимание и ощущение.

Внимание, означающее способность человека сосредоточиться на выполняемой им деятельности, умение отключиться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы, но недостатки внимания могут быть преодолены в процессе специального тренинга. Внимание очень тесно связано с контролем действий, который становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровня автоматического действия. Все выдающиеся музыканты, особенно исполнители, подчеркивают важную роль этого психологического состояния в достижении высокого мастерства. Внимание музыканта может быть различным – широким и узким, направленным на предыдущее или последующее, т.е. опаздывающим или опережающим. Автоматизация движения в значительной мере облегчает выполнение действий, связанных с вниманием.

Ощущением называется психический процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения. Для вокалистов и духовиков и струнников имеют значение вибрационные ощущения, дающие звуку характерную полноту и окраску тембра. Как правило, различные анализаторы в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, повышая или понижая свою чувствительность. Так, различные виды музыкального слуха зависят от звуковысотного слуха, однако еще важнее оказывается способность переживать звуковысотное движение, как выражение определенного неизменного содержания. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения.Двигательные ощущения связаны с памятью ….. и выполненных однажды действий и их запечатлением в мозге в виде нейронных следов.

 

Вопросы для повторения.

1. Какова роль внимания для музыканта?

2. Как осуществляется взаимодействие ощущений?

Рекомендуемая литература:

1. Первушин В.И. Музыкальная психология – М., Владос, 1997 г.

 

 

Лекция 7.

Восприятие и память.

Любое восприятие представляет собой процесс категоризации – отношение данного предмета к тому или иному однотипному предмету. Однако в художественном восприятии к этому процессу подключаются механизму эмоционального заражения и сопереживания. Человек почти никогда не воспринимает объект в объективно-нейтральном плане. Всегда он прибавляет к увиденному и услыванному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что воспринимается. Люди с позицией «Я» - концепцией и, соответственно, высокой самооценкой, как правило, более адекватно воспринимают то, что видят и слышат.

Восприятие легкой и серьезной музыки, несмотря на то, что в обоих случаях основывается на одинаковых физических процессах, на психологическом уровне сильно отличается друг от друга. Обращение к каждому из этих музыкальных пластов связано с наличием различных социально-психологических потребностей, и то, что может быть удовлетворено с помощью одного из них, не может быть удовлетворено с помощью другого.

Однако на вопросы о таинстве воздействия музыки на человека ответы надо искать скорее в бессознательных пластах его психики. Восприятие и переживание музыкального ритма имеют много общего с физиологической реакцией на изменение ритма.

Возникновение музыкального образа на многих ступенях связано с механизмами проекции, которые обусловлены социально-демографическими показателями слушателя. По характеру образов, возникающих в сознании слушателя, можно судить о его нравственном развитии.

Музыкальная память – сложный комплекс различных видов памяти, но две из них – слуховая и моторная – главные. Опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть от особенностей мышления музыканта. Достижение особой прочности запоминания характеризуется у музыкантов высокой квалификации переводом временных отношений музыкального произведения в пространственные. Возможность такого уровня запоминания обеспечивается многократным проигрыванием музыкального произведения в уме на уровне музыкальных представлений.

 

Вопросы для повтороения:

1. Как может протекать процесс развития восприятия?

2. Какие виды памяти наиболее важны для музыканта?

Рекомендуемая литература:

1. Первушин В.И. Музыкальная психология – М., Владос, 1997 г.

 

Лекция 8.

Мышление и воображение.

Музыкальные традиции той или иной культуры предписывают композитору соответствующие ей способы музыкального мышления, что при наличии большого таланта не мешает художнику проявлять свою индивидуальность. В зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно-образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно-действенное, как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно-логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, можно говорить о высшем проявлении музыкального таланта.

Освоение логики музыкальной мысли связано с пониманием таких приемов его развития, как варьирование, чередование, продвижение, прогрессирующее сжатие, компенсация. Развитие музыкального мышления способствует созданию в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых имеются противоречия между знаниями и новыми требованиями к ним, что необходимо для решения поставленной проблемы.

Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Так, как для музыканта характерно «музыкальное» восприятие игры, то, чем больше он получит впечатлений от окружающей среды, тем больше богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переноситься в другие миры, отличающиеся от тех, мы наблюдаем в повседневной жизни. Толчком для развития может быть детская игра и воображаемые предлагаемые обстоятельства.

 

Вопросы для повторения:

1. Как проявляется музыкальное мышление в зависимости от вида музыкальной деятельности?

2. В чем состоят особенности работы воображения у музыканта и слушателя?

 

Рекомендуемая литература:

1.Первухин В.И. Музыкальная психология, М., Владос, 1997

 

Лекция 9. Индивидуально-психологические свойства личности артиста музыкальной эстрады.

 

Важнейшими свойствами артиста эстрады являются способности, темперамент и характер, эмоции, воля. У каждого человека способности развиваются из его задатков, природных предрасположенностей и скрыты, пока он не начнет деятельную жизнь. Поэтому очень важен правильный выбор профессиональной специализации, при котором потенциальные возможности совпадут с видом музыкальной деятельности.

Проявление музыкальных дарований зависит не только от учителей, которые его воспитывают, не от природы задатков, а от психологических характеристик личности, фундамент которых составляют врожденные свойства нервной системы. Классические типы темперамента разделяют всех людей на четыре больших группы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и существует большое количество взаимопереходов и взаимовлияний одних типов на другие. Характер человека проявляется в его наиболее устойчивых отношениях и типичных жизненных ситуациях. Типичный характер развивается на основе типичного темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента.

В эмоциях и чувствах отражается характер отношения человека к окружающему его миру. Они несут в себе положительные, отрицательные или нейтральные значения. Артист эстрады, переживающий различные чувства и их оттенки должен хорошо знать причины их возникновения и характер протекания. Много эмоций – стрессовое состояние. Моделирование эмоций основывается на показателях темпа и лада, и их направленность на себя, других, на высшие ценности. Выявление типа направленности – нравственный облик артиста эстрады.

Наличие сильной воли – важная черта артиста. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность – эти черты волевого поведения особенно важны в экстремальных ситуациях концерта, фестиваля. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые желательны составляют суть волевого поведения.

 

Вопросы для повторения:

1. Какова роль темперамента и характера в деятельности артиста эстрады?

2. В чем состоит отличие эмоций от чувств?

3. Как связаны волевое поведение и воображение?

 

Рекомендованная литература:

1.Вильсон Гиен. Психология артистической деятельности. М., Кочито-Центр, 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: