Лекция.Классификацииалалий




I.А.Либманн(1925)выделилследующиеформыалалии: моторнуюслухонемоту,сенсорнуюслухонемоту,сенсомоторнуюслухонемоту, переходнуюформумеждуслухонемотойитяжелымкосноязычием.

 

II. КлассификацияР.Е.Левиной. ЛевинаР.Е.в1951г.выделилатриформыалалийвработе«Опытизучениянеговорящихдетей(алаликов)».Р.Е.Левина(1951)предлагаетпсихологическуюклассификациюнарушения,выделяягруппыдетей снеполноценнымслуховым (фонематическим) восприятием,снарушениемзрительного (предметного) восприятияиснарушениемпсихическойактивности:

1. Дети-алалики снедостаточнымакустическимвосприятием (неттонкихакустическихдифференцировок,имеютсяигрубыедефекты).Другиеисследователиназываютэтуформу сенсорнойалалией. Дети-алалики снедостаточностьювдвигательной сфере.Другиеисследователиназываютэтуформу моторнойалалией.

2. Дети-алалики соптическойнедостаточностью (оптико-пространственнаянедостаточность,неттонкихзрительныхдифференцировок,путаетблизкиеформы,величины,путаетсявпространстве).Естьгрубыеоптическиеориентировки(белоеотчерного,маленькоеотбольшого),путаютблизкиеформы,величины,путаютсявнаправлениях.Этодетинеслабовидящие,неслепые,аимеютоптическуюнедостаточность.

3. Дети-алалики снедостаточнойпсихическойактивностью (смотрят,ноневсматриваются,нарушенадеятельностьвсехвидов:включение,переключение,выключение.Детипассивны,заторможены).Немогутдовестиработудоконца,нарушаетсяпереключаемость,детиструдомступаютвконтакт.

 

III КлассификацияН.Н.Трауготт,Л.В.Мелиховой,С.И.Кайдановойидр. подчеркивает,чтопримоторнойалалиинарушендвигательныйанализатор,анетолькоречедвигательный.

 

Некоторыеисследователи(Г.В.Гуровец,Р.А.Белова-Давид)разделяют моторнуюалалию надваподвида,полагая,чтомоторнуюалалиювызываетапраксия.

 

Моторная-афферентная(кинестетическая) Моторная-эфферентная(кинетическая)
И.П.Павлов:благодарякинестезиямвозникаютнавыки,(кинестезии - базовыедляречинавыки). Нетчеткойследовойреакциивнезрелыхклеткахмозга. Трудноепроизнесениезвуков,немогутсвязатьзвукиибуквы(фонему,артикулему,графему). Отслова«кинема» - движение. Нарушениелинейнойдвигательнойпоследовательностизвуковвсловеит.д. Правильнопроизноситслово,нонеможетпроизнестислово.Искажаетструктуруслова,аграмматизмы.


Аналогичноразграничиваютсяафазики(А.Р.Лурия).

Детейдо3леттрудноразграничитьнагруппыафферентныхиэфферентныхалаликов.

IV. КлассификацияОрфинскойВ.К. влингвистическойклассификациивыделяет10формалалии:

Iгруппа(3подвидамоторнойи3подвидасенсорной) - первичныенарушенияязыковыхсистем(речедвигательныйиречеслуховойанализаторы).

IIгруппа - 4формывторичныенарушенияязыковыхсистем,нарушениймежанализаторныхсвязей.

Т.е.связываетихснарушением:1)речедвигательного,2)двигательного,3)слуховогоиречеслуховогоанализаторов.

 

V.КовшиковВ.А.(1985)определил,чтовстречаются импрессивные (сенсорные)и экспрессивные (моторные)формыалалии.Подэкспрессивнойалалиейпонимаетсяязыковоерасстройство,характеризующеесянарушениемусвоенияязыковыхединициправилихфункционирования,чтопроявляетсявневозможностиграмматических,лексическихифонематическихоперацийприотносительнойсохранностисмысловыхиартикуляционных,операций.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: