I.А.Либманн(1925)выделилследующиеформыалалии: моторнуюслухонемоту,сенсорнуюслухонемоту,сенсомоторнуюслухонемоту, переходнуюформумеждуслухонемотойитяжелымкосноязычием.
II. КлассификацияР.Е.Левиной. ЛевинаР.Е.в1951г.выделилатриформыалалийвработе«Опытизучениянеговорящихдетей(алаликов)».Р.Е.Левина(1951)предлагаетпсихологическуюклассификациюнарушения,выделяягруппыдетей снеполноценнымслуховым (фонематическим) восприятием,снарушениемзрительного (предметного) восприятияиснарушениемпсихическойактивности:
1. Дети-алалики снедостаточнымакустическимвосприятием (неттонкихакустическихдифференцировок,имеютсяигрубыедефекты).Другиеисследователиназываютэтуформу сенсорнойалалией. Дети-алалики снедостаточностьювдвигательной сфере.Другиеисследователиназываютэтуформу моторнойалалией.
2. Дети-алалики соптическойнедостаточностью (оптико-пространственнаянедостаточность,неттонкихзрительныхдифференцировок,путаетблизкиеформы,величины,путаетсявпространстве).Естьгрубыеоптическиеориентировки(белоеотчерного,маленькоеотбольшого),путаютблизкиеформы,величины,путаютсявнаправлениях.Этодетинеслабовидящие,неслепые,аимеютоптическуюнедостаточность.
3. Дети-алалики снедостаточнойпсихическойактивностью (смотрят,ноневсматриваются,нарушенадеятельностьвсехвидов:включение,переключение,выключение.Детипассивны,заторможены).Немогутдовестиработудоконца,нарушаетсяпереключаемость,детиструдомступаютвконтакт.
III КлассификацияН.Н.Трауготт,Л.В.Мелиховой,С.И.Кайдановойидр. подчеркивает,чтопримоторнойалалиинарушендвигательныйанализатор,анетолькоречедвигательный.
Некоторыеисследователи(Г.В.Гуровец,Р.А.Белова-Давид)разделяют моторнуюалалию надваподвида,полагая,чтомоторнуюалалиювызываетапраксия.
|
Моторная-афферентная(кинестетическая) | Моторная-эфферентная(кинетическая) |
И.П.Павлов:благодарякинестезиямвозникаютнавыки,(кинестезии - базовыедляречинавыки). Нетчеткойследовойреакциивнезрелыхклеткахмозга. Трудноепроизнесениезвуков,немогутсвязатьзвукиибуквы(фонему,артикулему,графему). | Отслова«кинема» - движение. Нарушениелинейнойдвигательнойпоследовательностизвуковвсловеит.д. Правильнопроизноситслово,нонеможетпроизнестислово.Искажаетструктуруслова,аграмматизмы. |
Аналогичноразграничиваютсяафазики(А.Р.Лурия).
Детейдо3леттрудноразграничитьнагруппыафферентныхиэфферентныхалаликов.
IV. КлассификацияОрфинскойВ.К. влингвистическойклассификациивыделяет10формалалии:
Iгруппа(3подвидамоторнойи3подвидасенсорной) - первичныенарушенияязыковыхсистем(речедвигательныйиречеслуховойанализаторы).
IIгруппа - 4формывторичныенарушенияязыковыхсистем,нарушениймежанализаторныхсвязей.
Т.е.связываетихснарушением:1)речедвигательного,2)двигательного,3)слуховогоиречеслуховогоанализаторов.
V.КовшиковВ.А.(1985)определил,чтовстречаются импрессивные (сенсорные)и экспрессивные (моторные)формыалалии.Подэкспрессивнойалалиейпонимаетсяязыковоерасстройство,характеризующеесянарушениемусвоенияязыковыхединициправилихфункционирования,чтопроявляетсявневозможностиграмматических,лексическихифонематическихоперацийприотносительнойсохранностисмысловыхиартикуляционных,операций.