Дисциплина обеспечена учебно-методическими материалами, которые содержат подробную программу курса по разделам, ситуационные задачи, тестовые задания. Внедрение и развитие активных форм обучения осуществляется по ряду направлений:
1. применение методов проективного, исследовательского и проблемного обучения;
2. использование мультимедийных обучающих программ по дисциплинам кафедр;
3. проведение тестирования (промежуточного и итогового) с использованием материалов, созданных преподавателями, позволяющего активизировать самостоятельную работу студентов и проконтролировать степень усвоения знаний;
4. использование современных компьютерных технологий в учебном процессе, в т. ч. при итоговом контроле степени усвоения учебного материала.
Используемые образовательные технологии.
Планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций, семинаров и практических занятий. При изложении каждой темы указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами. Использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и пр.). Чередование на семинарских и практических занятиях регулярных опросов, докладов, эссе. Использование принципов организации групповых дискуссий, в отдельных случаях – ролевых игр. Периодические включения в практические и семинарские занятия проверки изучения рекомендуемой литературы. Вместе с тем – обучение навыкам и возможностям использования возможностей Интернета. Постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов. В конце каждого семинарского или практического занятия выполняется тест по уже изученной теме. Консультирование по изучаемым темам в конце занятия и, особенно, в период подготовки к экзамену.
|
Основные типы лекций
1. Информационная лекция.
2. Проблемная лекция – в отличие от информационной лекции, на которой сообщаютcя сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.
3. Лекция-визуализация – учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
4. Лекция, подготовленная студентом, – на этой лекции учебный материал проблемного содержания дастся студентом теоретически с точки зрения оценки проблемы сторонником и противником определенной концепции. Студенты вовлекаются в общение, высказывают собственную позицию.
|
5. Лекция с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить студенты. Список ошибок передается студентам лишь в конце лекции. Подбираются наиболее распространенные ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели во время чтения лекций. Студенты во время лекции должны обнаружить ошибки и занести их в конспект. В конце лекции проводится их обсуждение.
6. Лекция-беседа, лекция-дискуссия.
7. Лекция с разбором конкретной ситуации, изложенной в устно или в виде короткого диафильма, видеозаписи и т.п.; студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
Лекция-консультация.
Содержание активных и интерактивных форм
1. Кейс-метод: Его название происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного достижения поставленных задач (цели), сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
2. Методы группового решения творческих задач: метод Дельфы – Помогает выбрать из предлагаемой серии альтернативных вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности; метод 6–6- Не мене шести членов группы в течение шести минут формулируют идеи решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии).
|
3. Мозговой штурм – Наиболее свободная форма дискуссии, позволяющей быстро включить в работу всех членов учебной группы. Используется там, где требуется генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Этапы продуцирования идей и их анализа намеренно разделены: во время выдвижения идей запрещается их критика. Внешне одобряются и принимаются все высказанные идеи. Больше ценится количество выдвинутых идей, чем их качество. Идеи могут высказываться без обоснования.
4. Проектирование – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. В работе над проектом предполагаются следующие этапы: Подготовка. Определение темы и целей проекта; планирование – определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды; исследование; анализ и обобщение; представление проекта; подведение итогов; оценка результатов и самого процесса проектной деятельности учащегося.
5. Круглый стол – это форма публичного обсуждения или освещения проблемы или вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке.
6. Учебная дискуссия – Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах, обучающихся (от 6 до 15 человек). Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории
Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.
В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляторы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внутриаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
2. Вступление: сообщение темы и цели занятия.
3. Основная часть:
1. пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями;
2. деление аудитории на группы и организация коммуникации между ними (формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Организация коммуникации между группами является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);
3. интерактивное позиционирование. Этапы интерактивного позиционирования: выяснение набора позиций аудитории; осмысление общего для этих позиций содержания; переосмысление этого содержания и обобщение, формирование позиций на основании обобщения.
4. Выводы (результат)-
Оценка:
удовлетворительно – реализация всех элементов алгоритма в полном объеме;